МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ: Поехали и помогли, Ехсан Сулейменов и наследники традиций, В долине аруахов…, До свидания, Полтавское, здравствуй, Узынколь!

Благотворительность
Поехали и помогли

В пяти районах побывал благотворительный автокараван «Женщины рулят», организованный Ассоциацией деловых женщин области. Мероприятие проходит уже второй раз и, похоже, станет традиционным.

Впервые марафон на колесах стартовал в рамках региональной акции «Кайырымдыпық керуені» для оказания материальной помощи малоимущим семьям городов и сел, побывав в трех районах области. На этот раз караван из пяти легковых автомобилей, заполненных продуктами питания, бытовой химией, одеждой, обувью, школьными принадлежностями, спортивным инвентарем, отправился в Бурабайский, Буландынский, Аккольский, Шортандинский, Целиноградский районы, где адресная помощь оказана 20 семьям.

«Мы давно мечтали воплотить эту идею в жизнь, поэтому в прошлом году этим благим делом решили отметить первый год деятельности нашего объединения, — рассказала председатель Ассоциации Дамеля Кой-шина. — А потом подумали, что останавливаться не стоит, нужно побывать во всех районах и оказать поддержку всем, кто в ней нуждается. В первую очередь, это малообеспеченные, многодетные семьи, люди с ограниченными возможностями. Радует, что в каждом пункте мы находили единомышленников, которые вместе с нами следовали в другие точки. К слову, нас поддержали и акиматы, и общественные объединения. В районах даже планируют инициировать собственные автокараваны, которые объедут окрестные села. Другие наши проекты тоже всегда находят отклик, вы ведь знаете, что благотворительность — одно из важных направлений работы Ассоциации. К примеру, средства, вырученные на благотворительных ярмарках, помогли не одному ребенку с особыми потребностями. Огромное спасибо всем, кто открывает свое сердце и принимает в этом участие! И в этом году в организации автокаравана помогли очень многие, среди них — магазины «Хозяюшка», «Класс», «Вавилон», «Биби Фатима», «Копировальный центр» и другие».

Также в рамках акции прошли семинары по предпринимательству и лайф-коучинг, участницами которых стали активные женщины районов из разных сфер деятельности.

Камиля АХМЕТ.

Ехсан Сулейменов и наследники традиций

В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства Нурсултан Назарбаев, говоря о программе «Туған жер», сказал: «Малая родина — это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа». Об одном таком человеке, народном мастере Ехсане Мамане из аула Сауле Енбекшильдерского района, мне хочется рассказать. В монографии А. Маргулана «Казахское народное прикладное искусство», в разделе, посвященном мастерам декоративно-прикладного искусства Казахстана, говорится о мастере, зергере из Акмолинской области Сулейменове Ехсане.

С сыном мастера Ехсана Балтабеком Сулейменовым мы познакомились в 2001 году. Тогда он пришел к нам, в Акмолинский областной музей, и передал в фонды капкан своего деда, охотника Сулеймена, статью «Танк жасатқан менің әкем» о своем отце Ехсане. В 2007 году, будучи в историко-этнографической экспедиции музея в Енбекшильдерском районе, мы посетили аул Сауле. Вновь встретились с Балтабеком Сулейменовым, побывали у него дома. Балтабек показал инструментарий, предметы быта и рассказал много интересного о своем отце и деде.

Дед Балтабека — Сулеймен — был охотником, кусбеги, держал ловчих птиц, гончих собак. Прекрасный следопыт, хорошо знал окрестности и при этом имел хватку делового человека. Шкурки пушных зверей выменивал в торговых лавках русских и английских промышленников на отрезы материи, чай, сахар. А мастер он был на все руки, все, что нужно было для семьи, изготавливал сам. Семья его жила безбедно. От деда осталось множество капканов, охотничье снаряжение.Талант и умения отца перешли к его сыну, отцу Балтабека Ехсану Сулейменулы (1889-1968 гг.). Ехсан, прославленный мастер, жил с семьей в местности Шубар или, как его иногда называли, Қора Қыстау. Земляки его уважительно называли маман — мастер, темір ұста — кузнец. Он изготавливал сельскохозяйственные орудия, ювелирные украшения для женщин, делал деревянную домашнюю утварь, телеги, сани, седла. Выделывал шкуры домашних животных, шил конскую сбрую, сапоги для взрослых и детей, посуду из кожи, клал печи. В преклонном возрасте стал высекать надгробные памятники из природного камня.

