Паводок-2018
Как ранее сообщалось, на пресс-конференции в региональной службе коммуникаций анализ предпаводковой ситуации по бассейнам рек сделала директор филиала РГП «Казгидромет» по Акмолинской области Бахыт Макажанова. Проинформировав о недельном синоптическом и долгосрочном прогнозе погоды на предстоящий месяц, спикер ответила на вопросы журналистов. Большей частью они касались жизнедеятельности местных синоптиков и переживаемых ими трудностей.
Так, штат областного филиала Казгидромета вместе с производственным циклом составляет 200 человек. В городах и районах функционируют метеорологические станции численностью сотрудников по пять в каждой. В 28-ми гидрологических постах, 20 из которых — речные и 8 — озерные, по одному наблюдателю. 21 агрометеопост, 11 пунктов ведут наблюдение за загрязнением атмосферного воздуха — на территории ЩБКЗ, 2 — в Кокшетау и 1 — Степногорске. Всего наблюдательная сеть насчитывает 116 гидрометеорологических и экологических наблюдательных пунктов. «Для полного охвата региона мониторингом их, конечно, не достаточно, — подчеркнула Б. Макажанова. — К примеру, в Италии с площадью территории, лишь в два раза превышающей Акмолинскую область, таких пунктов более трех тысяч единиц».
Оснащенность оборудованием филиала, по мнению ее руководителя, оставляет желать лучшего. В этом году из республиканского бюджета через РГП будут выделены деньги на приобретение новых приборов. Они дорогостоящие и в основном российского и финского производства. В 2019-2020 годы «Казгидромет» планирует открыть в области 7 гидрологических постов.
Не секрет, что уровень заработной платы синоптиков низкий, что сказывается на текучести кадров. Средний возраст коллектива филиала сравнительно молодой. Есть и специалисты с большим опытом работы. В настоящее время в Российском государственном гидрометеорологическом университете г. Санкт-Петербурга два сотрудника обучаются на бакалавриате и один — магистратуре.
На вопрос: «Какова по вашим прогнозам вероятность повторения чрезвычайной ситуации, подобной в ВКО, в нашей области?» Б. Макажанова ответила:
— Время наступления и характер половодья зависят от глубины промерзания почвы, объема накопленного за зиму снега, толщины ледового и снежного покрова на водоемах, степени нарастания и соотношения дневных и ночных температур воздуха, выпадения осадков, солнечной радиации и дефицита влажности воздуха. Для марта и апреля характерны частая смена циклонов и антициклонов, резкое изменение погоды. Формирование талого стока, подъем уровня и выхода воды на пойменные участки не исключают возникновения угрозы развития неблагоприятной паводковой обстановки. Оправдываемость долгосрочного прогноза погоды на апрель составляет порядка 60-65%. Более точную информацию мы можем дать только на предстоящие трое суток.
Прозвучал вопрос: «Почему в прошлом году совместные с ДЧС выезды для обследования бассейна рек не помогли предотвратить наводнение в с. Красный Яр?». Честный ответ гласил, что до 2018 года гидрологические прогнозы проводились по старой методике 40-летней давности. На сегодняшний день «Казгидромет» совместно с органами ЧС непосредственно на главных бассейнах рек производит все эти обследования на основании трех нововведений: американско-итальянской численной модели, космического зондирования через НК «Қазақстан ғарыш сапары» и замеров влагозапаса и объемов снега. Заблаговременность гидропрогнозов составляет 42 часа. За прошедшие декады марта они оправдались на 100%.
В заключение было сказано, что «Казгидромет» дает прогноз, оповещает, делает штормовые предупреждения. Говоря о капризах погоды, спикер озвучила изречение экс-министра по чрезвычайным ситуациям РК Владимира Божко: «Разве можно запретить дождю идти зимой, а снегу летом». Сообщила о заключении меморандума с телеканалом «Kokshe» об ежедневном информировании населения области о прогнозе погоды. И о том, что на следующей неделе планируется пресс-конференция с участием представителей руководства филиала РГП «Казгидромет», ДЧС, Казводхоза, Бассейновой инспекции и других заинтересованных организаций.
Марат НУРСЕИТОВ.