«Резать, не дожидаясь перитонита»

Эффективность госзаказа
С 3 мая нынешнего года по поручению Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции специалисты областного подразделения проводят антикоррупционный мониторинг в сфере госзакупок на предмет завышения закупочных цен. Есть и результаты: за три месяца в поле зрения проверяющих попал 21 госорган. Об итогах мониторинга, а также еще одном инструменте контроля — камеральном, проверке качества реализации госсоцзаказа шла речь на семинаре, организованном ОФ «Зеленое будущее».

Цены завышались организаторами закупок на бензин, электротовары, писчую бумагу, некоторые виды работ и услуг. По словам главного специалиста департамента Асемгуль Галеевой, это определенный риск, что в свою очередь может повлечь нецелевое, неэффективное использование бюджетных средств: «Нашим департаментом антикоррупционный мониторинг проводится постоянно. По его результатам даются рекомендации на пересмотр цен на товары, либо предлагаем обосновать указанную стоимость». К слову, экономия бюджетных средств в рамках нынешнего мониторинга составила более 2 млн тенге. Самыми «увлекающимися» в части завышения цен на товары и услуги названы сфера здравоохранения, сельские акиматы.

Руководитель отдела госзакупок при облдепартаменте внутреннего госаудита Аслан Кусаинов напомнил присутствующим о новом инструменте контроля госзакупок на вебпортале — камеральном, введенном с 2016 года. Его цель — снизить риски административной ответственности организаторов еще при объявлении конкурса-аукциона. Порой они пестрят на этом этапе излишними квалификационными требованиями, усложняющими исполнение договора о госзакупках. Кроме того, контролируются и указанные сроки оказания услуг. «Если нарушения имеют место быть, то предусматривается административная ответственность. С целью ее снижения мы и выносим свои рекомендации, на основании которых организаторы либо отменяют конкурсные закупки, либо вносят изменения в конкурсную документацию. Наиболее часто подобные нарушения встречаются в сфере строительства — в разработке ПСД на этапе объявления конкурса. К примеру, это неправильное применение или неприменение признаков демпинга в госзакупках. Многие организации и предприятия проводят госзакупки самостоятельно, что является нарушением закона. Встречаются неправомерные отклонения заявок, применение скидок, необоснованный допуск к выполнению услуг и работ. Часто слышим нарекания в свой адрес, дескать, департамент внутреннего госаудита отменил госзакупки. Мы лишь указываем на несоответствия, отмена конкурсной закупки — следствие допущенного нарушения», — резюмировал он.

Назревшую проблему подняла председатель ОЮЛ «Гражданский альянс Акмолинской области» Ирина Терентьева. На семинар она была приглашена в качестве заместителя специальной мониторинговой группы по контролю за реализацией госсоцзаказа. По ее словам, группа создана совместно с партией «Нұр Отан» с целью проверки качества реализации НПО госсоцзаказа. «В базе данных республики зарегистрированы 611 акмолинских общественных организаций. Из них действующими считаются 522, количество осуществляющихся сегодня лотов — 43, на общую сумму 171 млн 992 тыс. тенге», — отметила Ирина Михайловна.

У созданной экспертной группы из 14 представителей НПО области, работающей с июня нынешнего года, составлен план посещений мероприятий с их специальным мониторингом. Цель -изучить процесс освоения государственных средств, оценить степень вовлечения общественности в реализуемый проект, выявить промежуточные результаты, их эффективность. Не секрет, что есть НПО, из года в год реализующие одни и те же проекты, однако ситуация в социальном плане не меняется. «Методы сбора данных-это наблюдение, интервью получателей услуг, уличный и анкетные опросы, отчетность, мониторинг материалов в СМИ и так далее, — продолжила Ирина Михайловна. — Эксперты, приходя на мероприятия НПО, наблюдают за его активностью. К примеру, мы сейчас находимся на семинаре, организованном общественной организацией, а насколько именно этой аудитории важен происходящий разговор, можно судить по тому, что двум выступающим пока задан был всего один вопрос… Вывод однозначен: любое мероприятие должно быть востребовано прежде всего аудиторией. В завершение начатой нами экспертной работы в ноябре текущего года планируется конференция, на которой отобразим общую картину деятельности общественных организаций области».

Предварительные наброски будущего полотна пока не впечатляют: количество НПО — одна цифра, число тех, что выполняют госсоцзаказ — не велико, сумма выделенных государственных средств достаточно серьезна. И, пожалуй, последний штрих — вопрос: насколько эффективны предложенные проекты и насколько целесообразно использование выделенных, причем, повторимся, немалых государственных средств.

Ирина Михайловна рассказала о том, что будут проведены определенные расчеты — так называемая финансовая единица измерения услуги. «Разница между госзаказом и стоимостью лотов различна, — говорит она. — К примеру, если на общественную деятельность по экологической тематике на полгода выделяется 700 тыс. тенге, то, насколько мне известно, в управлении здравоохранения есть лоты, стоимостью 7 млн тенге…».

В настоящее время на уровне республики обсуждаются стандарты оказания услуг НПО. По словам Ирины Терентьевой, они надеются, что внутренняя экспертная работа поможет им определить все болевые точки в неправительственном секторе области, внести предложения в законодательство.

Раушан УТЕУЛИНА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также