В молодости Ехсан слыл балуаном и участвовал в состязаниях.

Трудолюбивый джигит занимался земледелием, при необходимости сам впрягался в соху. Балтабек говорит о своем отце: «В конце 20-х начале 30-х годов XX века отец, накопив денег, поехал в Москву покупать трактор. Там он встретился с другом молодости, общественным и политическим деятелем Абулхаиром Досовым. Ехсан рассказал ему о своих планах. Подумав, Досов сказал ему, что сейчас в стране большие сложности и не время покупать трактор. Он посоветовал на эти деньги заказать танк и подарить его Красной Армии, а самому устроиться на один из московских механических заводов, набраться опыта. Ехсан так и сделал, заказал и подарил Красной Армии танк, а сам несколько лет работал на московском заводе, где приобрел навыки мастера кузнеца. Вернувшись на родину, Ехсан Сулейменов работал кузнецом в передвижной кузне в пригорхозе Степняка «Каззолото», позднее в совхозе им. К. Маркса». За свой самоотверженный труд мастер был награжден медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и другими.

Балтабек показал нам кузнечные мехи, различные    инструменты, изделия своего отца. Члены экспедиции посетили кладбище, посмотрели на надгробные памятники, изготовленные прославленным мастером. Балтабек передал в музей фото отца Ехсана, видимо, сделанное в 1960-е годы учеными из Алматы.

Эта история получила неожиданное продолжение. Однажды заведующая Енбекшильдерским отделом культуры и развития языков Г. Жакупова сообщила, что осенью 2007-го, в год нашей экспедиции в ауле Сауле, Балтабек погиб в автокатастрофе. Проводя собирательскую работу для новой экспозиции нашего музея в Щучинском и Енбекшильдерском районах в 2010 году мы вновь навестили семью Сулейменовых, встретились с супругой Балтабека Кайынжамал Ибрайкызы, сыновьями. С грустью рассказала нам о несбывшихся мечтах, планах мужа. «Дети занимаются каждый своим делом, тяги к дедовскому ремеслу не имеют», — посетовала она. Кайынжамал Ибрайкызы передала в дар музею көрік — большие кузнечные мехи, наковальню, приспособление для растяжки и сушки охотничьих трофеев, ярмо для быка, кожаные сапоги с высоким голенищем, колодку для детской обуви и другие предметы, принадлежавшие мастеру Ехсану Маману. А его фотография находится в экспозиции, рассказывающей об известных мастерах-умельцах нашего края.

В той поездке мы познакомились с двумя молодыми наследниками традиций Ехсана Мамана. Жанат Абильдинов занимается изготовлением седел, сейчас вошел во вкус, имеет множество заказчиков. Он делает седла со всем снаряжением: потником, попоной, деревянными стременами. Последние удобны для табунщиков, зимой не так мерзнут ноги. По словам Жаната, сложно работать над сборным седлом «құранды ер». Каждая деталь изготавливается из не совсем просохшего дерева, определенное время кипятится в соленой воде. Такое седло, просыхая, становится легче, удобнее и подходит для всех лошадей. Жанат сам выделывает кожу и изготавливает уздечки, подпруги, красивые плетки-қамшы. В будущем молодой мастер планирует заняться ювелирным искусством, а пока обучается и собирает нужные для зергера инструменты.

Занимается изготовлением изделий из дерева и Куаныш Казкенов. Любовь к резьбе по дереву у него наследственная. Дед Сагылбай Шакиров был известным деревянных дел мастером, занимался и кузнечным ремеслом. Старший брат Жаната — Арыстан — окончил художественно-графический факультет КГУ им. Ш. Уалиханова в 1990 году. Первую работу — блюдо для мяса-астау — Куаныш с братом выполнили вместе под руководством своей матери. Она припоминала, как делали это ее отец и братья, форму, декор, подсказывала детали. Работы молодого мастера отличаются индивидуальностью и вкусом, пользуются спросом у земляков. К слову, наружная сторона астау Куаныша украшена рельефным зооморфным орнаментом. Для защиты от подделок он ставит на них свой логотип — букву «К» посреди ряда узоров. Куаныш также изготавливает виды седел «казак ер» и другие.

