Мероприятия, приуроченные к 20-летию казахстанской столицы, планируется проводить во временных рамках «не от сих до сих», а в течение всего 2018 года. Причем, важная роль отводится социально-значимым проектам, экспортирующим передовой стиль из центра на периферию. Это своего рода отповедь на еще пока не изжившую себя фразу «Ага! Где Астана, а где мы живем!» У жителей села Запорожье (теперь отсюда до новой столицы всего каких-нибудь 340 км по асфальтированному большаку) поводов для тесного родства с главным городом становится все больше. И на географические координаты мало кто оборачивается.
О сельском цехе по производству мебели «Акмолинская правда» рассказывала несколько лет тому назад. С тех пор у малого предприятия добавился перечень национальных сертификатов, полученных в Астане, список дипломов и грамот за участие в престижных выставках. Индивидуальное предпринимательство Кожабергена Кожамурата не сокращалось, а наоборот — внушительно расширило территорию сбыта своей продукции аж до границы с Российской Федерацией. Вообще-то в старину говорили, что за хорошим товаром и за семь морей можно сходить. Силясь по памяти вспомнить многокилометровую удаленность по месту жительства таких престижных заказчиков, бухгалтер цеха Айгуль Кожамуратова концентрирует внимание на главном: «Нас даже не расстояние на доставку местной мебели удивило, а то, что в Костанае знают о нашем производстве. Заказчиков устраивают цены, качество и сроки исполнения. А вообще цех ориентируется на запросы местного потребителя. Все чаще госучреждения обращаются с заявками на изготовление нестандартной мебели, в том числе — для компьютеризированных классов Кийминской, Жаксынской школ. Тут есть своя сложность. Чтобы заполучить такой заказ, надо аргументированно победить конкурентов в тендерном конкурсе по цене и срокам».
Это удается, главным образом благодаря нестандартным подходам. Айгуль Кожамуратова, например, называет себя рядовым бухгалтером цеха, как записано в штатном расписании. На самом деле вы имеете дело с непосредственным организатором производства, технологом и даже дизайнером, соавтором эскизов, по которым составляются детальные чертежи новых изделий. Как сама признается, с начальником цеха Сериком Сексембаевым вместе занимаются творчеством: новые веяния подмечают в столичных мебельных салонах, заимствуют у своих коллег из Кокшетау.
У признанных мастеров всегда учились, продолжают учиться до сих пор. Султан Серикпаев (на фото) тоже считается нерядовым плотником или сборщиком-оператором, как в табеле пишется. С другими, как он сам, до признанных мастеров вырос из местных умельцев-самоучек. Теперь вот станки иностранного производства настраивает под запросы односельчан. Заготовки получаются ладные, мебельный раскрой — как у портного верхней одежды.
Руководитель райотдела внутренней политики Мария Жекебатырова откровенно признается: «Не считаю своей компетенцией делать рекламу товарам повседневного спроса. Но что правда, то правда: давно искала стильное зеркало, нашла именно в Запорожье. Подходит по цене и размерам, вдвойне приятно, что дизайн выполнен именно местным производителем. Непременно называю адрес всем желающим». На ее месте любой бы, пожалуй, подчеркнул: «ничего личного и лишнего — просто бизнес, полностью отвечающий потребностям населения». Здесь что угодно подсказать смогут, предложить из готового. Новые изделия до отправки заказчику могут некоторое время покрасоваться в зале готовой продукции, как наглядное пособие. Правда, недолго. Вскоре их сменяют следующие. Товар не залеживается.
В истории становления запорожского цеха много есть поучительного. «23 февраля 2018 года нам исполнилось 15 лет, — вспоминает Айгуль Кожамуратова. — Под юбилей дату мы специально не подгадывали. Так получилось со дня юридической регистрации. История раньше началась, как не сразу столица строилась. До этого мебельное дело негладко складывалось: то известная мебельная фабрика в Алматы, то цех в Актюбинске (неритмичная работа, нерентабельное производство). Поэтому супруга Кожабергена Кожамурата на новом месте тоже спрашивала: «Если в крупных городах дело не пошло, то с чего решил, что в селе пойдет на лад? Как видите, сложилось. Может, просто время такое было, или потому, что Астана нам теперь ближе стала. Да и само Запорожье всегда было не из бедных сел, со своими запросами. Мы были готовы предложить разнообразную мебель, сделанную для нестандартных квартир, с учетом национальных особенностей, индивидуальных пожеланий. Сейчас этим постоянно занято 11 человек. В зависимости от сезона численность рабочих увеличивается. Село со своими запросами теперь для нас стало родным. Нас тоже считают своими, местными».
— Ну да, теперь вы одной историей связаны. Вот и думай, с чего этот бизнес малым называется? Неужели только из-за сравнительно малых объемов производства? Ведь за основу нередко берутся столичные бренды, модные в сельской среде.
Григорий СПОДЕНЕЦ, собкор «АП».
Жаксынский район.
Фото автора.