23 ИЮНЯ — ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО: Суть профессии — в служении народу, О плюсах и подводных камнях профессии. Взгляд изнутри, Престижно быть лучшим, Хочется учить и учиться

С места события
Суть профессии — в служении народу

Начало торжественного мероприятия, посвященного Дню государственного служащего РК, прошедшего в областном музыкально-драматическом театре им. Ш. Хусаинова, знаменовало внесение на сцену Государственных символов Республики Казахстан.

Под их сенью шестеро молодых акмолинцев, решивших избрать профессию, несущую особую ответственность перед страной, приняли присягу государственного служащего РК, поклялись добросовестно и профессионально служить народу.

— Учреждение Дня государственного служащего является подтверждением чрезвычайной ответственности, которую несут органы государственной власти, — говорил в своем выступлении заместитель акима области Егор Каппель. — Сила любой державы — в ее служащих, в их способностях и желании превратить ее в успешную страну. Государственные служащие являются  проводником всех масштабных преобразований в жизни общества.

Егор Яковлевич подчеркнул, госслужащие не должны забывать о том, что народ ожидает от них профессионализма, честности, безусловного соблюдения законности.

Руководитель областного департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции Берген Беспалинов в своем поздравительном слове акцентировал внимание на качественных изменениях, происходящих в более чем пятитысячной армии акмолинских государственных служащих. Прошедшая аттестация выявила огромный потенциал дальнейшего развития каждого из них.

— Рад, что имею возможность обратиться к руководителям городов и районов, — говорил ветеран государственной службы Марат Кульмагамбетов. — Будьте внимательны к молодым служащим.

Они — будущее нашей страны. Ветераны всегда готовы поддержать, поделиться своим опытом, помочь в работе.

За пять лет, прошедших после учреждения нагрудного знака «Үздік мемлекеттік қызметші», этого высокого звания были удостоены 20 акмолинцев. На торжественном собрании обладателями нагрудного знака стали еще шестеро наших земляков: заведующий сектором отдела экономики и финансов г. Степногорска Орынтай Мукашева, аким Улентинского сельского округа Ерейментауского района Балтабай Хосыбаев, заместитель руководителя аппарата акима Акмолинской области Динара Култасова, главный специалист — государственный аудитор Ревизионной комиссии по Акмолинской области Самат Абдрахманов, руководитель областного управления архитектуры и градостроительства Владимир Фелбелт, руководитель отдела образования Атбасарского района Наталья Наймушина.

Ряду государственных служащих вручены благодарственные письма акима области, более 20 человек поощрены благодарственными письмами руководителя областного департамента по делам государственной службы и противодействию коррупции.

Светлана ЗОРИНА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА. 

Круглый стол в редакции «АП»

О плюсах и подводных камнях профессии. Взгляд изнутри

Кто же они, люди, избравшие работу в государственных органах делом всей своей жизни? Какие изменения происходят в системе, служителей которой мы — получатели государственных услуг — иногда благодарим, иногда критикуем, но без которой ни дня прожить не можем. К каким грядущим изменениям нужно быть готовым нам всем?

Об этом в преддверии Дня государственного служащего — профессионального праздника, отмечаемого в стране в четвертый раз, мы беседуем в редакции нашей газеты.

Наши гости: ветеран государственной службы Марат Кульмагамбетов, руководитель департамента Агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции по Акмолинской области Берген Беспалинов, директор регионального центра переподготовки и повышения квалификации государственных служащих Алибек Баймагамбетов, аким села Подгорное Жаксынского района Карлыгаш Аубакирова, заместитель руководителя отдела финансов г. Кокшетау Чингис Хасенов.

В Акмолинской области на 1 июня 2017 года работают 5538 государственных служащих, в том числе 7 политических, 20 госслужащих корпуса «А» и 5506 — административных — корпуса «Б». Средний возраст работников госорганов — 39,2 лет. В их числе — представители 29 национальностей, женщин — 3486. 4898 — имеют высшее образование. Средний стаж государственной службы — 10,1 лет, занимаемой должности -3,4 года.

Почему сюда идут

Берген Беспалинов: «Университетов, которые выпускали бы готовых государственных служащих, не существует. Работать в нашей системе может выпускник любого вуза, есть ряд должностей, для которых наличие стажа не обязательно. Мы встречаемся с молодежью, видим живой интерес. Один из важных мотивов — возможности карьерного роста. Есть понимание: если работать честно, ответственно, профессионально, то продвижение по служебной лестнице реально. Есть и осознание того, что государственная служба — особая профессия, суть которой — служение обществу, защита прав граждан».

