Рудник Бестобе. В судьбе моих родителей, моей судьбе

Бестобе. Монтажные работы на участке кучного выщелачивания.

Этапы становления предприятия
Мне, ветерану горнорудного дела, видевшему «Казахалтын» в разные его времена, в периоды его взлетов и падений, приятно осознавать, что сегодня при добыче и переработке золотосодержащей руды применяются самые современные технологии. На трех рудниках «Казахалтына» запускаются фабрики, ориентированные на вторичную переработку 25 млн тонн отходов производства, накопившихся за всю историю деятельности концерна. Это даст предприятию возможность, создав новые рабочие места, в течение 4 — 5 лет получить дополнительно порядка 14 тонн золота, к тому же улучшить экологическую обстановку в регионе. Конечно, душа радуется.

А память невольно возвращает к прошлому, которое в судьбе моих родителей и моей семьи неразрывно связано с рудником Бестобе.

1960-1980 годы для рудника были самыми плодотворными во всех отношениях. С 1960 года началась интенсивная детальная разведка месторождения. Для этого создали цех по бурению глубоких скважин. Бурение проводилось до глубины 500-600 метров, а некоторые скважины — до 1200 м. По результатам становилось ясно: на таких глубинах имеется золото. В итоге появилось решение о реконструкции рудника с целью увеличения мощностей. Для этого подключили Всесоюзный научно-исследовательский проектный и конструкторский институт горного дела цветной металлургии, его Новосибирский филиал. Окончательный проект институт выдал в 1980 году. Под этот проект Министерство цветной металлургии выделило огромную по тем временам сумму — 42 млн рублей.

Были пройдены два ствола круглого сечения диаметром 6 метров (шахта «Новая», шахта «Вентиляционная»), глубиной 890 метров каждая. В настоящее время разрабатываются через эти стволы глубокие горизонты 655,700,745.

Происходило переоснащение производственных мощностей, а сам поселок Бестобе преображался прямо на глазах. Создавалась мощная строительная организация, возводились жилье, культурно-бытовые и коммунальные учреждения: Дом культуры «Горняк», школа № 2, детсад «Акбота» с казахским языком обучения, детсады «Елочка», «Ромашка», «Аленка», в живописном месте реки Селеты, в 10 км от рудника, для детей был построен пионерлагерь «Березка».

На основном производстве организовывались соревнования бригад, устраивали конкурсы «Лучший по профессии», рационализаторов и изобретателей поощряли денежными премиями.

Деревянные   копры   менялись на металлические на шахте №2 и шахте «Западная». Шахты 50, 7, 51 передали старательским артелям для доработки временно неактивных запасов и для дополнительной разведки верхних горизонтов.

В этот период на шахтах рудника организовывались бригады по скоростной проходке горизонтальных и восстающих выработок для быстрого вовлечения в отработку запасов золота. Так, на шахте №2 в апреле 1965 года в предмайском соревновании бригада, руководимая Александром Генриховичем Дейчем, установила рекорд рудника, пройдя 200,1 погонных метров горизонтальных горных выработок в месяц. Это было первое достижение, которое вдохновило на новые рекорды.

Горнопроходческая бригада Н.Г. Курасова.

В апреле 1971 года бригада Николая Григорьевича Курасова за 31 рабочий день прошла уже 588,4 погонных метров горизонтальных горных выработок на шахте «Западная». Курасов начал свою трудовую деятельность на шахте «Западная» в 1959 году и до выхода в 1 997 году на заслуженный отдых трудился на руднике Бестобе. За большие производственные достижения награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени.

Алексей Тимофеевич Кубаев в 1981 году возглавил горнопроходческую бригаду, и по итогам республиканского социалистического соревнования Министерство цветной металлургии Казахской ССР отметило ее как лучшую горнопроходческую бригаду. Отмечу большие заслуги горнопроходческих бригад шахты №2 Джамбула   Манапова   и Алексея Николаевича Кравченко при вскрытии запасов Центрального участка. Их слаженная работа, профессионализм, ответственность в достижении поставленной задачи дали возможность шахте увеличить ежемесячную добычу золота свыше 100 кг. Оба бригадира в своих профессиональных качествах не уступали друг другу. Но особо отличилась в 1973 году бригада Кравченко, установив новый рекорд для шахты №2.

В многонациональном коллективе шахты №2 рудника Бестобе началась и моя трудовая деятельность.

Сегодня я с гордостью вспоминаю прошлое, признателен судьбе за встречу с прекрасными, мужественной профессии людьми. С благодарностью вспоминаю своих первых наставников: начальников участка А.Ф. Борецкого, Т.А. Абузарова, Г.И. Раскатова, главного инженера шахты В.И. Витковского, начальника шахты №2 К.А. Айгужина, геологов шахт Т.М. Мендыбаева, А.А. Воронова, инженера по ТБ И.А. Лященко, главного инженера рудника А.И. Бережного, начальника рудника К.Т. Тлеубергенова.

