— Нет, я в город — ни ногой, — говорит табунщик КХ «Макинское» Александр Богданов. — В советское время не уехал, когда в городах и квартиры давали, и работы было много, а теперь и подавно. Я бы не знал чем там заняться.
А в родной Вознесенке: «картошку вырастим, огурцы засолим, корову жена подоит и зимуй себе спокойно». Но «спать на печи» Александру Михайловичу все-таки не приходится. В хозяйстве, где он работает, лошадей, овец немало, ухода требуют. «Морозы ударят — сложновато бывает. Но ничего справляемся, главное, что кормов достаточно. Летом сами заготавливаем».
Из Вознесенки надолго он уезжал всего однажды, на Кавказ. Поехали с женой еще в 80-е годы, вслед за ее родителями. Депортированные в военные годы балкарцы возвращались на историческую родину. Поселились рядом с г. Минводы. «Жить можно было, климат хороший, но там уже «заварушки» начинались, напряжение было между людьми, земли мало, — вспоминает о том периоде жизни наш земляк. — Так что подумали и вернулись, у нас спокойнее, надежнее. Только работай».
Тревожит Александра Михайловича, что «молодежь в животноводство идти не хочет. «У нас — мужиков предпенсионных — пока сил хватает. Но мы же не вечные».
Надо бы молодым уже опыт передавать. Это ведь только непосвященным кажется, что трудиться в этой сфере можно по алгоритму: «Бери больше — кидай дальше». Тут нюансов столько, что только за годы практики освоить можно.
У Александра Богданова практика огромная, он в животноводстве с 1983 года.
— Многое от самого человека зависит, — говорит глава КХ «Макинское» Владимир Райн. — Есть люди, на которых нельзя положиться. Мы не каждого к себе на работу принимаем. У нас зарплата стабильная, все отчисления делаем своевременно. За таких, как Александр Михайлович, держимся. Он у нас самый добросовестный, отзывчивый. Во время окота по несколько дней из базы не уходит.
— А что тут такого? — недоумевает Александр Богданов. — Лошади, овцы -они же живые. Им помочь надо. А знаю и умею это делать.
Нина МИТЧИНОВА.
Буландынский район.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.