«Бурабай уже сейчас является символом Казахстана. В связи с тем, что рядом находится столица, и есть хорошая автомагистраль, в последнее время количество туристов увеличивается. Создаются все возможности для круглогодичного отдыха. Открыты велосипедные и прогулочные трассы, зимой можно кататься на санях, на лошадях, совершать лыжные прогулки. Здесь можно проводить и крупные международные мероприятия. Например, во время Совета иностранных инвесторов в Бурабае собрались ведущие бизнесмены со всего мира. Здесь проходили саммиты СНГ, ЕАЭС. Принявшие в них участие главы государств и члены правительств с теплом вспоминают об этих мероприятиях… Курортная зона притягивает все больше туристов, и самое главное — создать для них все необходимые условия. Чем лучше будет развиваться инфраструктура, тем больше Бурабай будет приобретать известность во всем мире. Хочу обратиться к нашим бизнесменам, чтобы они создавали такие условия и строили современные хорошие комплексы для отдыха».
Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
ЭКСКЛЮЗИВ «АП»
Открывая свою Родину
Туризм по своей доходности занимает ведущие позиции в мире после нефтедобывающей и автомобильной промышленности, а каждый вложенный доллар приносит до трех прибыли. Сегодня все больше казахстанских туристов отдают предпочтение отдыху в Казахстане. Люди словно заново открывают для себя родину. О туристическом потенциале Акмолинского региона «АП» рассказал руководитель облуправления туризма Шынарбек Батырханов.
— Шынарбек Беркутбаевич, что может предложить наш край туристам?
— В Акмолинской области индустрия отдыха и туризма является одной из приоритетных отраслей экономики. В ее туристский кластер входят около 800 предприятий сферы туризма, в т.ч. 296 санаторно-курортных и гостиничных организаций, 420 субъектов придорожного сервиса, 68 туристских фирм, имеющих лицензии на право осуществления туристской деятельности, три государственных национальных природных парка «Кокшетау», «Бурабай», «Буйратау», Коргалжынский государственный природный заповедник, ТОО «Бурабай даму» УДП РК.
Наших гостей привлекают природные ландшафты, географические особенности, памятники природы, историческое и культурное наследие народа. Культурно-исторический сегмент кластера представлен 900 памятниками, крупные из которых находятся под охраной государства и используются при составлении экскурсионных программ. Конкурентное преимущество Казахстана в целом, и нашего региона в частности, заключается в уникальной культуре (культурно-познавательный), присутствии дикой природы (экологический туризм) и деловой активности (деловой туризм), а также в возможности заниматься активными видами отдыха, такими как спортивный и приключенческий (спортивно-оздоровительный и экстремальный) туризм. Сегодня практически все существующие виды туризма имеют предпосылки для развития, что нашло отражение в 80 туристских маршрутах, разработанных и успешно реализуемых туроператорами области.
— Туризм считается одним из приоритетных кластеров во внешнеэкономической деятельности Казахстана. Насколько успешно он развивается у нас в регионе?
— За первое полугодие этого года количество объектов, занимающихся размещением посетителей, составило 296 единиц, ими оказано услуг на сумму 2 224,7 млн тенге, что на 3,8% больше аналогичного периода прошлого года. Количество обслуженных посетителей 137685 человек, рост 104%.
С начала года создано пять новых объектов туристской инфраструктуры: ресторан быстрого питания ТОО «Додопицца» и фитнес-клуб в Кокшетау (ИП «Никитин В.В.»), туристическая база в Бурабайском районе (ИП «Солагаев Х.А.»), пляжная зона в Сандыктауском районе (ИП «Канафин Б.А.»), современный гольф-клуб в Щучинске.
В связи с поручением Главы государства по созданию в стране курортов мирового уровня и привлечению инвестиций в развитие индустрии отдыха в области реализуется План развития Щучинско-Бурабайской курортной зоны. В рамках реализации двух первых его этапов (1 этап на 2012-2013 годы; 2 этап на 2014-2016 годы) освоено 12 млрд тенге, завершено 43 мероприятия. В текущем году государством на эти цели выделено еще 5,4 млрд тенге, в стадии утверждения находится третий этап Плана развития ЩБКЗ на 2017-2020 годы.
