ЧЕЛОВЕК И ЗАКОН: История о взятке и наказании. Непридуманная, Кто встретит подростка у ворот, О прозрачности допросов и не только, Есть ли жизнь после колонии?, Замена водительского удостоверения. Онлайн

Из зала суда
История о взятке и наказании. Непридуманная

В любом коррупционном преступлении всегда как минимум два участника. Наказание должны нести и тот, кто брал, и тот, кто взятку давал. Тем более, если делал это, чтобы избежать наказания за какое-либо правонарушение. Приговор Атбасарского районного суда, вынесенный людям известным, в жизни состоявшимся — подтверждение не только тому, что так быть должно, но что так есть и будет.

Приговору предшествовало доскональное установление множества фактов. Каждый из них доказан и обвиняемыми признан. В ТОО «ХПП Лана» работали граждане сопредельного государства, что само по себе не возбраняется. Но лишь в том случае, если иностранная рабочая сила привлекается в рамках установленных квот и в соответствии с действующим законодательством. При проверке деятельности ТОО должностными лицами миграционного подразделения РОВД был выявлен ряд нарушений Закона РК «О миграции населения». Руководителя должны были привлечь к административной ответственности. Проконтролировать это надлежало экс-начальнику Атбасарского РОВД Т.

Но здесь-то и начинается «кривая дорожка», приведшая фигурантов на скамью подсудимых. Руководитель местной полицейской службы района Т. решил использовать ситуацию в корыстных целях. У него созрел умысел на незаконное материальное обогащение путем получения взятки в значительном размере от директора ТОО Ш. Он предупреждает Ш. о грозящем законном наказании и предлагает свою «помощь». Руководитель ТОО в качестве «благодарности» выражает готовность ежемесячно передавать Т. по 200 000 тенге. На том и сходятся.

За июль-август Т. обещанные ему 400 000 получил (сумма квалифицируется как «значительный размер»). Делал это через личных водителей на территории элеватора. «Меры предосторожности» не помогли. Был уличен и взят под стражу.

Из приговора суда: «Деяние Т. правильно квалифицированы по части 2 статьи 366 УК РК как получение должностным лицом взятки в виде денег за действия в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия входят в служебные полномочия этого лица, либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям.

Действия Ш. правильно квалифицированы по части 2 статьи 367 УК РК как дача взятки должностному лицу лично или через посредника в значительном размере».

При вынесении приговора суд принял во внимание смягчающие и отягчающие обстоятельства. Смягчающими в отношении обоих фигурантов дела стали признание вины и чистосердечное раскаяние в содеянном, наличие на иждивении несовершеннолетних детей. В отношении подсудимого Ш. суд в качестве смягчающих обстоятельств учел активное способствование раскрытию преступления, явку с повинной и отсутствие отягчающих обстоятельств.

Было учтено, что оба ранее не судимы, к уголовной ответственности привлекаются впервые, по месту жительства и работы характеризуются положительно.

«У подсудимого Т. в качестве отягчающего обстоятельства суд учитывает совершение преступления лицом, нарушившим тем самым принятую им присягу».

В итоге. Оба признаны виновными. Т. назначено наказание в виде штрафа в размере шестидесятикратной суммы взятки, равного 24 000 000 тенге, с пожизненным лишением права занимать должности в государственных органах, учреждениях, предприятиях, организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов. Специального звания «подполковника полиции» лишен. В связи с тем, что с 11 октября 2017 года по 7 февраля 2018 года Т. находился под стражей, размер штрафа снижен до 22 890 208 тенге. Ш. назначено наказание в виде штрафа в размере тридцатикратной суммы взятки, равной 12 000 000 тенге, с пожизненным лишением права занимать должности в государственных органах, учреждениях, предприятиях, организациях, в уставном капитале которых доля государства составляет более пятидесяти процентов.

Плюс к этому подсудимые возместили процессуальные издержки. Каждый уплатил более 100 000 тенге.

Сравнение между полученными 400 000 тенге и уплаченными без малого 24 000 000 впечатляет. Но на чаше весов — не деньги, а честь полицейского работника, нарушившего присягу, и закон, который не только в силу долга гражданского, но и служебного должен был блюсти Т…

Очень дорого обошлись иностранные рабочие и директору ТОО Ш. Вернее, не они, а стремление работать и жить вопреки закону.

Нина МИТЧИНОВА.

