Бензиновая «лихорадка». Уже лучше, но…

Ситуация

В большинстве регионов Казахстана с начала октября наблюдался дефицит самого ходового топлива — АИ-92. Цены на АЗС поползли вверх, при этом на большинстве заправок бензин отпускался лимитирование — 10-20 литров в один бак, либо только по талонам.

Кто виноват?

Первыми с проблемой нехватки горючего столкнулись автолюбители Алматы и Астаны, затем в той или иной степени в других регионах- в зависимости от имеющихся на складах запасов. В чем же причина дефицита топлива в нефтедобывающей стране, и, главное, кто виноват в произошедшем? Нехватку ГСМ связывают с остановкой нефтеперерабатывающих заводов на ремонт и модернизацию, о которой было известно заблаговременно чиновникам из соответствующих министерств, но, как теперь выясняется, превентивные меры может и принимались, но не сработали эффективно.

Недавно по этой причине Премьер-министр РК Бакытжан Сагинтаев освободил от занимаемой должности вице-министра энергетики Асета Магауова. Главе Министерства энергетики Канату Бозумбаеву был объявлен выговор.

— Заранее знали, что переносится ремонт Павлодарского нефтехимического завода с весны на осень. Все прекрасно понимали, что друг за другом поочередно будут останавливаться два завода, и можно было прояснить ситуацию, заранее просчитать, какой объем, откуда, в какие регионы мы должны будем завозить, а не заниматься этим в сентябре, — сказал Бакытжан Сагинтаев в ходе заседания Правительства РК в начале октября. По мнению главы Правительства, напряженность «создали на пустом месте».

А председатель правления НК «КазМұнайГаз» Сауат Мынбаев подвергся жесткой критике за то, что национальный топливный оператор, являющийся крупнейшим игроком на рынке ГСМ, оказался не в состоянии повлиять на ситуацию.

Чуть позже на брифинге в Службе центральных коммуникаций руководство НК «ҚазМұнайГаз», пытаясь оправдаться, заверяло, предотвратить дефицит горючего в октябре даже такому крупному игроку было не по силам.

Старший вице-президент по маркетингу и сбыту АО «НК «КазМунайГаз» Азамат Жангулов прокомментировал на пресс-конференции в СЦК так:

— Мы такие же участники рынка как и все остальные, и тоже имели проблемы с приобретением бензина по такой же высокой цене. На рынке сложилась такая ситуация, что поставка в течение сентября была нерентабельна, поэтому мы ее не осуществляли.

В связи с дефицитом Аи-92 на АЗС «ҚазМұнайГаз» был введен временный лимит-20 литров.

Что делать?

Ответ на этот вопрос очевиден — импортировать топливо, пусть и по более высокой цене — лишь бы не собирались очереди на пустых АЗС. Поступление первых   партий   импортного   бензина

АИ-92 ожидали в четверг 12 октября, после этого лимит реализации на АЗС должен был быть снят. То есть потребители смогут купить его столько, сколько пожелают.

Около 20 тысяч тонн топлива дополнительно планировала ввезти компания «Газпромнефть-Казахстан», «КазМунайГаз» в два этапа -10 тысяч тонн и затем 20 тысяч тонн. Кроме этого, подписать контракты на поставку 40 тысяч тонн бензина намеревались компании Helios и Sinooil. То есть, в целом в Казахстан должно поступить дополнительно около 100 тысяч тонн топлива. Ктому, же завершается процесс модернизации отечественных НПЗ, что, по мнению чиновников, сразу повлияет на ситуацию на рынке ГСМ.

А как у нас?

Акмолинский регион топливная лихорадка задела как бы пунктиром. Очередей на АЗС не наблюдалось, если топливо заканчивалось в одном месте, всегда можно было заправиться в другом. Даже в удаленном от областного центра Державинске автолюбители наполняли баки без проблем. На 12 октября цены на АИ-92, согласно мониторингу отдела предпринимательства и промышленности Жаркаинского района, варьировались от 152 тенге за литр на АЗС «КазМунайГаз» до 167 в сети «Сұңқар». Средняя цена, таким образом, составила 154 тенге.

В Степногорске на утро 13 октября можно было увидеть небольшие очереди на заправках «КазМунайГаз» (оно и понятно, бензин самый дешевый), «Есиль» 92-й не продавал, «Аурика» — без ограничений, но по 163 тенге за литр, «Гелиос» — только по талонам.

Что до Кокшетау, российский бензин сюда дошел, реализуется он через сеть АЗС «ЮНА». Правда цена «кусачая» — 170 тенге за литр АИ-92, тогда как высокооктановый из АИ-95 из старых запасов продается по 163 тенге.

Казахстанский бензин сейчас негде взять, — говорит главный инженер ТОО «ЮНА» Виктор Ситников. — Остатки 92-го мы продали быстро по 151 тенге, теперь завезли партию в 500 тысяч литров из России. Оптовая цена его гораздо выше, поэтому на наших АЗС установлена цена в 170 тенге за литр. Реализации как таковой нет, на сколько хватит этой партии сказать сложно. Обещают, что в скором времени поступит топливо с Павлодарского завода по цене приблизительно по 148 тенге за литр.

На «Эталоне» в Кокшетау можно заправиться по 156 тенге. Как сказала менеджер одной из АЗС, «сегодня (13 октября-Авт.) ограничений на отпуск АИ-92 нет, что будет завтра — не знаю».

В «Геолисе» от комментариев отказались, но бензин есть, цена -153 тенге за литр. На АЗС «ИП Свидерский» тоже заправляют, но уже по 155 тенге.

Между тем, еще в начале октября Минэнерго прогнозировало, что ситуация с поставками в розничную сеть бензина марки АИ-92 будет достаточно напряженной вплоть до конца месяца. Так что, пока заправляемся до «отсечки» пистолета.

Подготовил Алексей ЧАЙКА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также