Фотопроект «АП»: «Рухани қазына»
«Сакральная география» — один из спецпроектов подпрограммы «Рухани қазына», направленной на возрождение интереса и уважения к традициям, истории и культуре родного края. Сакральную карту Казахстана составят 100 памятников, которые создадут культурно-географический пояс святынь страны — одного из элементов национальной идентичности. В республиканскую карту сакральных мест от Акмолинской области вошли десять наиболее посещаемых и значимых объектов, ставших общенациональными символами и представляющих обширное историко-культурное наследие края. Вот они — сакральные объекты Акмолинской области, вошедшие в республиканский реестр, знакомьтесь.
Поляна Абылай-хана (Бурабайский район]
Полувековая эпоха правления хана, известная в народе как «Золотой век Абылая», отражена не только в архивных источниках, но и в историографии. По сведениям краеведа прошлого века Карты Кантарбаева, в окрестностях Кокше-Бурабая находились две площади, связанные с именем Абылая: «Үлкен және Кіші алаңы». По историческим данным, на поляне была ставка Великого хана Абылая, объединившего все три жуза в единое целое. Выше от стелы Абылай-хана, в 120 метрах у подножия горы Кокше, есть священное место для казахов, естественный гранитный трон Абылай-хана. Этот трон, свидетель исторического события, ныне именуется «Хан тағы». С него поляна видна полностью, и голос человека ясно слышен по всей округе. Поэтому становится понятно каждому, почему великий хан выбрал именно это место для принятия исторических решений.
Архитектурно-исторический комплекс с экспозиционным залом «Абылай хан ордасы», посвященный великой личности в казахской истории XVIII века, является местом паломничества тысячи людей, в том числе и туристов из ближнего и дальнего зарубежья.
Гора Окжетпес [Бурабайский район)
Величественная скала Окжетпес (не долетит стрела) высотой около трехсот метров над уровнем моря -украшение берега озера Аулиеколь (Боровое). Об этой скале было сложено более шестнадцати легенд и сказаний. При написании поэмы «Кокшетау» Сакен Сейфуллин придал им особый смысл и суть легенды скалы Окжетпес, озвученная им, стала символом любви и верности, женской чести и достоинства. Спор за плененную юную красавицу-калмычку, которая взобралась на вершину скалы, могла разрешить стрела сильнейшего. Но ни одна не долетела до вершины. И тогда разгневанный хан приказал ей спуститься вниз. Гордая пленница хорошо понимала, что только на вершине горного утеса она вольна и свободна, а потому решилась на последний, отчаянный шаг — сбросилась с горного утеса в воды Голубого залива озера Аулиеколь (Боровое), бросив вызов ханской воле и всем желающим видеть ее своей женой. Девичья честь, достоинство, гордость оказались для нее превыше всего. На месте ее падения на озерной глади Голубого залива появился Жумбактас — скала-загадка, или как ее еще очень часто называют — Сфинкс, который за меняющийся облик считают символом мятущейся женской души: то это задумчивая старуха, то юная девушка…
Мавзолей Баубека батыра (Жаксынский район)
Баубек Бекмурзаулы родился в 1824 году на территории Кокшетауской области. Его отец Бекмурза был богатым и известным человеком своего времени, но Баубек рано лишился родителей. В девятилетнем возрасте он попадает в ближайшее окружение хана Кенесары Касымова и впоследствии становится его приемным сыном. Учится военному делу. С юношеских лет Баубек обладал небывалой природной силой, отличался стойкостью. В 15-16 лет принял участие в одном из крупных сражений с киргизами и прославился, победив известного киргизского батыра Отыншы. И с тех пор стали его звать Баубек батыр. Во время подготовки и проведения восстания Кенесары был одним из его преданных помощников. Сам Кенесары и его батыры, в том числе и младший брат Наурызбай, погибли. Баубек батыр попал в плен, но ему удалось бежать и вернуться в родные края. Вместе со своими многочисленными соплеменниками перекочевал к реке Терсакан. Из-за того, что он был участником восстания против царского правительства, его высылают в Тюменскую область, где он умер в 1884 году. Баубеку батыру не суждено было быть похороненным в родных краях. Но когда забирали его, он отрубил себе саблей один палец, оставил кое-что из одежды и завещал: «…Мне, видимо, не суждено вернуться в эти места. Когда получите известие о моей гибели, похороните все это здесь, как часть моего тела». После того, как дошли слухи, что Баубек батыр умер, его родственники похоронили палец и одежду со всеми почестями, из камня выложили большой мазар на территории аула Кызыл Ту. Потомки батыра в память о своем известном предке построили Мавзолей Баубек Бекмурзаулы, торжественное открытие которого состоялось 16 октября 1993 года. Аул Кызыл Ту переименован в Баубек батыра.
Мавзолей Бытыгая [Коргалжынский район)
Мавзолей Бытыгая являлся одним из выдающихся шедевров архитектурно-строительного искусства Казахстана эпохи средневековья, значимым мемориально-культовым сооружением, входившим в крупный некрополь, расположенный на левом берегу р.Нура, принятый ошибочно путешественниками XVIII—XIX веков за останки средневекового города. До наших дней сохранился план величественного мавзолея, сделанный в 1862 году казахским ученым и путешественником Шоканом Уалихановым.
Согласно легенде в давние времена жил искусный мастер-строитель, великан Бытыгай. Был он беден, но очень силен. Силачу ничего не стоило с двумя бревнами под мышками перешагнуть через реку Нура. Он построил мост через реку на том месте, которое и поныне называется Бытығай еткелі — брод Бытыгая. При строительстве моста одна из балок обрушилась и убила богатыря. Загоревал местный хан, собрал народ и обратился к нему со словами: «Замечательный человек и мастеровой был Бытыгай. И решил я похоронить его в мавзолее, который он построил для меня, дабы память о нем сохранилась вечно». Память о Бытыгае дошла до нас в названиях «Бытыгай мазары», «Бытыгай өткелі», «Бытыгай соры».
Археолого-этнографический комплекс «Кумай»
(Ерейментауский район)
«Түрік қағандар ордасы» — «Резиденция тюркских правителей». Памятники культурного комплекса «Ку-май» содержат в своем составе культурное наследие нескольких тысячелетий, компактно локализованное на одной территории, в пределах государственного национального парка «Бұйратау». Исконно тюркская традиция поклонения и обожествления великих предков, выраженная в сооружении ритуальных оград-символов домов, с восточной стороны которых устанавливались каменные статуи с портретными изображениями героических личностей эпохи. Научно-реставрационный проект: «Этно-парк «Кумай» — модель древнего и средневекового культурного наследия» — является единственным на территории области многокомпонентным культурным комплексом, представленным памятниками эпохи бронзы, раннего железного века и тюркского периода. Здесь же расположены каменные антропоморфные изваяния — баба-тасы, вызывающие большой интерес у туристов.
Александра МЯКОТА.
Продолжение фотопроекта смотрите в ближайших номерах «АП».