Кто встретит подростка у ворот

Он выходит из мест лишения свободы. Поначалу внимание к нему повышенное: сотрудники органов ювенальной полиции, пробации навещают, контролируют, устраивают на учебу, даже иногда отдых организовывают. Через год о нем забывают, — председатель ОФ «Право» Ольга Рыль на заседании круглого стола «Взаимодействие государственных органов и неправительственных объединений при ресоциализации несовершеннолетних» приводила множество примеров, подтверждающих остроту и актуальность проблемы.

Модератор заседания, председатель областного специализированного межрайонного суда по делам несовершеннолетних Айсулу Жуматова, находясь в силу характера работы в постоянном контакте с юными правонарушителями и их родителями, имеет все основания для вывода: «…само по себе уголовное наказание не гарантирует исправления. Реабилитация несовершеннолетних требует тщательного социально-психологического сопровождения, профессиональную оценку его возможностей».

Мировая практика сопровождения граждан, попавших в орбиту уголовного преследования, предусматривает сотрудничество государства с институтами гражданского общества. У нас пока отсутствует какая-либо организационно-правовая основа деятельности волонтеров по сопровождению освободившихся осужденных.

Известный детский правозащитник Ольга Рыль говорила о проводящейся в этом направлении работе. Во многом по инициативе возглавляемой ею организации разработаны стандарты оказания специальных социальных услуг для всех категорий детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Помочь им в рамках госсоцзаказа, предусмотренного Законом РК «О специальных социальных услугах» могут неправительственные организации.

— Ювенальная полиция, органы пробации сами с проблемой не справятся. Органы образования обязаны учить, а не перевоспитывать. Все остальное могут делать НПО, — подчеркивала Ольга Владимировна. — Возможно, организации, претендующие на работу с детьми, нужно лицензировать. Чтобы «отсечь» работающих «от гранта до гранта», занимающихся элементарным демпингом при их получении.

Тем более, что работать надо не только с детьми, но и с их семьями. Ведь в то время, пока подросток находится в местах лишения свободы или спецшколе, семья получает своеобразный «отпуск»: кормить-поить его не надо, в школу никто не вызывает… Так что, как правило, он возвращается к родителям, которые за время его отсутствия опустились на ступень социальной лестницы.

«Ребят, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации, нужно увлечь, отвлечь от той среды, находясь в окружении которой они совершили правонарушение». Эта мысль, не раз звучавшая на заседании круглого стола, кажется аксиомой. Но как же непросто это сделать.

ОФ «Право» это удается благодаря реализации проекта «Центр социальной правовой поддержки «Шанс». Уже не только в столице, но и в нескольких областных центрах Казахстана есть уютные помещения, где работают профессионалы — психологи, юристы, специалисты по организации досуга… Сюда приходят ребята, находящиеся по условиям Устава организаций в «контакте с законом»: несовершеннолетние, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных организаций образования, в отношении которых уголовные дела были прекращены по нереабилитирующим основаниям либо в связи с недостижением возраста уголовной ответственности, совершившие административные правонарушения два и более раз в течение  года, дети, чьи родители осуждены… Приходят, чтобы найти занятие по душе, поделиться проблемами, найти друзей и помощь.

Девочка вернулась из спецшколы. Сотрудники центра настояли, чтобы вернулась она в дневную школу, где училась ранее. В центре работали с ней, как и с другими, по индивидуальной программе. Школу окончила, поступила в Башкирский университет на факультет прикладной математики. На одном из мероприятий выступила с видеообращением. Благодарила директора спецшколы и сотрудников центра: «Только там я начала понимать, что я наделала».

Мальчик (в составе группы совершил 28 разбоев, грабежей), находясь в местах лишения свободы, отказался от амнистии для того, чтобы полностью пройти преподаваемый курс компьютерного программирования. Вернулся, его отправили в колледж обучаться столярному делу. Пришел в центр: «Хочу быть программистом». По согласованию с управлением образования перевели в другой колледж. Заядлый участник спортивных секций, организованных при центре. Права водительские получил опять же в центре. Все у него сложилось.

— Конечно, я привожу сейчас самые удачные примеры, — не скрывала Ольга Рыль. — Бывают у наших ребят срывы, рецидивы. Но мы даем шанс.

Такой шанс теперь есть у подростков, «находящихся в контакте с законом», и в Кокшетау. Центр социальной правовой поддержки создан и в нашем областном центре.

