Послание Президента: четвертый приоритет
Полиязычие. Профессионалы нового поколения
36 педагогов области проходят первые четырехмесячные курсы повышения квалификации педагогов по внедрению трехъязычного образования. Они организованы филиалом АО «НЦПК «Өрлеу».
Внедрение полиязычия — важнейшее решение в области языковой политики, способствующее консолидации мультикультурного общества. «Казахстан должен восприниматься во всем мире как высокообразованная страна, — неоднократно подчеркивал Президент, — население которой пользуется тремя языками. Это казахский язык — государственный язык, русский язык как язык межнационального общения и английский язык — язык успешной интеграции в глобальную экономику». Полиязычная компетенция — это не просто знание трех языков, как считают очень многие, а умение ориентироваться в современных условиях поликультурного общества.
Для педагогов идея триединства языков особенно важна, поскольку это ответ на вызов времени. Интеграция Казахстана в мировое сообщество зависит сегодня от осознания и реализации простой истины: мир открыт тому, кто сможет овладеть новыми знаниями через освоение доминирующих языков, знание которых расширяет кругозор человека, содействует его всестороннему развитию, способствует формированию установки на толерантность и объемное видение мира. Поэтому сегодня первоочередной задачей становится обучение учителей методике преподавания на трех языках, специфика которой заключается в том, чтобы слушатели освоили не только язык, но и методику трехъязычного преподавания предмета.
Чтобы обеспечить качественный образовательный уровень на английском, необходимо увеличение числа специалистов, профессионально владеющих языком и методическим опытом межкультурного и профессионального общения. Преподавательский состав нашего филиала, проводящий обучение — это специалисты, ориентированные на постоянный рост компетенций и никогда не останавливающиеся на достигнутом. Все преподаватели — Аят Аубакиров, Алина Кишибаева, Алия Кабдушева — прошли специальное обучение в г. Алматы на базе АОНЦПК «Өрлеу» с привлечением преподавателя Кембриджского университета Bob Obey, сдали экзамен IELTS, показав высокий уровень владения английским.
Директор института Еркин Исимбаев при обращении к слушателям на открытии курсов акцентировал внимание педагогов на том аспекте, что совершенствование языковой программы мы связываем с более широким распространением технических и программных средств обучения. Совершенно очевидно, что полиязычное образование состоится и будет востребовано. Педагоги, которые его получат, станут специалистами нового поколения, имеющими рабочий уровень владения английским языком, что обеспечит им доступ к зарубежной информации и поможет в общении с иностранными коллегами, публикации своих работ за рубежом. Они будут знакомы с культурой стран изучаемого языка, иметь широкий кругозор, научатся лучше управлять своим временем, быть более организованными и работоспособными. Это будут подлинные профессионалы.
На курсах слушателям предоставлены все условия для успешного освоения новых для них навыков: компьютерные классы, интерактивные доски, доступ к сети Интернет, новейшие методики, учебные материалы. По мнению тренера Алины Кишибаевой, у педагогов существуют определенные трудности в обучении, так как на сегодня они не владеют английским языком для преподавания своего предмета, но успешно преодолевают этот барьер благодаря инновационным приемам, используемым в преподавании: групповой работе, видео- и аудиосопровождением информации. Особенно эффективным в обучении является выполнение заданий в онлайн режиме на сайте Национального центра повышения квалификации «Өрлеу» с оперативной оценкой результатов, которая позволяет сразу видеть пробелы и корректировать индивидуальную траекторию обучения.
Слушатель курсов, учитель информатики профильной школы-гимназии полиязычного обучения № 3 им. М. Габдуллина г. Кокшетау Марат Кульбаев считает, что преподавание предмета на трех языках требует пересмотра всего содержания урока, он становится межпредметным, так как приходится формулировать как учебные, так и языковые цели урока. «Конечно, это трудно, но намного интереснее, ведь такой процесс значительно расширяет кругозор и педагога, и учащегося, тем самым создается атмосфера совместного успеха, потому что нам придется учиться этому вместе с детьми».
Елена Герасимова, учитель химии СШГ № 11 г. Кокшетау, отметила плюсы полиязычного обучения в плане мотивации педагога и ученика: «Учащиеся бывают с разными наклонностями: «гуманитарии» и «технари». Если ученик не испытывает большого интереса, например, к химии, то проявляет интерес к языку, соответственно, повышается и уровень знаний по изучаемому предмету».