Со стороны руководства области также разрабатываются дополнительные меры по продвижению туристского потенциала региона и насыщению отдыха туристов привлекательными мероприятиями и событиями. В настоящее время делаются конкретные шаги по обеспечению круглогодичности курорта Бурабай. В этом плане имеет исключительно важное значение масштабный проект продвижения четырех сезонов «Four Seasons», предусматривающий проведение значимых событийных мероприятий во все времена года. В его рамках в летний период в курортной зоне проведена традиционная международная парусная регата «Бурабай-2017», собравшая яхтсменов не только Казахстана, но и Российской Федерации, в т.ч. крупных городов — Екатеринбурга, Омска и др. В августе при поддержке акимата области состоялся благотворительный велопробег с участием Олимпийского чемпиона, легендарного велогонщика А.Винокурова. За счет этого мероприятия были собраны рекордные суммы (более 150 млн тенге) для приобретения специального медицинского оборудования в Центры по обслуживанию детей с ограниченными возможностями. Значимым событием для ЩБКЗ и Казахстана в целом стал запуск в эксплуатацию с участием Главы государства уникального гольф-клуба, который также становится мощной фишкой для привлечения состоятельных туристов.
Для широкого продвижения курорта Бурабай на интернет-площадках, в социальных сетях, через популярные системы бронирования, для формирования регионального бренда действует туристский информационный центр (ТИЦ), который создает благоприятные условия для маркетинга и продаж турпродукта.
О результатах можно говорить уже сейчас. Курорт Бурабай все больше завоевывает внимание зарубежных гостей. Свидетельство тому — посещение курортной зоны кочевниками-«номадами» — любителями путешествий на лошадях, среди которых были не только казахстанские гости, но и представители России, Турции, Бразилии и других стран.
— Действительно, если говорить о сезонности, то пик «наплыва» туристов в наш край наблюдается летом. Акмолинские туроператоры не скрывают, что туристский бизнес — сезонный, основная работа начинается именно летом. Что у нас «припасено в рукаве» для тех, кто захочет приехать сюда зимой?
— Работа по насыщению предстоящего зимнего сезона новыми массовыми мероприятиями идет активно. Особое значение придается зимним развлечениям отдыхающих посредством реализации проекта «Зимняя сказка», где в рамках международного конкурса для строительства уникального ледового городка будут привлечены лучшие художники, дизайнеры, скульпторы по льду и другие творческие личности. Сказочный городок будет принимать гостей в течение трех месяцев зимы. Одновременно в это время пройдут фестивали «Папа, мама, я — спортивная семья», детские программы «В гостях у Санта Клауса» и др.
В настоящее время развернута целенаправленная работа по поиску инвесторов для строительства горнолыжной базы с фуникулером на склоне горы со стороны г. Щучинска, открытых и закрытых аквапарков на водоемах ЩБКЗ, расширению сети кемпингов и автостоянок для путешественников на колесах. В межсезонье планируется организация фестивалей: мастеров прикладного искусства, «Дары природы», бардовской песни, айтысы акынов, организуется интурохота и другие интересные мероприятия. Все это, а также различные тематические и культурно-массовые мероприятия, не сомневаюсь, привлекут к нам многочисленных туристов, поднимут в их глазах привлекательность курорта Бурабай. И, соответственно, увеличится объем оказанных услуг, налоговые поступления, вклад туристской отрасли в экономику региона.
— Я полностью разделяю мнение гендиректора французского агентства по развитию туризма Atout France Кристиана Мантеи о том, что в современном цифровом мире каждый турист становится средством массовой информации. Каков ваш рецепт — как туристическая индустрия в регионе должна реагировать на это?
— Рецепт — повышать качество предложения, и в первую очередь улучшать инфраструктуру. В этом плане есть существенные подвижки: ведется ремонт и реконструкция автомобильных дорог, ведущих к природным достопримечательностям и объектам историко-культурного наследия, расширяется сеть автомобильного, воздушного и железнодорожного сообщения, продолжается реализация ранее начатых проектов. Проводятся работы по строительству и реконструкции улично-дорожной сети ЩБКЗ, завершено строительство автодороги Астана-Ерейментау, начат ремонт и реконструкция автодороги Астана-Коргалжын. Действительно, не надо забывать, сегодня любой турист выкладывает свои впечатления в сеть незамедлительно, и его мнение формирует общественное. Поэтому, развивая туристическое направление, надо отдавать себе отчет в силе современных технологий и силе современного туриста
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
Место встречи — «EXPO»
Выставку «ЕХРО-2017» в столице посетили около 120 тысяч акмолинцев, из них порядка 25 тысяч — дети.