В 1978 году меня назначили начальником участка шахты №2. К этому времени я имел 8 лет стажа на подземных работах. Для меня период работы в этой должности был значимым. Эти годы оставили яркие воспоминания о встрече с замечательными рабочими, влюбленными в свои профессии. Я уже упоминал о горнопроходческих бригадах, их заслуга бесспорна, но в добыче золота задействовано множество процессов: это отбойка руды с применением различных систем, транспортировка горной массы, выдача на-гора и множество других процессов.

Обычно на шахте были задействованы несколько бригад по очистной добыче руды. Мне пришла такая мысль: дай-ка, думаю, организую национальную бригаду с целью подтягивать, обучать местные кадры. Руководство шахты идею одобрило. В этот период с обогатительной фабрики перешел к нам Н.Н. Абенов. Он окончил краткосрочные курсы бурильщика и с первых дней удивлял своей подготовкой. Обговорили с ним свою идею и приступили к реализации задуманного. Бригада была создана, показывала неплохие результаты.

В один из дней посетило шахту руководство рудника — были определены рабочие места, на которых решили побывать. В этот перечень попал и очистной блок, где работала бригада Н.Н. Абенова. Спускаемся в блок и, не доходя до забоя, слышим хоровое пение. Поворачиваясь в мою сторону, главный инженер с возмущением говорит: «Вот тебе и хваленая бригада!». Когда подошли ближе, увидели, что крепильщики пилили бревно для распорной крепи, при этом напевая свою любимую песню. И действительно, у казахов песня — всевластная сила. Казах в песнях выражает свою любовь и радость. Вот так, с любовью, в декабре бригада из шести человек обнажила 900 кв. метров жильной площади, когда на весь участок (пять бригад) был установлен план 1200 кв. метров.

Транспортировкой горной массы занималась бригада из 30 человек, возглавлял ее Кахарман Латыпович Ашенов, почетный горняк, кавалер ордена «Знак Почета». Он был очень хорошим организатором. Несмотря на то, что он не был освобожденным бригадиром, помимо своей основной смены спускался в шахту во время отдыха, чтобы проконтролировать и помочь отстающей смене. Вот что значит борьба за каждую тонну, за выполнение производственного задания.

Была на шахте знаменитая бригада Унру. Между собой звали его Андреем, а на самом деле он был Генрих Генрихович. Образование у него неполное среднее, чего не скажешь по выполняемой им работе. Бригада занималась капитальными работами, где требовались хорошие технические знания, умение не только читать чертежи, но и самим практически все исполнять. Данная бригада углубила главный ствол шахты №2 до отметки 430 метров, прошла стволы «Слепая-1», «Слепая-2» до отметки 610 метров и многие подземные сооружения.

Невозможно в скальных породах обойтись без взрывников. Их работа связана с большим риском. Хочется назвать и механическую группу, возглавляемую Виктором Бауэром. От слаженных и грамотных действий этой группы зависела ритмичная работа подъемного комплекса и всех механизмов, участвующих в добыче благородного металла.

Теплые воспоминания остались у меня об итээровцах — маркшейдерах, геологах, нормировщиках, горных мастерах, механиках, с кем немало лет трудился на шахтах рудника. Не имею возможности всех их перечислить, но помню о каждом, с кем довелось работать, и благодарен судьбе за такие встречи. Это были без преувеличения специалисты, как говорят, от бога, очень грамотные, целеустремленные, дисциплинированные, склонные к новаторству и просто хорошие товарищи. А какие технически грамотные, уверенные в своих знаниях были главные инженеры. Они всегда мыслили сопережением, стремились к новшеству.

Под землей нет света, нет неба голубого, облачного, звездного, нет степи зеленой, воздуха степного, чтобы можно было вдохнуть полной грудью. Над головой, под ногами, впереди и сзади, всюду -ночь. И, естественно, в таких условиях между людьми на шахте происходит знакомство не мимолетное, а основательное, корневое.

Мои воспоминания о руднике — в основном напоминание о нелегком труде шахтеров, о том, что на добычу золота и поддержание горного производства затрачивались большие средства и силы. Горожанам надо признать, что благополучие Степногорска напрямую зависит от стабильной работы рудников. И как не радоваться тому, что «Казахалтын» сегодня на подъеме. Внедрение новых технологий, современная высокопроизводительная горная техника, модернизация обогатительных фабрик, позволившая превысить их проектную мощность, и открытие трех новых фабрик позволяют значительно увеличить объем добычи руды и надеяться на замечательные перспективы для всего нашего региона.

Марат БЕКТУРСУНОВ,
бывший работник ГОКа «Каззолото»,
АО «ГМК Казахалтын».

г. Степногорск

Фото предоставлено автором.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также