Эльмира БАСЕНОВА,
главный специалист АО «НЦПК «Өрлеу»
«ИПКПР по Акмолинской области».
Продуктивная занятость
С учетом потребностей рынка труда
Познакомить социальных партнеров с возможностями своего колледжа и вместе обсудить планы по реализации государственной «Программы развития продуктивной занятости населения и массового предпринимательства на 2017-2021 годы» — такими целями задались организаторы семинара-совещания, прошедшего в Шортандинском районе.
«Социальное партнерство в образовании как ответ вызовам инновационной экономики» обсуждали специалисты сферы образования, занятости и соцзащиты, местных властей, а также индивидуальные предприниматели и руководители сельхозформирований. Встреча проходила на базе Агротехнического колледжа аула Бозайгыр.
Более 50 гостей ознакомились с выставкой творческих работ студентов и педагогов колледжа, осмотрели учебные кабинеты, лаборатории и мастерские колледжа, а также студенческое общежитие. Кроме того, для всех гостей мастера производственного обучения провели мастер-классы по слесарному делу и изготовлению изделий из шоколада.
Заместитель акима района Ерлан Мухамедин, выступая на совещании, разъяснил собравшимся основную задачу госпрограммы — задействовать потенциал безработных и непродуктивно самозанятых.
Было отмечено, что для повышения благосостояния данной категории населения предполагается подготовить кадры с учетом потребностей регионального рынка труда, обучить их рабочим профессиям и основам предпринимательства, активнее выдавать микрокредиты сельчанам, помогать в поиске работы безработным и самозанятым.
Обсуждались вопросы о сотрудничестве организаций образования и социальных партнеров для внедрения системы дуального обучения, а также проблемы, с которыми сталкиваются студенты при прохождении производственной практики. Это в первую очередь отсутствие жилья для них в сельских населенных пунктах, сезонный характер работы в сельхозформированиях. В то же время руководители ТОО отмечали хорошую подготовку студентов-практикантов.
Подводя итоги, заместитель акима района Ерлан Мухамедин напомнил акимам сельских округов и директорам школ о важности качественной профориентационной работы и пропаганды рабочих профессий в школах.
Завершился семинар концертом, подготовленным агитбригадой колледжа под названием «Жас маман» и членами драмкружка «Шабыт».
Айгуль ОСПАНОВА.
Шортандинский район.
Экзамены
ЕНТ и итоговая аттестация: как это будет
Приближается конец учебного года, а вместе с ним и время проведения итоговой аттестации и Единого национального тестирования выпускников школ. Какие изменения произошли с ЕНТ, как оно будет проходить в этом году и к чему следует готовиться одиннадцатиклассникам — эти вопросы для «АП» прокомментировала заведующая методическим кабинетом отдела образования г. Кокшетау Рабига Абилхамитова:
— Думаю, уже все знают, что с этого года формат сдачи выпускных экзаменов изменяется. Выпускники будут сдавать экзамены в школах для получения аттестата о среднем образовании и знака «Алтын белгі», а Единое национальное тестирование отныне станет вступительным экзаменом в вузы Казахстана. Итоговая аттестация проводится по четырем обязательным предметам, пятый школьники выбирают самостоятельно по двум направлениям: естественно-математическому и гуманитарному. Сдают язык обучения и литературу в форме эссе, историю Казахстана в форме устного экзамена, контрольную работу по математике, а затем один предмет по выбору. Кроме того, по казахскому языку в русской школе и по русскому в казахской школе дети напишут тестирование. Все экзамены будут проведены в школах обучения. Если выпускник не согласен с оценкой, он сможет обратиться в апелляционную комиссию до 13.00 следующего дня.
Итоговая аттестация в школах будет проведена с 1 по 10 июня, ЕНТ для выпускников будет проходить с 20 июня по 1 июля.
На ЕНТ, которое сдается для поступления в вуз с возможностью получения гранта, будут предложены 120 вопросов по пяти предметам, из которых три обязательных и два профильных — в зависимости от тех специальностей, на которые планирует поступать абитуриент. Время проведения ЕНТ составляет 3 часа 30 минут, проходной балл останется прежним — 50 баллов.