Чингис Хасенов: «Я на государственной службе пять лет. Ровесники относятся к моей работе с уважением. В том числе и те, кто пробует себя в бизнесе. Возможно, кто-то зарабатывает больше, но я вижу свои перспективы и знаю, что нужно делать, чтобы продвигаться дальше. От «превратностей рынка» мы застрахованы больше, чем люди многих иных профессий. И потом, мне просто нравится работать с людьми, услышать «спасибо» от человека, которому удалось помочь».

Алибек Баймагамбетов: «На госслужбе богатым не будешь, но это — стабильность, уверенность в том, что заработанное получишь в срок. А потом — это профессия публичная. Многие мои друзья работают в бизнесе, но признаются в том, что подчас им хочется большего уважения, общения, популярности».

Почему уходят… Но все реже

Количество вакантных должностей в государственных органах области уменьшилось с 573 в 2015 году до 259 на 01.06.2017.

Марат Кульмагамбетов: «Люди уходят в бизнес, потому что там зарплата в разы выше. Нужен достойный заработок, чтобы госслужащий ни от кого не зависел. Почему бы молодым людям не выдавать беспроцентный кредит на приобретение квартиры? При условии хорошей работы списывать его определенную часть. Еще какую-то часть списывать при рождении детей. Согласитесь, что это мощный стимул работать на одном месте и эффективно».

Алибек Баймагамбетов: «Мы сами готовим госслужащих работать в бизнесе. Там очень востребованы качества, которые мы воспитываем: организованность, воспитанность, дисциплинированность. Удержать можно хорошим социальным пакетом и четкими перспективами роста. Кроме того, играют свою роль перегрузки, ненормированный рабочий день, который по факту кое-где существует в силу слабой организации работы.

И еще. Сейчас госслужащих загнали в очень жесткие рамки: туда не ходи, этого не надевай, этого не делай. Корпоративы нельзя, рестораны нельзя. Кто-нибудь на телефон сфотографирует, прокомментирует, как ему захочется. Государственные служащие такие же люди, имеют право на отдых и развлечения».

Карлыгаш Аубакирова: «Программу «С дипломом — в село» надо расширить, включить туда и государственных служащих. Ведь не секрет, что наибольшее количество вакансий возникает именно в сельских населенных пунктах».

В ходе обсуждения речь шла еще об одной причине увольнения, которую один из покинувших госслужбу молодых людей в личной беседе с участником круглого стола сформулировал так: «на госслужбу не вернусь, там уже ничего не «замутишь». Но это тот случай, когда такую причину увольнений можно только приветствовать.

Берген Беспалинов: «Вопрос текучести кадров находится на особом контроле. С каждым увольняющимся беседуем. Становится очевидным, что одна из причин увольнений в том, что мы живем в пристоличной области. Отсюда — возможности карьерного роста в Астане. Социальная, профессиональная мобильность — естественная характеристика современного общества. Количество увольнений по отрицательным мотивам близится к нулю.

Что касается жестких требований к поведению, то убежден в том, что они необходимы, оправданы. Госслужба — это выражение доверия народа и государства. Изучил Этический кодекс государственного служащего, подумай. Если твои жизненные принципы не совпадают с его нормами, лучше реализовать себя в другой сфере. Обязательства действительно высоки, но мы берем их на себя добровольно».

Чингис Хасенов: «Увольняются, конечно, потому, что предлагают что-то лучшее. Или переезжают. Но часто об этом сожалеют. Пытаются вернуться. Ждем, когда в полную силу заработает факторно-бальная система».

Берген Беспалинов: «Конечно, размер заработной платы был и остается мощным мотивирующим фактором. Сейчас мы переходим к дифференцированной факторно-бальной системе. Величина заработной платы сотрудника будет увязана с эффективностью его труда. Пока еще у руководителей связаны руки, они не имеют возможности поощрить тех, кто работает быстрее и лучше».

Алибек Баймагамбетов: «Дифференцированная система оплаты для госслужащих — маяк. Они ее ждут, надеются на перемены. Сегодня — это одна из веских причин стремления людей работать в этой системе».

Берген Беспалинов: «Факторно-бальная система увязана с другими шагами Плана нации: карьерная модель, конкурсная система, ужесточение этических требований. При хорошей работе у каждого госслужащего есть возможность для планомерного карьерного роста. Резких скачков не будет, но возможности для реализации амбиций наших молодых госслужащих создаются в полной мере».

О «позвоночниках» и человеческом факторе

Марат Кульмагамбетов: «И в то время, когда система госслужбы суверенного Казахстана только формировалась, уже были основы карьерной модели, при которой человек должен пройти множество ступеней. Сейчас принципы меритократии начинают работать в полную силу. На госслужбу «по звонку» никто попасть не может.

Не отрицаю, в пору становления «позвоночники» были. Не без того. Случалось, что на госслужбу попадали не совсем достойные люди. Вспомните, когда внедрялась система тестирования, тесты были в бумажном варианте. То есть «простор» для людей «изобретательных» был. Компьютерный вариант тестирования эти риски сводит практически к нулю».