Туристов, посетивших Акмолинскую область, принимали более 600 гостиниц, отелей, турбаз, санаторно-курортных организаций, ресторанов и кафе. Больше всего гостей собрала Щучинско-Бурабайская курортная зона. Познавательно провести досуг помогли 39 гидов, владеющих несколькими языками. К слову, экскурсоводы блестяще справлялись со своей миссией, помогая путешественникам узнать историю нашей страны, пристоличного региона.
В работе выставки приняли участие 105 волонтеров, в культурных мероприятиях в рамках масштабного события — более 500 артистов, — сообщает Региональная служба коммуникаций. Надо сказать, что «ЕХРО-2017» помогло и проявить таланты. К примеру, ІТ-разработчики из Кокшетау Самат Бигазы и Айгерим Сагындыкова презентовали свой проект на международной выставке в павильоне Организации Объединенных Наций. Разработкой заинтересовался детский фонд ООН — ЮНИСЕФ. Ребятам вручили сертификат на сумму 250 тысяч тенге и предложения по дальнейшим исследованиям.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
«FOUR SEASONS»
«Дары природы» на любой вкус
Натуральные и качественные продукты. Никаких загустителей, консервантов и конвейерного производства. Товары, которые не купишь в магазинах, были представлены на фестивале «Дары природы», впервые прошедшем в Бурабайском районе по инициативе облуправления туризма.
Яркие экспозиции даров природы презентованы сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими хозяйствами, владельцами личных подсобных хозяйств, садоводческими товариществами и владельцами садовых участков, индивидуальными предпринимателями. Продукцию сельхозпереработки сюда привезли гости из СКО.
— Со стороны руководства области предпринимаются дополнительные меры по продвижению туристского потенциала региона, в том числе ЩБКЗ, и для насыщения отдыха туристов привлекательными мероприятиями и событиями. В настоящее время сделаны конкретные шаги по обеспечению круглогодичности курорта Бурабай. В этом плане имеет исключительно важное значение продвижение масштабного проекта четырех сезонов «Four Seasons», предусматривающего значимые событийные мероприятия во все времена года. Именно в рамках этого проекта проводится сегодняшний фестиваль, — отметил в приветственном слове руководитель облуправления туризма Шынарбек Батырханов. — Кроме того, данное мероприятие позволит акмолинским сельхозтоваропроизводителям встретиться, обменяться мнениями, поделиться опытом.
Между тем, несмотря на прохладное утро, к площади у визит-центра стали подходить первые посетители, которым предлагались разнообразные товары.
— Мы представили сегодня всю продукцию, которую производим сами: фрукты, овощи, ягоды, грибы — все без нитратов, все натуральное, — рассказывает индивидуальный предприниматель Василий Берверт. — Мед тоже собственный, у нашей семьи пять пасек. Полезное лакомство на любой вкус — здесь и лесное разнотравье, и майский, и гречишный…
Действительно, от разнообразия прилавка индивидуального предпринимателя просто глаза разбегаются, тут же хочется и медка прикупить, и грибочков, и варенья невиданного из… еловых шишек.
Притягивают взор и соседские, где выставили поделки местные умельцы: красивые браслеты из дерева, разнообразная сувенирная продукция с видами курорта Бурабай. Чуть дальше — знаменитое ТОО«Блэк», их астау из дерева никого не оставят равнодушным. Жителей и гостей округа привлекла возможность не только полюбоваться яркими выставочными экспонатами, но и приобрести качественную продукцию местных производителей, изделия декоративно-прикладного творчества народных умельцев. В числе первых покупателей Гульшара Нуржанова. Купив астау — ТОО «Блэк», она стала победителем в номинации «Самый щедрый покупатель».
