О секрете счастья быть родителями
Семьи Вжесневских, Джумабековых, Кульмановых, Нургазиных и Давыдовых взяли на воспитание по 3-4 ребенка, оставшихся без родительской опеки. У каждой — своя трогательная история усыновления.
Вручая благодарственные письма и памятные подарки приемным родителям на мероприятии, посвященном Дню семьи и организованном управлением внутренней политики и ОФ «Ана үйі», руководитель отдела общественно-политической работы и связи с общественностью УВП Серик Садвакасов отметил, что «с начала года в области создано около 4 тысяч молодых семей, родилось свыше 8 тысяч детей. Под опекой воспитываются 1483 ребенка, под патронатным воспитанием — 137 детей». Но особые слова благодарности звучали в этот день в адрес родителей, взявших на воспитание приемных детей.
Рашид и Куралай Джумабековы из Кокшетау, воспитывающие пятерых детей, недавно в свою большую дружную семью приняли 16-летнюю Татьяну и 12-летнего Андрея Торговкиных, 15-летнюю Альбину и ее младшего брата 13-летнего Максима Паскаля из Сандыктауского детдома.
В беседе с Куралай Габдулгамаровной, региональным представителем Центра поддержки усыновления «Ана үйі» по Акмолинской области, многодетной мамой, попыталась найти ответ на вопрос: «В чем же секрет семейного счастья?».
— Скажите, как вы пришли к решению — принять в свою многодетную семью сразу четверых воспитанников детдома?
— Работая в свое время социальным педагогом, мне приходилось размещать детей из неблагополучных семей в детские дома. Тогда считала единственно верным решением — предоставить воспитание, заботу о них государству, которое поможет несовершеннолетним без родительской опеки адаптироваться к жизни, самореализоваться. Позже поняла, что глубоко ошибалась.
Работая в Центре поддержки усыновления «Ана үйі», уяснила непреложную истину — дети, изолированные от семьи, обделены не только родительской лаской и любовью, не имея навыков будущей семейной жизни, чаще «уходят по наклонной вниз». Однажды нашему фонду дали задание провести фотосессию в Сандыктауском детдоме, где мне и приглянулись Таня и Андрей Торговкины. Было видно, что они недавно поступили в детдом: брат с сестрой перепуганные, прижимались друг к другу, боясь даже вспышки фотоаппарата. И такую боль я увидела в их глазах. Потеряв семью, детки боялись потерять и друг друга, что их разлучат. Общаясь с ними в каждый приезд, как-то спросила: «А не хотите вы в семью?», на что Андрей категорически ответил: «Нет. У нас есть папа и мама. Они заберут нас». В течение года в семью их никто так и не забрал, к потенциальным приемным родителям они отказались идти. Видя, как они растут, сильно переживала, что, повзрослев, брат с сестрой совсем разочаруются в людях, в жизни. Супруг Рашид мое намерение взять их в семью поддержал. Приехав в детдом, спросила у Танечки и Андрюшки: «Я хочу пригласить вас на лето к себе в гости. Вы согласны?». На удивление воспитателям Андрей сразу же согласился: «К вам поеду!». Поскольку для приемной семьи необходимо не менее трех детей, поинтересовалась: «У тебя есть близкий друг?». «Да, Максимка». «Ты хотел бы, чтобы Максим тоже поехал в гости вместе с тобой?». Андрей обрадовался этому предложению. Поскольку у друга в детдоме находилась старшая сестра Альбина, то, конечно же, и она поехала вместе со всеми. Мои родные дети с нетерпением ждали приезда новых братьев и сестер, в течение месяца помогали делать ремонт в доме, сами делали перестановку, планировали, кто и где будет жить. Дети подружились. Поскольку Татьяне надо было поступать в колледж, то Андрей, не задумываясь, сразу же решил остаться у нас. Такое решение приняли и Максим с Альбиной.
— Какая «погода» в доме сейчас?
— Дети счастливы. В соцсетях Андрюшка свою фамилию поменял на Джумабеков. Меня называют мамой, мужа — папой. И это им нравится. На нас смотрят, как на компас. С надеждой. Их сердечки, словно маленькие комочки, натыканы иголками…
— Самое главное,- успокаиваю их,- что вы уже пережили страшное, все плохое позади, впереди вас ждет светлое будущее. Мы дадим вам образование, и вы построите свою семью, такую же большую и дружную, как наша. Сегодня они стараются быть похожими на нас, на наших детей. Сейчас пошли в школу: Андрей с Максимом в 6 класс, Альбина — в 8-ой, Татьяна — на первом курсе СТК №1 по специальности «Парикмахер-визажист». Поймите, им не нужны сотовые телефоны, дорогая одежда или обувь. Таким детям надо просто подарить любовь, заботу, внимание в семье! Ни в коем случае нельзя унижать их человеческое достоинство, нельзя, чтобы зацикливались они на своей беде. Если чего-то не умеют — подсказать, научить. Разве это не счастье — иметь большую, дружную семью? Мы говорим: «Возроди семью, воспитай детей нравственными, достойными гражданами страны, чтобы из них выросли патриоты Казахстана». Да, труд приемных родителей — тяжелый, кропотливый, требующий не только терпения, но и знаний в области психологии, педагогики. В центре поддержки усыновления «Ана үйі» мы этому учим и приемных родителей, и детей. Конечно, эту работу невозможно проводить без реальной поддержки государства. Но ведь чем больше будет семей, дарящих любовь и заботу детям, тем меньше будет сирот в нашей стране».
