«Самых лучших и непримиренных…»

Руководители партии «Алаш»: А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов.

К 100-летию Алаш Орды
Нынешний год отмечен столетием партии «Алаш». Начало XX века явило миру блистательную плеяду интеллектуальной казахской элиты. Это был своего рода казахский Ренессанс, ибо в поколении мыслителей сложнейшего периода истории ярко проявилось стремление выразить себя в созидании. «Взлетом национального казахского Духа» назвал алашское движение Президент страны Н.А.Назарбаев в книге «В потоке истории».

Мы часто забываем об этимологии слова «аристократия», которое означает «власть лучших». Деятели партии «Алаш» — подлинные аристократы Духа, признанные тюркским миром, мечтавшие создать государство, которое будет любить свой народ.

Истина часто оказывается падчерицей времени. И тогда потомкам открывается то, что было скрыто от современников — новый ракурс во взгляде на явление.

Масштаб личностей лидеров Алаш Орды, силой своего интеллекта и политической интуиции предопределявших варианты развития и прогресса казахского общества, еще предстоит оценить по достоинству.

Историческое значение слова «Алаш» является как бы общим именем и образом древнейших казахских родов и древнейшего образования казахского государства. И в этом смысле слово «Алаш» образный синоним слова «Казах». «Другу я скажу, что я — казах, чтобы он уверен был в друзьях, а врагу скажу, что я -казах, пусть остерегается мой враг!». Отсюда и название партии, образованной по воле и инициативе Алихана Букейханова.

Собственно Алаш Ордой принято называть правительство Алашской автономии, избранное в декабре 1917 года на Всеказахском съезде в Оренбурге. Главной задачей оно видело защиту Казахстана от смуты и анархии в России. На съезде приняты решения о создании народной милиции, демократы искали пути развития казахского общества, а целью видели самоуправление народа, воплощение его права на создание самостоятельного государства. Ключевую роль отводили развитию казахской культуры, языка, образования и просвещения масс.

Трагичная, но благородная, направленная на служение казахскому народу судьба деятелей этой политической партии: Алихана Букейханова, Ахмета Байтурсынова, Жумагали Тлеулина, Мыржакыпа Дулатова, Жусупбека Аймаутова, Султанмахмута Торайгырова, Кошмухаммеда Кеменгерова, многих других служит нам напоминанием — свободу и независимость казахов в трудные времена истории отстаивали они даром убеждения, силой собственного духовного «я», преданностью делу защиты народа. «Нету лучших времен, и в людскую врезается память только тот, кто пронес эту тяжесть на смертных плечах».

Эта память нужна нам, противостоящим манкуртизму как форме исторического беспамятства. Благодаря этим личностям и оценивается масштаб вклада казахов в сокровищницу мировой культуры. Что знаем мы о них сегодня?

В 1925-м году в Москве выходит первый казахско-русский словарь под редакцией Кошмухаммеда Кеменгерова — только один труд уже позволял оставить имя этого человека в истории. А ведь он изучал медицину в Омском медицинском институте, словесность в аспирантуре Ташкентского университета, блестяще переводил Пушкина, писал замечательные пьесы для первого казахского театра в Кзыл Орде.

Самое активное участие в разработке документов партии «Алаш» принимал Мыржакып Дулатов, тех самых программ, в которых представлены принципы правового государства на основе демократии. Именно Дулатов резко выступал против перевода казахского алфавита с арабской графики на латиницу, считая эту реформу причиной разрыва связей казахского народа с письменной историей. Поэт остро чувствовал лицемерие тогдашних деклараций о якобы «государственном статусе» казахского языка и всячески старался отстоять право народа вершить свою судьбу и историю. Даже перед судом этот человек не склонил головы, заявив в последнем слове: «Ради будущего своего народа я обязан делать все возможное. Если я заблуждаюсь, то вместе с народом. Рано или поздно истина восторжествует».

Тираж в 1000 экземпляров конфискованной еще царской охранкой книги стихов Мыржакыпа Дулатова «Оян, казак!» его близкий друг Жумагали Тлеулин спрятал и сохранил у себя дома. Закончив в 1913-м году Омское военно-медицинское училище, работая врачом, пишет страстную и пламенную публицистику, близко сходится с Магжаном Жумабаевым, печатается в журнале «Айкап» и газете «Казах».

В 1913-м году стала издаваться газета «Казах», ставшая органом общенационального масштаба. Крайне удачным оказался выбор редактора — Ахмета Байтурсынова, блестящего публициста, непревзойденного знатока и переводчика русской классики. Велика была просветительская миссия печатного органа «Алаш Орды», распространявшего гуманистические освободительные идеи, смело критиковавшего действия царской администрации в Степи. Мухтар Ауэзов писал:« Байтурсынов был нашим поводырем. Свежи в памяти назидания, рожденные его пером образы. Провозглашенные им в эпоху царизма лозунги против колониального насилия, заложенные в умы высокие идеи, как детские впечатления, навсегда останутся в сердце». Именно этот человек является основателем казахского языкознания, тюркологом, реформатором, автором первого казахского букваря, учебников по литературоведению, первым профессором Казахского университета.

Самое принципиальное в политическом наследии партии Алаш — идея национально-государственного самоопределения, выношенная демократической интеллигенцией, отдавшей все силы на ее претворение и, в конечном счете, поплатившейся за это жизнью.

Алихан Букейханов, председатель правительства «Алаш-Орды», подчеркивал: «Мы — западники. В своем стремлении приобщить народ к культуре мы не смотрим на восток. Наши взоры устремлены на запад. Получить культуру мы можем оттуда, через Россию. Мы пришли сюда с единственным желанием устроить порядок, необходимый для того, чтобы страна могла дойти до учредительского или национального собрания».

Именно эти слова лидера Алаш Орды разрушают устоявшийся стереотип восприятия деятельности правительства «Алаш Орда» теми, кто рассматривает работу партии лишь в рамках восточной культуры и ментальности.

Исходя из позиции Букейханова, принципы этой поистине демократической казахской партии сопрягаются с современными принципами евразийства. Не только Восток. Но и Запад. В этом величие духовного наследия великих сынов народа, отдавших жизнь за независимость и свободу.

Тема «Алаш» долго оставалась запретной, несмотря на то, что многие деятели партии перешли по настоянию властей на службу большевикам, стремясь таким образом сохранить духовный потенциал нации, суметь в новых условиях отстаивать интересы народа, воплощать идеалы переустройства Степи, мечту о свободе и независимости казахской государственности. Есенинские строки «с того и мучаюсь, что не пойму, куда несет нас рок событий» как нельзя подходят для оценки мировоззрения той эпохи. Самых выдающихся представителей национальной демократической интеллигенции в поворотный час истории привлекла власть к строительству основ социализма. Это спасло лишь на десятилетие, ибо «Большой террор» не пощадил их жизни. «В час, когда устав от смутных дел, город спит, как зверь неутоленный, а в тюрьме выводят на расстрел самых лучших и непримиренных».

Политические традиции партии «Алаш» не должны быть преданы забвению. Дух и благородство лучших казахских сынов, опыт и философия их активной созидательной борьбы за национальное возрождение, стремление дать народу право вершить свою судьбу и историю сегодня служит олицетворением честного, справедливого и бескорыстного служения во имя лучшего будущего потомков.

Алия АХЕТОВА.

г. Кокшетау.

Руководители партии «Алаш»: А. Байтурсынов, А. Букейханов, М. Дулатов.

Фото из сети Интернет.

By админ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Related Posts