Кстати, конкурсы были предусмотрены не только для покупателей. Участники фестиваля смогли побороться за звание «Самой оригинальной выставочной экспозиции», «Самый успешный заготовитель». Лучшими названы производители из Атбасарского района, СКО, Щучинского добровольного товарищества садоводов-любителей. Среди заготовителей отличились Сандыктауский, Буландынский районы, конный двор п. Бурабай, а также Николай Берверт.
Гостья из СКО Татьяна Лукащук, поблагодарив за приглашение на фестиваль, выразила надежду, что интерес к нему с каждым годом будет расти, сюда будут приезжать семьи с детьми из других регионов страны. Она пожелала, чтобы каждый фестиваль «Дары природы» был неповторим. Что сказать? Несмотря на пасмурную погоду, фестиваль «Дары природы» прошел на ура, опровергнув известное выражение о том, что «первый блин всегда комом»…
Бурабайский район.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.
ОТМЕЧАЛИ
Водный слалом, гонки и… картошка
В Коргалжынском районе, на территории которого расположен одноименный государственный природный заповедник, все больше внимания уделяют развитию экологического и водного туризма. Примером тому может служить традиционно проводимый здесь День туризма, посвященный всемирному празднику.
Надо отметить, данное мероприятие проходит в районе уже в пятый раз и стало традиционным, призванным привлечь к занятиям туризмом всех жителей района, астанчан, приезжих гостей и повысить их интерес к активному образу жизни, к природным, культурно-историческим ресурсам Коргалжынского района. Параллельно здесь готовят местных профессиональных туристских гидов к приему туристов на домашних маршрутах.
В этом году в торжественном событии приняли участие шесть команд района: «Жалын», «Сун-кар», «Саяхатшылар», Агротехнический колледж, спортивный отдел районного акимата, Коргалжынский заповедник. В состав каждой вошли шесть человек, которые стали членами одного экипажа надувного плота — рафта. (Рафтинг — спортивный сплав по горным рекам, искусственным гребным каналам на надувных судах — прим. редакции).
Командам предстояло принять участие в трех видах программы Дня туризма: в водном слаломе — прохождении трассы на реке, где пять навесных ворот нужно было пройти прямо по течению, против течения и кормой вперед; в параллельных гонках — гонках сразу двух команд по течению и против течения реки на определенном участке; в конкурсной программе, которая состояла из нескольких спортивных, шуточных и творческих конкурсов (турбол, домбайский бокс, собирание картошки вслепую, др.). Первое общекомандное место заняла команда «Жалын», второе — сборная Агротехнического колледжа, бронза — у команды Коргалжынского заповедника.
К сожалению, в этом году праздник был омрачен безвременной кончиной президента ТОО «Центр активного туризма и отдыха» Константина Миляева, который был инициатором проведения этих соревнований в Коргалжынском районе с 2013 года. Участники почтили его память минутой молчания, пообещав продолжить дело по развитию активного туризма.
Коргалжынский район.
«ТУҒАН ЖЕР»
«Осенний листопад» в Садовом
Так лирично называется ежегодный слет туристов в Акмолинской области, традиционно проходящий в селе Садовое Зерендинского района.
Свежий воздух, палатки на поляне недалеко от речки, неповторимый запах готовящейся на костре походной еды, полные энергии и задора молодые парни и девушки, чьи голоса весело звучат под перебор гитарных струн… Все это — его неизменные атрибуты и привычные реалии…
Организаторы — областной центр детско-юношеского туризма, краеведения и экологии — отмечают, что с каждым годом мероприятие набирает обороты, привлекая все большее количество участников. Расширяется и их география. К примеру, если поначалу здесь участвовали десять команд из районов нашего региона, то в этот раз в Садовое приехали 19 команд из Бурабайского, Зерендинского, Аршалынского, Аккольского, Ерейментауского, Коргалжынского,Сандыктауского районов, г.Кокшетау, учащиеся казпедколледжа (г.Кокшетау), СТК №1 (г.Кокшетау), студенты КГУ им. Ш.Уалиханова. За последние десять лет, несмотря на особенности и непредсказуемость осенней погоды, это самый массовый слет туристов, отмечают организаторы, более 160 участников. Кстати, ими могут стать люди любого возраста, неслучайно положение слета предусматривает возрастные группы: «Взрослые», «Юниоры», «Юноши».