Бахыт МУХАМЕДРАХИМОВА-ТАСОВА.
Фото автора
РЯДОМ С НАМИ
Выслушай жену и сделай…
— В селе Жаксы он один такой, по металлу никто так не работает, — Андрей Морозов спокойно улыбается, слушая хвалебные слова жены в свой адрес.
Судя по-всему, слышит он их часто. И такая поддержка, безоговорочная вера самого близкого человека в его возможности помогла семье выстоять в очень непростое время, встать на ноги, создать индивидуальное предприятие «Морозов». Пока небольшое, но стабильное и с хорошими перспективами.
— Было время, что без хлеба-соли сидели, — это Оксана Морозова говорит о 90-х. — Родители в селе живут, но тогда и они помочь не очень могли. Да и нам стыдно было лишний раз обращаться.
Поженились в 1998 году. В «активе»: любовь, молодость, здоровье, специальности (Оксана — повар, Андрей — газоэлектросварщик), умение и желание работать. В «минусах» — отсутствие жилья, заработной платы, на которую семью можно было бы элементарно прокормить.
Работал тогда Андрей Морозов на знаменитом Жаксынском элеваторе вместе с турецкими специалистами. «Отношения были с ними прекрасные. Рабочий он везде рабочий, друг друга без слов понимали, — в отличие от жены он очень немногословен. — Только вот что обидно было, мы работали не хуже, а где-то и лучше. Они у нас многому учились, а получали жаксынцы куда меньше».
— Уже сын родился (сейчас Дмитрию шесть лет), а папа все еще 25 тыс тенге получает, — вступает в разговор Оксана. — Я ему сколько твердила, уходи со своего элеватора, на себя работай, ты сможешь, у тебя все получится.
Решился не сразу, какое-то время пытался совместить работу на элеваторе и на дому. К этому времени семья дом купила, чтобы было где сварочными работами заниматься. Вставал рано утром, заказы частные выполнял, потом бежал на работу, вечером снова — в свой цех. Число заказов росло. «Морозов делал», — стало своеобразным знаком качества не только в Жаксынском, но и близлежащих районах.
По его собственным словам, работать «тяп-ляп» Андрей Морозов не просто не любит, а не может органически. Руки сами делают «так, как надо, чтобы надежно было, чтобы человеку нравилось». Кредит по программе «Дорожная карта занятости -2020» помог осуществить давнюю мечту- приобрести станок художественной ковки «АЖУР-1М». Изготовление калиток, дверей — любимая работа мастера: «Теперь могу любые узоры гнуть, так что ни одна моя дверь на другую не похожа».
Первые два года «свободного плавания» в мире частного предпринимательства, где конкуренция немалая, по признанию супругов, были непростыми. «Иномарку» продали, теперь на стареньком «Москвиче» ездят, на шутки «доброжелателей» Оксана платит той же монетой: «У нас в гараже еще мотоцикл «Урал» стоит, надо будет — на него пересядем». Дом ожидает ремонта.
Но главное для родителей другое: «Дочь Анна в Астане учится, в Аграрном университете, будет специалистом в сфере охотоведения и рыбного хозяйства». Специальность сама выбирала, с детства ей степные зверушки нравились. А сынишка Дима говорит: «Буду, как папа, сварщиком».
Есть такое приписываемое древним мудрецам выражение: «Выслушай внимательно женщину и сделай наоборот». Глядя на Морозовых, могу сказать определенно: ошибались.
Нина МИТЧИНОВА.
Жаксынский район.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.
БЛИЦ-ОПРОС
«В одну упряжку впрячь…»
— Что для вас важнее, семья или карьера, — с таким вопросом мы обратились к акмолинцам, добившимся значительных успехов в профессиональной деятельности.
Нартай ИСКАКОВ, директор ТОО «Агрофирма «Караозек»:
— Знаю людей, которые ровно в шесть заканчивают свой рабочий день и бегут домой: «У меня семья». Женщин еще могу понять, мужчин — нет. Женщинам тяжелее, конечно, но могу привести много примеров, когда они «пашут» не меньше. И при этом тоже говорят: «У меня семья. Я делаю это ради семьи».