Для каждого, пришедшего сюда по направлению ювенальной полиции, составляется индивидуальная программа    реабилитации, рассчитанная на шесть месяцев. Возможности выбора занятий по душе впечатляют: английский, посещение бассейнов, ипподрома, занятия по самообороне, уроки игры на домбре и гитаре…

Центр рассчитан на дневное пребывание детей. Кому-то домой идти не хочется, пока мама или папа из запоя не выйдут. Или такая ситуация: ребенок будет отправлен в спецшколу. Но решение суда вступает в силу через месяц. Приходит мама: «Он за это время еще таких дел натворит. Пусть у вас побудет, я удержать не могу». Но детские гостиницы пока есть только в Астане и Темиртау. По словам Ольги Рыль, возможно, до конца года и у нас будут два-три места.

Ирина БАУДИНОВА.

О прозрачности допросов и не только

Специальная комната для допроса открылась в службе экономических расследований департамента государственных доходов по Акмолинской области. Помещение оснащено компьютерной техникой и видеокамерами.

С учетом международных обязательств, в том числе требований Комитета ООН против пыток, во исполнение программных задач по модернизации системы правоохранительных органов и реализации реформ в области верховенства права, Генеральной прокуратурой Республики Казахстан инициирован проект «К обществу без пыток».

Как известно, одним из требований проекта является наличие в органах уголовного преследования отдельных «прозрачных» и доступных для наблюдения комнат для допроса подозреваемых, обвиняемых, а также задержанных и лиц, содержащихся под стражей.

Соблюдение конституционных прав участников уголовного процесса, недопущение фактов применения недозволенных методов проведения досудебного расследования в отношении задержанных лиц, содержащихся под стражей, подозреваемых, обвиняемых, в рамках данного требования, является одним из основных приоритетов в деятельности службы экономических расследований.

Напомним, что служба экономических расследований призвана защищать интересы государства, посредством борьбы с экономическими правонарушениями. Это игорный бизнес, уклонение от уплаты налогов, незаконный оборот подакцизных товаров (нефть, спирт, алкоголь и т.д.), контрабанда, незаконное предпринимательство, фальшивомонетничество, преступления в сфере государственных закупок, борьба с незаконным оборотом наркотических средств и оружия, выявление и ликвидация источников финансирования экстремизма и терроризма, другое. В 2017 году сотрудниками Службы экономических расследований по Акмолинской области окончено производством 104 уголовных дела или 65% от находившихся в производстве. В суд направлено 69 уголовных дел, из них 20 по тяжким преступлениям. По делам, оконченным производством, в доход государства возмещен ущерб на сумму 548 498 577 тенге.

В ходе оперативных мероприятий выявлено пять цехов по производству алкогольной продукции, изъято 438 тыс. бутылок, 138 тыс. литров спирта, выявлено три подпольных казино. Установлена и пресечена деятельность незаконного карьера по добыче строительного песка. При выписке фиктивных счетов-фактур задержана с поличным бухгалтер, она же — директор предприятия.

Об известных фактах экономических преступлений вы можете сообщить в службу экономических расследований департамента государственных доходов по телефону доверия (87162) 25-62-84 или обратиться по адресу: г.Кокшетау, ул. Пушкина, 21.

Нурлан ИСКАКОВ,
специалист пресс-службы областного департамента государственных доходов.
Фото предоставлено автором.

Откровенный разговор

Есть ли жизнь после колонии?

Общество часто жестоко к тем, кто вышел из «мест не столь отдаленных». Стереотипы: «Никто оттуда человеком не возвращается» — живучи. Да и статистика свидетельствует о большом количестве рецидивных преступлений. Судьба Раиля Хуснутдинова — пример того, что никогда не поздно начать жизнь новую, честную, трудовую, добиться уважения в обществе. Он согласился рассказать о себе.

— Родился в 1983 году в г. Ерейментау, учился в СШ № 3 им.Толеу Шаханова. Честно скажу, ребенком я был далеким от идеала. Мама Мунира дала нам с сестрой Зариной все, что могла.

Я встал на «скользкую дорожку», в 2009 году меня посадили. Там в ЕЦ 166/10 все годы работал портным в швейном цехе РГП «Енбек-Акмола». Азы и тонкости кройки и шитья освоил там же. За шесть лет заработал себе имя «Татарин из швейки». Вышел на свободу через восемь лет в 2017 году.

С чем Вы столкнулись? Как Вас приняли?

—  Я приехал в родной город, тепло встретили друзья, соскучилась мама. Подписал соглашение о сотрудничестве с отделом службы пробации Ерейментауского района. Его сотрудники оказывали содействие в ресоциализации, но с трудоустройством помочь не смогли.