Косвенным, но убедительным свидетельством того, что на результаты тестирования повлиять невозможно, может служить недавнее сообщение агентства по делам госслужбы: «В одной из областей разоблачена организованная преступная группа, которая незаконно помогала сдавать тесты претендентам на чиновничьи кресла. В ОПГ входило 14 человек. Целый год члены ОПГ проходили тестирование за госслужащих». Так что с людьми «договориться» легче, чем с компьютером.

«Раньше любое кадровое решение принималось на основании мнения одного человека-руководителя госоргана. Сейчас — только через открытый конкурс. Это барьер, который должен пройти каждый кандидат. На собеседовании обязательно присутствие наблюдателей, которые могут дать оценку решению и тому, как оно принималось. Не забывайте про аудиовидеофиксацию, к которой всегда можно обратиться в случае несогласия».

Карлыгаш Аубакирова: «Если бы я даже гипотетически захотела помочь «родственнику моего родственника», допустим, поставить большее количество баллов при оценке работы, я бы не смогла этого сделать. Есть четкие критерии, всему требуется документальное подтверждение. Все проверяемо. Люди умеют защищать свои права».

Алибек Баймагамбетов: «Человеческий фактор далеко не всегда играет негативную роль. Уповать только на компьютер нельзя. Прошедшие сито тестирования идут на собеседование в конкурсные комиссии. В них — люди сидят. Задача — помочь специалистам выя-вить личностные компетенции. Есть здесь человеческий фактор, но только коллективный и только позитивный».

Для чего нужна аттестация

В рамках второго этапа аттестации проведено тестирование госслужащих на оценку личных компетенций, по итогам которого результат «превосходный» набрали 25,27%, «эффективный» 70%, удовлетворительный 4%, «минимальный» 0,2% госслужащих.

344 человека (8,9%) рекомендованы к повышению по службе, 3523 (90,7%) — подтвердили свое соответствие занимаемым должностям, 17 (0,4%) — рекомендованы к понижению, 2 человека — к увольнению.

Анализ итогов тестирования показывает, что у государственных служащих нашей области наиболее развиты следующие компетенции: «ориентация на потребителя услуг», «стрессоустойчивость» и «принятие решений».

Берген Беспалинов: «Аттестация проведена в интересах госслужащих. Сегодня это очевидно для всех. Она помогла нам скорректировать основные направления дальнейшей работы, помогла каждому понять себя, свои возможности и слабые места. Знание законов — норма для каждого. Прошедшая аттестация была направлена на выявление личностных компетенцией и потенциала роста.

Мы будем отслеживать, в какой мере и в какие сроки реализуются рекомендации комиссии. Если до получения ее результатов у руководителя еще была возможность «задвигать» способного, добросовестного специалиста, держать его годами на одной позиции, то теперь он будет обязан перевести его на более высокую, как только такая вакансия возникнет».

Карлыгаш Аубакирова: «Не скрою: боялись, готовились, обсуждали, как лучше проявить себя. В итоге пришли к выводу: показать себя лучше, чем ты есть на самом деле, не получится. Так и оказалось. Комиссия была очень компетентная. Мы вышли воодушевленные. Аттестация для нас стала стимулом. Мы увидели себя и своих специалистов. Увидели тех, кто достоин продвижения».

Чингиз Хасенов: «Мы как-то аттестации не боялись. И разговоров: «Зачем она нужна…» не было. Пошли, сдали. Надо будет — еще сдадим. Главное — работать нормально, квалификацию повышать постоянно».

Реальность стремится к идеалу

«Финальным аккордом» состоявшегося разговора стал блиц-опрос. Каждого из участников мы попросили назвать по три характеристики, присущие государственным служащим «реальным» и по три — «идеальным». Приводить все ответы мы не будем. Скажем сразу: практически все они совпали. Наши государственные служащие уже сегодня патриотичны, профессиональны, образованы, коммуникабельны…

Таково мнение людей, знающих государственную службу «изнутри», работающих не один год. А что по этому поводу думаете вы, уважаемые читатели нашей газеты?

Нина МИТЧИНОВА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Престижно быть лучшим

С 2013 года, после внесения Президентом Нурсултаном Назарбаевым изменений в Указ «О профессиональных и иных праздниках в РК», в казахстанском календаре появился День государственного служащего. Вот уже несколько лет его отмечают 23 июня. Накануне своего профессионального праздника 10 представителей госорганов оторвались от рутинной работы, настроились на творческую волну и приняли участие в областном конкурсе «Лучший государственный служащий-2017».

— Я — сельский аким, и у меня каждый день приемный, как у сотен сельских акимов. К нам идут, как к первому звену власти, здесь не бывает мелочей, ведь решения должны приниматься быстро. Нет вопросов, которые не касаются сельского акима — он на посту 365 дней в году, — так представила себя аким сельского округа Родина Целиноградского района Белла Газдиева.

