В НИШ Кокшетау
Что такое STEAM-образование, какие новинки и тренды доступны современным учителям и для чего необходимо обновлять содержание образования, — все это выясняли около тысячи педагогов из школ области, собравшиеся на днях на региональную конференцию работников образования в Назарбаев Интеллектуальной школе г.Кокшетау.
Поприветствовав гостей на пленарном заседании конференции, директор школы Зульфия Уразбекова и ее коллеги еще раз напомнили: обновлять содержание образования необходимо, чтобы вырастить из наших школьников конкурентных специалистов, способных к быстрому обучению и принятию самостоятельных решений. Согласно исследованиям, те ребята, которые сейчас учатся в начальной школе, получат профессии, которых сегодня еще не существует. А это значит, что их нужно научить не просто «зубрить» предлагаемый материал, но и самостоятельно добывать информацию, анализировать ее, мыслить и находить комплексные решения.
На конференции прозвучало: содержание образования должно соответствовать требованиям времени -значит, давать информацию и проводить контроль нужно динамично, а в качестве пособий привлекать электронные гаджеты. Обновленные стандарты, призванные реализовать все эти цели и повысить качество знаний казахстанских школьников, были разработаны специалистами АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» и Национальной академии образования им. Ы.Алтынсарина. В прошлом году их внедрение успешно прошло в первых классах общеобразовательных школ. С этого года учиться по-новому будут дети во вторых, пятых и седьмых классах. Учителя, которые будут здесь преподавать, уже прошли дополнительное обучение, повысили квалификацию. Теперь же, в преддверии начала нового учебного года, коллеги из Назарбаев Интеллектуальной школы, уже не первый год работающие по этой системе, показали ее действие на практике, ответив по ходу мастер-классов на все интересующие вопросы.
— Получила очень много информации, и так как я еще не была на курсах по обновленному содержанию, для меня практически все ново, — рассказывает в перерыве между мастер-классами учитель математики Аксайской СШ Есильского района Елена Вдовцова. — Пока даже сложно оценить свои впечатления. Надеюсь, что обновленные программы и в самом деле станут помощью учителю…
— Мне практически все уже знакомо, — делится противоположным мнением учитель казахского языка СШ №8 г.Кокшетау Жулдыз Газизова. — Могу сказать, что это шаг в будущее для наших детей — они будут по-настоящему развитыми, будут владеть тремя языками… Думаю, что по сравнению с первыми классами внедрить обновленное содержание в пятых будет легче, по крайней мере, по моему предмету, ведь у деток постарше уже есть кое-какая база знаний.
Впрочем, в том, что новая система эффективна, говорят и результаты апробации учебных программ: проведены наблюдения за тридцатью пилотными школами, где внедрение уже началось, и 16-ю контрольными, работающими «по старинке». Оканчивая второй класс, ученики пилотных школ на тестировании показали результат 30,2 балла, тогда как дети из контрольных школ — всего 14,7. Причем было отмечено, что наибольших успехов второклашки достигли в заданиях открытого типа — где нужно написать развернутый ответ, составить вопросы, сформулировать выводы. Как отметила, выступая перед коллегами, Зульфия Уразбекова, в исследовании участвовали разные школы из разных регионов — от малокомплектных сельских до крупных лицеев и гимназий. Специалисты считают, что есть хорошая возможность сократить разрыв между городскими и сельскими школами, а также между сильнейшими и слабейшими учениками в классе. А значит, все юные казахстанцы будут обеспечены равным доступом к качественному образованию.
Конечно, часть мастер-классов была посвящена новой системе критериального оценивания. Суть ее в том, что теперь школьники будут получать оценки только за суммативные работы — контрольные, которые проводятся по итогам изучения раздела, учебной четверти либо года. А в промежутке будет проводиться формативно оценивание с возможностью понять свои ошибки и устранить пробелы. Такие оценки будут более объективными и понятными как самим детям, так и их родителям.
Еще один животрепещущий вопрос в теме обновленного содержания образования касается, конечно, роли учителя. Но здесь самый главный барьер пройден: педагоги сумели перестроиться, они готовы учиться и учить по-новому. Возможностей для этого сейчас много.
Кстати, учителя Назарбаев Интеллектуальной школы, которая стала еще и региональным методическим центром для школ, внедряющих обновленное содержание образования, теперь будут оказывать методическую помощь коллегам, и не только на словах. На конференции, к примеру, они открыли для гостей выставку-продажу учебно-методической литературы, а также три «центра скачивания», где можно было получить все материалы, а также скачать на флешку цифровые образовательные ресурсы (увлекательные обучающие компьютерные программы для школьников) по разным предметам. Кстати, эти ЦОРы доступны всем казахстанцам -достаточно лишь зарегистрироваться на сайте http://play.nis.edu.kz и в процессе игры «подтянуть» «хромающий» школьный предмет.
Кроме того, в помощь педагогам в августе 2016 года создан электронный Системно-методический комплекс на портале АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы». Здесь работает форум, в бесплатном доступе содержится около 22 тысяч дидактических материалов, включая поурочные планы, методические рекомендации по оцениванию, образцы заданий, аудио и видео материалы, презентации и т.д.
Екатерина ЛЬВОВА.
Фото автора.