Провел неделю дома, встал вопрос: чем заниматься, где работать? Отбывая наказание, я привык к тому, что у меня было любимое дело, и я ежедневно ходил на работу, в конце месяца мне на карточку переводили заработную плату. Освободившись, я был дезориентирован. Попробовал своими силами устроиться по объявлениям на работу, но как только предоставлял справку, а там графа о моей судимости, разговор с работодателями заканчивался,  не успев начаться.

Пошел работать в пекарню ИП«Балтабаев». Тут поступило предложение из центра занятости населения выучиться на портного и получить диплом. Воспринял эту возможность как шанс начать что-то новое, свое. На курсах я был на уровне преподавателя. Окончил, друзья помогли купить производственную машинку для пошива специальной и верхней одежды, арендовал помещение, так и началась моя самостоятельная жизнь.

Вначале город не жаловал меня, во всем чувствовалось недоверие. Но я не закрывал цех, не сдавался. Терпел, знал, что когда-нибудь и мне улыбнется удача. Первый месяц моей работы я провел на диване с телефоном в руках — искал клиентов. Вначале были подростки, молодым ребятам главное, чтобы было современно, быстро и недорого. Сшил им куртки, подшивал брюки. Дальше «сарафанное радио» сделало свое дело.

Расскажите о друзьях, много их было «до»? Остались ли они с Вами «после»?

—  У меня всего два друга. Это мои братья, которые адвоката нанимали, передачи возили, навещали. Все восемь лет не оставляли и не забывали меня, за что я им безмерно благодарен. Когда я собрался открывать свое дело, первыми поддержали друзья. Я был очень польщен тем фактом, что в меня поверили самые близкие. Когда со мной произошло такое, что я сел в тюрьму на долгие годы, многих, которых раньше считал друзьями, не оказалось рядом. Маски с них слетели, и это очень хорошо. Ведь как друзей, так и врагов надо знать в лицо. Я не виню никого.

—  Годы, проведенные в колонии, для Вас — школа жизни или новые открытия?

— И то, и другое. Одно я знаю точно, и это не громкие слова — восемь лет сильно изменили меня. Я взял самое хорошее, отпустил все плохое. Понял кто, есть кто. Я не боюсь того, что будет завтра, знаю, как заработать. Не шикую, но и не бедствую. Оказываю полезную, нужную услугу своим землякам, по доступным ценам. Своими руками, трудом и упорством я иду к заветной цели.

Поделитесь своими планами…

— Я не бизнесмен, а скромный портной. Но «человек без мечты, как птица без крыльев». В ближайшем будущем хотелось бы открыть большой производственный цех. Работать на благо своих земляков, а также брать крупные заказы по пошиву специальной и верхней одежды для больших фирм, которые работают на территории нашего района. Данный цех трудоустраивал бы выпускников швейного дела АТК № 8, а также все налоги шли бы в наш местный бюджет. То есть я хочу сказать, что никому от этого не будет плохо. Я буду очень стараться, чтобы этим планам суждено было сбыться.

—  Спасибо за откровенное интервью. Желаем Вам удачи и исполнения всего задуманного.

Анара КАЗЫКЕНОВА.
Ерейментауский район.
Фото предоставлено автором.

Цифровой Казахстан

Замена водительского удостоверения. Онлайн

Казахстанцы могут заменить водительское удостоверение на портале электронного правительства. Для этого необходимо иметь электронно-цифровую подпись. Услуга доступна для граждан РК, проживающих в Астане и Алматы, а также в областных центрах. Об этом сообщает пресс-служба НАО «Правительство для граждан».

После авторизации на портале egov.kz требуется заполнить электронную заявку и подписать ее ЭЦП. К заявке прикладывается фотография и скан с изображением подписи. Далее необходимо распечатать сформированное электронное заявление, которое находится в разделе «История получения услуг» личного кабинета. Также необходимо распечатать электронный чек об оплате государственной пошлины. Его можно найти в разделе об истории оплаты услуг. К слову, стоимость госпошлины за водительское удостоверение — 1,25 МРП (3007).

После этого остается только проехать в спецЦОН по месту жительства или в РЭП дорожной полиции для получения готового водительского удостоверения. При себе необходимо иметь: распечатанные заявление и чек, водительское удостоверение для обмена, документ, удостоверяющий личность, справки из псих- и наркодиспансера, а также медицинскую справку формы 083.

Артем ДОРОГОВ.

Фото автора.

Читайте также