— Безусловно, качество образования напрямую зависит от профессиональной подготовленности педагогических кадров, — подчеркивала на расширенном заседании коллегии областного управления образования «О ходе реализации Государственной программы развития образования и науки Республики Казахстан на 2016-2019 годы и задачах в свете Послания Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» заместитель акима области Айна Мусралимова.
В каждом из выступлений участников заседания вопросам профессионализма и компетентности акмолинских педагогов, призванных реализовать одну из задач, поставленных Президентом страны — развить у казахстанской молодежи «способность к постоянной адаптации к изменениям и усвоению новых знаний» — уделялось особое внимание.
Руководитель областного управления образования Талгат Жунусов в докладе привел данные, свидетельствующие о том, что для повышения качества образовательной деятельности в нашей области создается должная материально-техническая база. Направленные на финансирование в прошлом году более 65 млрд тенге освоены в полном объеме.
Запланированный целевой показатель охвата дошкольным воспитанием и обучением детей в возрасте 3-6 лет — 97,7% — во многом достигнут благодаря эффективному развитию государственно-частного партнерства. Сегодня из 226 детских садов 86 (38%) являются частными. Расширится практика передачи детских садов в доверительное управление.
Большое внимание уделяется обеспечению перехода на обновленное содержание в системе среднего образования. Достигнутый уровень качества образования (по итогам минувшего учебного года по этому индикатору более 68 тысяч учащихся, или свыше 60%, обучались на «отлично» и «хорошо») — прочная основа этого непростого процесса.
Несмотря на принятые меры, количество школ с трехсменным обучением возросло, что свидетельствует о комплексном характере проблемы. Ее решение предполагает прогнозирование и регулирование миграционных процессов. Пока они зачастую носят неконтролируемый характер. Особенно в пристоличных районах. Остроту проблемы помогут минимизировать возведение новых объектов образования. По трем из них строительство уже ведется, по двум проектам направлена бюджетная заявка в МОН РК на финансирование из средств республиканского бюджета. Для 7 школ ведется разработка проектов.
Талгат Турлыбекович в докладе остановился на каждой из задач среднего образования, поставленых в Государственной программе. В их числе: обеспечение качественного перехода на обновленное содержание образования 3,6,8 классов, достижение уровня качества обучения школьников — не менее 65%, довести долю школ, создавших условия для инклюзивного образования, до 60%. В текущем году все школы должны перейти на уровневое обучение казахскому, русскому и английскому языкам, внедрять информационно-коммуникативные технологии в обучении. Доля педагогов с высшей и первой квалификационными категориями должна составить не менее 51,5%.
— Управлению образования, акиматам районов, городов совместно с управлением координации занятости и социальных программ необходимо продолжить совместную работу по своевременному формированию учебных групп для подготовки в колледжах области специалистов, востребованных на рынке труда, -подчеркивала на совещании Айна Мусралимова.
Выступление директора колледжа агробизнеса с. Чаглинка Зерендинского района Каиргельды Карабаева во многом дает ответы на вопрос, как решать эту актуальную для всей казахстанской системы ТиПО задачу.
Единственный в регионе колледж, ведущий подготовку агрономов и технологов элеваторного производства, наладил тесное сотрудничество с ТОО «Северо-Казахстанский НИИ СХ», ТОО «Немецкий аграрный центр». Благодаря этому будущие специалисты приобретают практические навыки и получают сертификаты международного образца, посещают семинары, проводимые учеными из Казахстана, Европы, Америки…
Каиргельды Темиржанович отметил, что особым спросом у работодателей пользуются выпускники, получившие дипломы агронома, техника-электрика, техника-технолога элеваторного производства…
В колледже решают и иные социально значимые задачи. За период действия государственной программы «Серпін-2050: Мәңгілік ел жастары — индустрияға» получили востребованные специальности 240 молодых людей из южных регионов страны. В рамках государственной программы развития продуктивной занятости и массового предпринимательства в колледже ведется курсовая подготовка жителей отдаленных населенных пунктов.
— Модернизация сознания — насущное требование времени. Воспитание патриотизма, высокой духовности должны пронизывать все систему обучения и воспитания, — обращалась Айна Ермековна к педагогическому активу области.
В решении, принятом по итогам прошедшего заседания, поставлены задачи, решение которых несомненно будет способствовать достижению целей, поставленных Программой «Рухани жаңғыру»: увеличить количество музеев в организациях образования, приступить к их оснащению мультимедийным оборудованием, рассмотреть возможность открытия в районах и городах центров детско-юношеского краеведения, экологии и туризма, оснастить кабинетами робототехники и мультимедийным оборудованием библиотеки организаций образования…
В каждом из выступлений участников заседания коллегии центральной была мысль, сформулированная Президентом в новом Послании: «Потребуется пересмотреть подходы к обучению и росту квалификации педагогов».
Нина МИТЧИНОВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.