Я прихожу домой не раньше девяти — десяти вечера. И делаю это потому, что так нужно для семьи. Она у меня большая. В ней не только жена, наш ребенок, но и семеро братьев и сестер, племянники… Всегда считал необходимым поддерживать их. Не только материально, конечно. Но в любом случае, для прочной семьи нужна прочная материальная основа. Так что работать надо. И, прежде всего, ради семьи.
Марат ДЖУМАБЕКОВ, председатель правления ассоциации предпринимателей Акмолинской области
— «Первым делом, первым делом — самолеты», — это не обо мне. Семья всегда была и остается для меня на первом месте. Родители, жена, сыновья, внуки — это святое. Все остальное — потом.
Женился я на своей сокурснице, нам было чуть более 20 лет. Сейчас понимаю, что если бы не воспитание, полученное мной в родительском доме, не поддержка и понимание со стороны супруги, то все могло сложиться иначе, куда менее благополучно. В молодости я работал «в комсомоле». Был первым секретарем горкома. Люди моего поколения знают, помнят, чем часто заканчивались комсомольские мероприятия. Тогда к спиртному терпимее относились, застолья после работы чуть ли не нормой были. Знаю много хороших людей, которых «засосала опасная трясина». Для меня такой опасности не было: семью любил и люблю, ответственность перед ними всегда ощущал. У тех, кто расслабляется слишком, работа, бизнес не идут. Так что семья — это не препятствие карьере, а поддержка.
Наталья МИЛЮК, аким Зареченского сельского округа Есильского района
— Помните, в фильме «Москва слезам не верит» главная героиня говорит: «Если бы я тогда не обожглась так сильно, то ничего бы из меня не получилось». Признаюсь, что где-то это и обо мне. С мужем мы разведены уже давно. Это было мое решение и поверьте, вовсе не моя работа стала причиной этого. А уж потом, пережив все это, окунулась в работу. Потому что работа — это жизнь, насыщенная, интересная, волнующая. Разве можно передать эмоции, когда выступала на торжественном собрании, посвященном 25-летию Независимости Казахстана, шла к трибуне, смотрела на Президента, а перед глазами «вся жизнь промелькнула». И, прежде всего, сын, мои дорогие мама и папа, брат, сестра.
Так что сына (без ложной скромности — хороший парень вырос) воспитывали я и моя работа. Если бы руки опустила, переживала свою «долю женскую», то все могло быть и по другому. Не так благополучно. Так что работа (это не совсем синоним карьеры) и семья понятия равноценные. При одном условии -если любимые.
Асен Жаксылыков, директор ТОО «Гормолзавод»:
— Все начинается в семье. Не скрою, брак у меня второй. «Камень бросать» в чей-то огород не буду, не по-мужски это. С детьми, конечно, не разводятся, они в порядке. В нынешней супруге нашел то, что нужно любому человеку -полное понимание и поддержку. Причем не только в делах семейных, но и профессиональных: «Асен, давай сделаем так. Попробуй сделать это». Пробую, делаю, получается. Проблемы, радость, эмоции, дети и от первого брака и сынишка маленький — общие. По сути, работа, карьера — тоже общие. Только так. Иначе жить не хочу и не буду.
Сауле Абишева, директор филиала фонда «Даму» по Акмолинской области:
— Нашей дочери скоро будет 16. Время летит быстро. И я хорошо знаю, что скажу ей, когда она будет выходить замуж: «Дочь, главное в жизни — семья. Карьера — после нее».
Но я не сразу пришла к этому. Работала в банке, «доросла» до должности заместителя директора. Кто работает в этой сфере, меня хорошо поймут. Прийти домой до 19 часов — утопия, посл е 21 -норма. У мужа работа связана с командировками, дочь скучала: «Хочу, чтобы ты была мамой, как у всех, за мной в школу приходила, чтобы ужинали вместе». Дочь вступала в подростковый возраст, я себе сказала: «Все, хватит».
Очень благодарна мужу, он всегда поддерживает, уважает мой выбор. Сейчас у меня очень интересная, творческая работа, прекрасная семья. О том, что не сделала такой выбор раньше, не жалею. Опыт получила, к дисциплине железной привыкла. Но дочь пусть этот путь минует. Полезно, но очень нелегко.
Как видим, разные люди — акценты разные. Но общее: «В одну упряжку впрячь» семью и карьеру все-таки можно.
Нам очень интересно, что по этому поводу думают наши молодые читатели. Пишите, звоните, обсудим.
Вопросы задавала Ирина БАУДИНОВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.