— Наш слет проходит в рамках реализации программы «Туған жер», направленной на формирование общенационального патриотизма, любви к родной земле, своему аулу, городу, — прокомментировала заместитель директора областного центра детско-юношеского туризма, краеведения и экологии Лейла Толуспаева. — Он является своеобразным смотром определенных этапов проделанного и проверкой готовности к туристско-краеведческой работе в наступающем сезоне, хорошей возможностью постичь азы дела для начинающих туристов. К примеру, команда из Ерейментауского района была собрана из новичков, которые впервые приехали на слет, но при этом были настроены по-боевому и не испытывали робости перед более опытными соперниками. Впервые приняли участие и учащиеся сервисно-технического колледжа №1 г.Кокшетау и студенты КГУ им. Ш.Уалиханова. Ребята учились преодолевать естественные препятствия в условиях подъема и спуска на скальных участках, сопках и реках, вязать узлы и оказывать первую медицинскую помощь. В подростковом и юношеском возрасте спортивный туризм несет немало полезного для мальчишек и девчонок и очень популярен среди них. К тому же прививает любовь к родному краю, укрепляет физические и моральные качества, твердость духа и выдержку.
— А вот представители Бурабайского района по праву считаются фаворитами, за плечами каждого члена их команды участие в туристских соревнованиях республиканского и областного уровней, — продолжает наша собеседница. — К примеру, Юра Бильдин, Саша Шмидтляйн и Еркуат Асетов в этом году участвовали в походе, который проходил в горах Тянь-Шаня вместе со студентами Щучинского колледжа индустрии туризма и сервиса. Были они и членами сборной Акмолинской области в республиканском слете экспедиционных отрядов «Моя Родина- Казахстан», который проходил в июне в г.Актау. В Бурабайском районе они регулярно проводят познавательные экскурсии и походы, входе которых знакомятся с сакральными местами региона, изучают природу и историю родного края под руководством опытного тренера Натальи Матвеевой.
Программа соревнований по туристическому многоборью выдалась интересной и насыщенной. Школьникам и студентам предстояло пройти кросс-поход длиной 4-5 километров, состоявший из множества этапов, с перепадами высот до 50 метров. Дистанция лично-командная, хотя и была сравнительно небольшой — 400 метров — тоже характеризовалась перепадами высот до 30 метров. На технической дистанции под присмотром квалифицированных судей можно было увидеть людей в двух связках по три человека. Прохладный осенний воздух стал препятствием для достижения цели, руки участников при подъеме в гору, по их признаниям, ощутимо мерзли, ведь приходилось работать с металлическими карабинами. Но для мальчишек и девчонок это стало настоящим испытанием их силы духа. В будущем, когда им предстоит бывать в походах более серьезного уровня, условия могут быть значительно суровее.
Пригодится участникам в дальнейшем и топографическая съемка, ориентирование на местности, входившие в программу состязаний.
Отличительная черта этих соревнований от предыдущих состояла в том, что участники состязались и в ночное время.
— Представители команд передают фонариком условный сигнал, используя азбуку Морзе, команда, находящаяся на определенном расстоянии, принимает поданный сигнал, — рассказывает, как это было Лейла Толуспаева. — У них получается число, которое является азимутом (направлением по компасу). Команды выдвигаются в этом направлении, и если правильно определили направление и не сбились с курса, то должны найти условно пострадавшего в определенном месте. Оказывают ему первую медицинскую помощь, затем транспортируют его в стартовый квадрат.
Творческие способности в этот раз помогли продемонстрировать конкурсы бардовской песни по тематике спортивного туризма и фотографии. У любителей песен под гитару не было равных певцам из Ерейментау, Зеренды, Акколя, Бурабая, воспитанникам областного центра детско-юношеского туризма, краеведения и экологии, студентам казахского педагогического колледжа. В конкурсе «Фотография» отличились команды: «Ветер Азии» Аккольского района, «Саяхат» Сандыктауского ДД, «Арыстан», «Арман» Бурабайского района, «Альбатрос» и «Арыстан» Сандыктауского района, учащиеся казпедколледжа.