С первых минут конкурса можно было понять, что здесь собрались сильнейшие. Каждый старался достойно представить себя, свое госучреждение и, конечно же, район: если кто-то удивил жюри блестящим английским, то другой рассказал о себе в песне, третий — в театральном жанре — монологе. Невероятно, но факт — все 10 участников обладают уникальными вокальными данными, что изначально приковало внимание аудитории.

Интересно прошла интеллектуальная часть конкурса, где каждый проявил себя как оратор, выступив со спичем на выбранную тему.

Можно выделить несколько популярных тем, которые в большей мере были привлекательны конкурсантам для выступления: полиязычие, инновации в госслужбе, семья. В завершающем блиц-туре участники ответили на вопросы по истории Казахстана, порядку поступления на государственную службу, а также показали знание законодательства.

Руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции в Акмолинской области Берген Беспалинов, еще до начала финальных туров, обозначил, что данный конкурс ориентирован на поддержку и рост профессионального мастерства госслужащих, а также повышение их статуса и имиджа. Активность молодежи поддержали и члены жюри. Так, председатель судейской коллегии, ветеран государственной службы Марат Кульмагамбетов объявил, что памятные подарки будут вручены всем участникам. Есбол Токеев, главный специалист областного управления образования, был удостоен еще и приза зрительских симпатий. Первое место областного конкурса   «Лучший   государственный служащий-2017» присуждено главному специалисту отдела департамента охраны общественного здоровья Адильбеку Даулетбеку, второе — Асем Бейсембаевой, представившей аппарат акима Енбекшильдерского района, третье место жюри присудило сельскому акиму из Целиноградского района Белле Газдиевой. Все победители получили приглашение на торжество по случаю профессионального праздника, где будут награждены в официальной обстановке.

Мадина СМАГУЛОВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Хочется учить и учиться

А почему Андреевна? — к этому вопросу главный специалист акимата Катаркольского сельского округа Сипат Андреевна Мусина привыкла. Ответ прост: «Мы из омских казахов. Андреем моего папу дедушка назвал в честь своего друга».

Большая семья переехала в Казахстан, когда она была еще ребенком. — Как будто всю жизнь здесь жили. Никуда отсюда не сдвинемся, — это ощущение было общим.

Начала работать в акимате в 2001 году. Признается, что «просто работа была нужна. Решила попробовать. Оказалось, что это — мое».

За 16 лет работы на государственной службе изменилось многое: «Тестирование сдавали на бумажных носителях. На весь акимат -одна пишущая машинка. Я на ней «стучала» целыми днями, мозоли на пальцах были. Зарплата была совсем маленькая. Но мы все отвечали за все, какой-то специализации не было».

Сегодня компьютер не только у каждого из шести специалистов, но и чуть ли не в каждом доме жителей большого сельского округа. По словам Сипат Андреевны, электронная цифровая подпись есть у многих. Так что в акимат они заходят реже, госуслуги могут получать, не выходя из дома.

—  Но все равно главным для меня была и остается работа с людьми, — говорит Сипат Мусина. — Мы знаем всех и все. И не из женского любопытства, а потому что это — наша обязанность.

Работать стало «в чем-то легче, а в чем-то труднее». Количество обращений уменьшилось, обладатели ЭЦП нужную справку могут получить, находясь за пределами села. Но по-прежнему: «Нас касается все, мы за все отвечаем: вода, электричество, конфликты межу соседями. Люди стали грамотнее, юридически подкованнее, требовательнее. Так что и нам надо быть на уровне».

Самозанятых, тем более безработных в Катарколе становится меньше. Вокруг — здравницы, оздоровительные центры, так что было бы желание, устроиться можно. Но есть люди, которым до пенсии по возрасту еще далеко, но привыкли жить за счет личного подсобного хозяйства. Каждому разъясняют новшества в пенсионной системе, особенности страховой медицины, находят понятные и веские аргументы, чтобы убедить человека.

Сипат Андреевна признается, что самое трудное в ее работе, когда не можешь помочь человеку. Но чаще всего помочь нельзя тому, кто сам не прикладывает усилий.

Не так давно пришла женщина, всю жизнь проработала дояркой, документов подтверждающих не нашлось, получает 18 000 — государственное пособие по возрасту для людей, не имеющих трудового стажа. Сотрудники акимата, действуя в рамках закона, нашли людей, работавших вместе с ней, нотариально заверили их свидетельства. Уверены, что трудовая пенсия у односельчанки будет.

— Знаете, учиться мне хотелось всегда, — говорит Сипат Мусина. — А теперь хочется и учиться, и учить. Получается.

Ирина БАУДИНОВА.
Бурабайский район.
Фото Ермурат ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также