Жанат и Куаныш являются носителями традиций своего предшественника Мамана Ехсана. Не зря в семье этого замечательного мастера хранится седло, которое никому не отдают. Посмотрев на него, хочется сделать такое же.

Кумис КАСЫМБАЕВА,
научный сотрудник областного историко-краеведческого музея.

Сакральная карта Казахстана

В долине аруахов…

Музей под открытым небом — археолого-этнографический комплекс «Қумай», расположившийся на территории государственного национального природного парка «Бұйратау» Ерейментауского района, сама автор проекта, профессор Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева, тюрколог Айман Досымбаева называет долиной аруахов (духов предков).

— Среди многообразия природно-исторических памятников Сарыарки она (долина) выделяется тем, что на относительно небольшом участке побережья реки сосредоточены колоссальные в количественном выражении артефакты различных исторических эпох, — говорит она. — Бронзы, раннего железного века, гуннского и классического тюркского и этнографического периодов развития, хронология которых укладывается в рамки четырех тысячелетий.

В сакральности этих мест вряд ли кто может усомниться…

— Это определяем не мы одни, ученые, а наш народ и люди всего мира, уверовавшие в это. В рамках программы Президента Нурсултана Назарбаева «Туған жер» этнопарк «Құмай» уже утвержден в качестве объекта республиканского и международного туризма. Сюда приезжают участники выставки «ЭКСПО-2017», в большинстве из Турции, Болгарии, Венгрии и СНГ, Казахстан цы со всех регионов страны.

Мы стоим сейчас у мемориала кагана, высотой более двух метров, обращенного к востоку (на снимке). Он возглавляет «парад» других каменных статуй великих людей тюркского социума. Бокал, наполненный священной водой, в его правой руке символизирует ритуал «ант суын ішу» — принесения присяги своему народу — заботиться о благополучии родной земли, потомков. Қылыш (сабля) в левой руке свидетельствует о готовности к защите Отечества. За скульптурой кагана следуют статуарные образцы «Қосбатыр» — двух полководцев. Далее — «Карағайлы-1» и так до девяти, другие памятники. Их здесь, у подножия горной гряды Сұңқартау, много. Они ограждены и имеют информационные щиты. Большая часть отреставрирована.

Огузы, карлуки, кыпчаки, другие тюркские народы внесли свой вклад в формирование многих евразийских государств и оставили неизгладимый след не только на земле Туркестана, но и на территории долины реки Құмай. Казахи по сей день молитвенно произносят слова: «жерім», «елім», «тәңірім». Наши предки еще в доисламский период верили в святость земли, поклонялись небу. Мы сегодня ходим в мечеть. А они приходили к этим и другим святым местам, приносили жертву Тенгри. Делились сокровенным, отчитывались о проделанном, просили остановить засуху, джут, дать потомство. Такие места назывались «қорықты» — заповедными и на них запрещалось пасти скот.

Над чем вы сейчас работаете?

— Уровень и значение открытия в мировом масштабе высок. Их изучение -процесс долгий и трудоемкий. В настоящее время исследуем культовые конструкции на ритуальных оградах «Карағайлы-10». Их мы с реставратором Михаилом Бондаревым обнаружили в прошлом году. Работа интересная, трудностей тоже хватает, но мы с коллегами не ропщем. Одноименный аул, где трудимся, насчитывает до десяти дворов с заброшенной школой. Хотелось бы все здесь окультурить, создать музей, построить этноаул. Поставить на столичной трассе и дорогах, ведущих сюда, указатели и баннеры. Помочь в решении проблемы занятости населения. Привлечь его к развитию туризма.

В принципе, все это предусматривалось и проектом изначально?