Время слета пролетело незаметно, подарив участникам массу позитивных эмоций, общение с близкими по духу людьми. Но конкурс есть конкурс, обязательно должны быть победители. Высокий уровень мастерства показали в группе «юноши» команды из: ДЮКФП «Жас Кайрат» г. Кокшетау (1 место), «Саяхат» Сандыктауского ДД (2 место) и «Арман-2» Бурабайского района (3 место). Среди «юниоров» на первом месте команда «5 высота» областного центра детско-юношеского туризма, краеведения и экологии при управлении образования Акмолинской области, на втором — «Арыстан» Сандыктауского района, на третьем — «Арман» Бурабайского района. В номинации «взрослые»: «Фирн» ОЦДЮТКиЭ — на первом месте, «Ветер Азии» Аккольского района — на втором, учащиеся казпедколледжа — на третьем.
— «Осенний листопад» был пятым этапом туриады «Жас турист-2017», — резюмировала Лейла Толуспаева, — по итогам всех этапов лидирует областной центр детско-юношеского туризма, краеведения и экологии при облуправлении образования, второе место у команды Аккольского района, третьими стали зерендинцы.
Команды-победители награждены грамотами и ценными призами. Отмечены благодарственными письмами центра детско-юношеского туризма, краеведения и экологии туристы, внесшие немалую лепту в развитие туризма в нашем регионе. Кстати, лучшие спортсмены будут представлять наш Акмолинский край на республиканских соревнованиях.
Зерендинский район.
IT-технологии
Познакомьтесь с Туристбаем
Что такое ТИЦ при облуправлении туризма еще знают не все, ведь открыт он всего четыре месяца назад. Между тем основная задача деятельности учреждения — продвижение туристского потенциала региона.
Как рассказал «АП» директор КГУ «Туристский информационный центр» Жанат Нугуманов, поддержка новых объектов сферы посредством распространения информации тоже входит в функции центра. В качестве инструментов коллектив использует социальные сети, проводит тренинги и семинары для акмолинских предпринимателей по использованию ІТ-технологий для успешной интеграции в мировое туристское пространство. Кроме того, здесь занимаются созданием тематических видеороликов и видеофильмов, отдельное направление деятельности ТИЦ-организация инфотуров для блогеров. Специалисты центра потрудились и над созданием переносного информационного киоска с сенсорным экраном для информирования потенциальных туристов, не имеющих доступа к интернет-ресурсам. «Действует трехъязычный информационный портал www.akmotic.kz с поисковым «движком» по типу известных всем krysha.kz, apartamenty.kz. Благодаря «умной» выборке поискового виджета у пользователя есть возможность за считанные секунды найти информацию по объектам размещения и развлечения. На портале присутствует сервис по размещению информации самими субъектами турбизнеса, это позволяет оперативно обновлять необходимые данные в базе. До конца года планируем запуск на портале функции онлайн-бронирования. Параллельно в этом направлении ведется разработка мобильного приложения для гаджетов с синхронизацией интерфейса портала», — поясняет Жанат Нугуманов.
Популяризируя круглогодичность ЩБКЗ, центр активно ведет маркетинговую деятельность по SMM-продвижению мероприятий специальной программы «Four seasons». Творческая команда создала целую серию музыкальных, тематических видеоклипов о туристическом кластере области. Главный их герой — вымышленный мультипликационный 2D — персонаж Туристбай, который по задумке должен привлекать внимание потенциальных путешественников. Похоже, что идея удалась, поскольку видеоролик с участием забавного персонажа ТИЦ набрал более 80 тыс. просмотров в соцсетях.
Посредством SMM-инструментария и налаживания контактов с посольствами и консульствами Казахстана за рубежом, центром проведена работа по привлечению участников на спортивно-музыкальный фестиваль «Бурабайк», фестиваль байкеров на горнолыжной базе «Elikti park», который собрал гостей, приехавших из России, Украины, Беларуси, Литвы и Перу.
«Конечно, наш центр заинтересован в увеличении числа субъектов турбизнеса, подключенных к центрам глобальных систем бронирования и резервирования. Мы регулярно проводим оценку качества и эффективности использования ІТ-технологий. Сейчас на основании этого анализа готовимся к проведению вебинар-практикума для туроператоров области»,- говорит директор центра и добавляет: обратная связь с населением очень важна. «Готовы к обсуждению предложений, замечаний»,-заключает он.
Подборку подготовили Марина МАРКЕВИЧ и Аэлита ТАЕВА.