Актуальное интервью: земельные отношения
С конца марта депутаты Мажилиса Парламента РК работают над проектом закона по внесению изменений в законодательные акты о вопросах регулирования земельных отношений. Он нацелен на установление максимально прозрачных механизмов предоставления сельхозземель в пользование, а также усиление контроля за рациональным использованием земель сельхозназначения и выполнением землепользователями взятых на себя обязательств. Обсуждаемые поправки расширяют перечень исключительных случаев, при которых возможно изъятие земель для государственных нужд, регламентируют порядок уплаты государством компенсации владельцам изымаемых земель.
Более подробно о предлагаемых изменениях земельного законодательства мы попросили рассказать руководителя облуправления земельных отношений Алмагуль Кадралину.
— Упомянутый Вами проект Закона был разработан в результате деятельности комиссии по земельной реформе. Изменения коснутся проведения конкурсов и аукционов по реализации земель, регламентации деятельности земельных комиссий. Большое внимание уделено усилению контроля за рациональным использованием земель сельхозназначения и выполнением землепользователями взятых на себя обязательств путем ведения постоянного мониторинга. В большей части, конечно, это касается земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные угодья Акмолинской области составляют 14,6 млн га, из которых почти 10,8 млн га — земли сельскохозяйственного назначения. В настоящий момент принудительное изъятие угодий сельскохозяйственного назначения, используемых с нарушениями законодательства РК, неиспользуемых и неосвоенных, нерационально используемых осуществляется в соответствии со статьями 92-94 Земельного кодекса РК.
— «Расшифруйте» понятие нерациональное использование земли, кем и как ведется контроль?
— Земля — это актив любого государства, представляющий не меньшую ценность, чем, скажем, полезные ископаемые. Нерациональное использование сельскохозяйственных земель подразумевает такие способы обращения с ними, которые заведомо ведут к снижению плодородия (например, пахотные земли, заросшие сорной растительностью), либо ее неосвоение.
Факты нерационального использования устанавливаются управлением по контролю за использованием и охраной земель. На землепользователей, допустивших нарушения, налагаются административные взыскания, в иных случаях земля изымается в принудительном порядке. Если выявлено, что в течение года земельный участок используется нерационально, то выписывается предписание об устранении нарушений, в налоговый комитет вносится уведомление о налогообложении землепользователя в десятикратном размере. На следующий год проводится контрольная проверка. Если нарушения не устранены, подаются судебные иски на принудительное изъятие надела в пользу государства.
— Факты изъятия земель у нерадивых пользователей в нашей области имеются?
— По результатам инвентаризации 2012-2014 гг. изъято 264,7 тыс. неиспользуемых гектаров, возобновлено надлежащее использование 653,3 тыс. га. Однако конечной целью инвентаризации прошлых годов стало не изъятие как таковое, а вовлечение в оборот пустовавших земель сельхозназначения.
— Поправки в земельное законодательство существенно расширяют перечень причин для изъятия земельных участков в пользу государства…
— Согласно действующему законодательству, земельные участки, находящиеся у пользователей на праве аренды и частной собственности могут изыматься для строительства автодорог, создания зеленых зон, в соответствии с генеральными планами развития того или иного населенного пункта, например, возведения соцобъектов. Порядок изъятия утвержден Законом РК «О государственном имуществе». Сначала выносится соответствующее постановление акиматами районов, городов областного значения, собственнику направляется уведомление и начинается сама процедура. В случае изъятия земельного участка под госнужды владелец сможет получить равноценный земельный участок или компенсацию. Причем если собственник участка приобрел его у государства по кадастровой стоимости, то и выкуплено оно будет так же — в соответствии с кадастровой стоимостью. Если же участок был приобретен на вторичном рынке по сделке купли-продажи, то есть по рыночной цене, тогда назначается компенсация в соответствии с суммой сделки. Любые спорные вопросы решаются исключительно в судебном порядке.
Достаточно много изъято участков в прошлом году в Аршалынском районе для создания зеленого пояса г.Астаны. Есть факты изъятия земель для строительства автодорог в том же Аршалынском, Целиноградском и Ерейментауском районах. Изъятые для государственных нужд участки находились как в аренде, так и частной собственности.
Рассматриваемым законопроектом планируется расширить перечень исключительных случаев, при которых возможно изъятие земель для государственных нужд. Во-первых, для развития индивидуального жилищного строительства, во-вторых, для обеспечения сельских населенных пунктов пастбищными угодьями. Чем это продиктовано? К примеру, в нашей области в очереди на получение земельного участка под ИЖС стоят 110 тысяч человек. Эта норма позволит обеспечить жильем желающих строиться, не всех сразу, конечно, а постепенно, по мере обеспечения участков сетями водо-, электроснабжения.
Следующее не менее актуальное предложение в рассматриваемом законопроекте -расширение полномочий уполномоченных органов в сфере земельных отношений. В настоящее время привлекать к административной ответственности в рамках своей компетенции имеет право управление по контролю за использованием и охраной земель, по фактам самовольного захвата земли и ее нецелевому использованию — акимы сельских округов. Проект закона предполагает, что дополнительные полномочия получат районные уполномоченные органы в сфере земельных отношений на местах.
Алексей ЧАЙКА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.