Шесть лет в поисках правды

По обращению в редакцию
Пример того, как жители г.Щучинска вот уже шесть лет добиваются справедливости, может послужить уроком всем тем, кому по программе модернизации ЖКХ провели ремонт жилья спустя рукава, а деньги за него требуют в полном объеме.

Недоразумения с многоэтажным домом по адресу Красноармейская,13 начались еще в самом начале проекта. По документам, которые есть у его жильцов, обратившихся в редакцию «АП», Олега Окольздаева и Олега Габайдулина, летом 2011 года на собрании по поводу включения дома в программу, присутствовало только 23 человека из 68 владельцев квартир.

Подрядчика районный отдел ЖКХ им просто навязал, говорят соседи по подъезду, заявив, либо они принимают условия акимата, либо госорган вправе самостоятельно назначить строительную организацию. Таким образом, генеральным подрядчиком работ стало местное ГКП на ПХВ «Тазалык-Сервис», который, в свою очередь, передал работы субподрядчику — карагандинскому   ТОО   «Темп-ТоргСтрой-НС». Но уже на сумму, почти в два раза меньшую, в связи с перераспределением финансовых средств. Удешевление проекта произошло почти в два раза: с 22 млн тенге до 12 млн.

На оставшиеся средства в октябре 2011 года в канун зимних холодов начались строительные работы. Грандиозный проект по приведению старой многоэтажки в порядок превратился в «нечто неподдающееся описанию». Частично заштукатурили стены, покрасили их и перила. Поменяли входные двери, правда, они сначала не подошли, говорит Олег Окольздаев. Пришлось подгонять размеры, образовавшиеся щели запенить. О каком бы то ни было энергосберегательном эффекте, заложенном в программе Модернизации говорить, соответственно, не приходится.

Потому, в каком состоянии сегодня находится крыша, можно судить и о квалификации строителей, и о качестве стройматериалов. Включенная в смету замена стропил больше походит на такую же подгонку, как это было с дверьми. Некоторые балки уложены просто внахлест, другие — прибиты одним гвоздем к старой, уже почти прогнившей. Ни о какой гидроизоляции речи, конечно, не идет. В щели задувает снег, летом — дождь. Практически весь мусор, оставшийся после строителей, так и лежит здесь. При том, что его вывоз также учтен в ПСД, а значит, и в оплате за ремонт.

Но это все мелочь по сравнению с другими грубейшими нарушениями. Вся строительная эпопея проходила без авторского надзора на протяжении всего времени, что шли работы. И даже без уведомления органов государственно — архитектурного контроля. Этого не отрицает ни одна из сторон конфликта. То есть гарантировать то, что строительный материал и все работы соответствует СНиПам сегодня никто не может.

Многие жильцы отказываются платить за услугу такого качества. Пожалуй, и сами ответственные лица о качестве этого ремонта все понимали, раз графики погашения долгов жильцам были предоставлены только в 2015 году.

При этом вопросов меньше не становится. Каким образом, акимат мог принять этот дом в эксплуатацию после капитального (!) ремонта, когда черным по белому в заключении рабочей комиссии о готовности объекта написано, что авторский надзор не выполнялся. А сам акт приемки инициативной группой в полном составе не подписан.

«Оспаривать этот документ жильцы должны были в течение первого месяца. Но так как никто в суд тогда не обращался, акт сегодня можно считать законным», — так аргументирует правомерность документа юрист ГКП на ПХВ «Тазалык-Сервис» Тимур Смаилов.

Одним словом, к Фемиде людям следовало обращаться гораздо раньше. Между тем, договор, заключенный с генподрядчиком (ГКП на ПХВ «Тазалык-Сервис»), обязывал жильцов, разрешать конфликты без судейского участия. «Стороны должны прилагать все усилия, чтобы разрешать в процессе прямых переговоров все разногласия и споры» — прописано в документе. Теперь же выясняется, что люди сами виноваты в своих бедах. Получается, юридической неграмотностью людей легко воспользовались.

Не первый год борются за свои права жильцы, пройдя все возможные инстанции: от отдела жилищно-коммунального хозяйства до прокуратуры. Эти мытарства успехом не увенчались. Заказчику надо вернуть вложенные бюджетные средства, поэтому помогать жильцам доказывать недоработки он не собирается, закрывать глаза на задолженность-тем более. Неоднократные обращения в контролирующие органы, начиная с 2012 года, закончились лишь одним письменным ответом, что обращение перенаправлено в районный акимат для изучения.

Сегодня разбирательства по этому делу находятся в самой активной фазе. Жильцы просят суд признать акт приемки недействительным. Власти посредством судейского вмешательства намерены взыскать долги за капитальный ремонт. Но без экспертного подтверждения, что работы были выполнены с ненадлежащим качеством, ни один суд на сторону людей встать не может. Получить так называемый дефектный акт, жильцы могут, обратившись к независимым экспертам, которые за свои услуги берут немалые деньги.

В январе следующего года истекает гарантийный срок строительных работ. У жильцов дома осталось не так много времени, чтобы добиться правды, доказать, что работы проведены некачественно и не в том объеме, что были заявлены в смете. Чтобы привлечь подрядчика к исправлению своих ошибок или хотя бы платить за реально проведенную работу.

Айдана АДИЛЬБЕКОВА.

г. Щучинск.

Фото автора.

Читайте также