— Да. Но лед, как говорится, тронулся с посещением этнопарка акимом области. Он расспрашивал меня о всех наших нуждах в присутствии акимов Ерейментауского района и Тургайского сельского округа. Ознакомился с паспортами найденных артефактов. Дал указание подготовить меморандум между ЕНУ им. Л.Н. Гумилева и акиматом области, проектно-сметную документацию. Связь предложил держать с руководителем управления культуры. Я уже заранее благодарна главе региона за отзывчивость.

От автора: Из доклада акима Тургайского сельского округа Марата Аубакирова стало известно, что в состав со. входят села Тургай, Нижний Тургай, Жанажол и аулы Балыкты, Карагайлы. Численность населения 2026 человек. Есть придорожное кафе, автозаправочная станция, 2 СТО, 3 шиномонтажных мастерских. Племенное хозяйство на 800 голов КРС породы ангус. В этом году открыты СПК «Тургай» и молокоприемный пункт для переработки и изготовления сыра. Непосредственно в самом ауле Карагайлы работают одноименный СПК и крестьянское хозяйство «Карлыгаш». Депутат районного мас-лихата АнуарбекАйтпаев на свои средства ставит минифутбольную площадку и приступил к очистке старых свалок. Помощь ему оказывают дорожники ТОО «АБК Автодор-НС».

Марат НУРСЕИТОВ.
Ерейментауский район.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

«Туған жер»

До свидания, Полтавское, здравствуй, Узынколь!

Праздник «Люблю тебя, мое село!», инициированный акимом Егиндыкольского района Нариманом Тулеповым, становится одной из добрых традиций в регионе. В нынешнем году сельчане дружно отметили День села в Полтавском.

Задачи у этого объединяющего, преследующего далеко идущие цели мероприятия, очень важные. Это духовно-нравственное воспитание молодежи и развитие сельской инфраструктуры, предпринимательства. Кроме того, это и пропаганда истории и традиций родного края, сохранение и развитие нематериального культурного наследия, возрождение аула. Так егиндыкольцы откликнулись на программную статью Главы государства «Болашаққа бағдар: Рухани жанғыру».

Село Полтавское — одно из динамично развивающихся в районе — встречало многочисленных гостей. Им по ходу рассказывали и показывали. Взять хотя бы настоящую достопримечательность — культурно-досуговый центр, выросший недавно. На его строительство директор местного ТОО «Сарымсақты» Оралбай Глашев выделил 250 млн тенге.

Специально к празднику в Полтавском опять же за счет средств товарищества построен открытый стадион на 100 мест. В тот день здесь развернулись все культурно-массовые и спортивные мероприятия. Прошли соревнования по казак күресі, асық ату, тоғыз қүмалақ, перетягиванию каната, футбол, волейбол, бег и т.д). Не остались без внимания и малыши, для которых были устроены детские аттракционы, розыгрыш праздничной лотереи.

Приехавшие из близлежащих населенных пунктов и райцентра егиндыкольцы потянулись на сельскохозяйственную ярмарку, организованную в честь праздника местными предпринимателями. Любители байги азартно проводили время на ипподроме села, наблюдая за скакунами-участниками «Құнан бәйге», «Аламан бәйге».

Какой же праздник села без выставки о его истории, традициях, последних достижениях, людях, которые живут и трудятся. На фотовыставке была представлена 63-летняя история Полтавского, фрагменты из истории района, страны. Экспозиции вызвали большой интерес, ведь здесь можно было узнать не только о самых значимых событиях района, но и услышать подробности от местных аксакалов.

Программы «Туган жер» и «Сакральная география Казахстана» вдохновляют казахстан-цев на новые исследования родного края. А Егиндыкольская земля таит в себе немало секретов. Гостям праздничного мероприятия подарили возможность посетить историко-архитектурную достопримечательность района — Мавзолей Суфу-

Завершением насыщенного событиями дня стал гала-концерт с участием талантливых местных артистов. В подарок гостям праздника они подготовили яркую программу под девизом «Ауыл — ел болашагы!».

В будущем году на День села егиндыкольцев и гостей района будут ждать в Узынколе.

Дана САКЕНОВА.

Егиндыкольский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также