Изменения в формате сдачи выпускных экзаменов вызваны тем, что ЕНТ школьники и родители стали воспринимать только как вступительный экзамен в вуз. Ежегодно почти 30% выпускников не принимали участия в ЕНТ, и такая ситуация не позволяла получить полноценную информацию о качестве среднего образования в стране.
Владислава КОКОРИНА.
Олимпиада
Поздравляем, молодцы
В Алматы завершилась республиканская олимпиада «Аль-Фараби» среди учащихся 11-х классов образовательных учреждений. Ее организаторами стали республиканский научно-практический центр «Дарын» и Казахский национальный университет им. Аль-Фараби.
Ежегодное мероприятие проводят в целях выявления и поддержки одаренных учащихся, пропаганды знаний и развития творческих способностей у школьников.
От Акмолинской области на завершающий 3-й тур олимпиады были приглашены два участника, которые ранее стали победителями двух дистанционных туров.
В итоге обладателем диплома I степени стала Ляззат Кусаинова, ученица средней школы №12 г. Кокшетау. Сапарбек Кенжибек — ученик областной специализированной школы-интерната № 1 для одаренных детей «Казахско-турецкий лицей» города Кокшетау — получил сертификат участника.
Роза ИМАНОВА,
методист отдела экспериментальной, инновационной, исследовательской работы КГУ «Областной учебно-методический кабинет» облуправления образования.
Марафон интеллекта
Областной этап республиканского интеллектуального марафона «Дорога к знаниям» для младших школьников и дошколят прошел на базе школы-лицея №7 г.Щучинска.
Как сообщает Региональная служба коммуникаций, марафон «Дорога к знаниям» направлен на выявление у дошкольников и младших школьников умения решать задачи творческого и поискового характера, понимать причины успеха и неудач, действовать конструктивно, а также возможности выполнять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей.
В рамках марафона ребята должны были пройти определенный маршрут со «станция-ми»-заданиями, поучаствовали в церемонии открытия и закрытия интеллектуальной игры. В итоге все команды были признаны победителями марафона — каждая в определенной номинации. «Открытием года» стала сборная города Атбасара, школа-гимназия №6 победила в номинации «Юные математики», «Защитниками природы» были признаны ребята из школы-интерната г.Щучинска. «Яркими звездочками» — ученики школы-лицея им.Балуана Шолака г.Макинска, «Юными знатоками» — воспитанники школы-гимназии №4 им. Л.Толстого г.Степногорска и т. д.
Завершили интеллектуальный марафон церемония награждения лауреатов фестиваля и праздничный концерт.
Екатерина ЛЬВОВА.
Был конкурс
Определился «Лучший ученик»
Урумкайская средняя школа богата талантами, и каждый год учителя и учащиеся доказывают это, участвуя в различных конкурсах. В этом учебном году школа серьезно готовилась к районному конкурсу «Лучший ученик года-2017», прошедшему недавно в стенах Щучинской школы №2.
Надо отметить, что приезжающих встретили доброжелательно, были предоставлены все условия для того, чтобы они чувствовали себя уютно и непринужденно. К слову, чтобы стать участником районного конкурса, претендентам необходимо было достойно представить себя в стенах родной школы.
Мероприятие проходило в четыре этапа: самопрезентация, презентация портфолио, блицопрос и хобби. За право быть лучшими боролись 17 участников из школ города и района. Каждому из них предоставлялись 5-7 минут для выступления. Конкуренция развернулась жесткая, ребята все, без исключения, были достойными звания лучших.
Компетентное жюри, в составе которого были представители районного отдела образования, учитывали умение конкурсантов владеть аудиторией, их заслуги, творчество, обаяние, интеллектуальные способности.
И вот он, волнительный момент: объявление победителей. Самой достойной, по мнению судей, стала ученица 9 «А» класса Урумкайской СШ Мадина Баймаганова.
— Мадина — талантливая девочка, разносторонняя личность: поет, танцует, участница и победительница различных конкурсов, — отзываются о школьнице ее учителя и одноклассники. — Это не первое ее достижение. В начале года в школе выбирали ¥ланбасы. В нелегкой борьбе Мадина одержала блестящую победу и стала новым ¥ланбасы Урумкайской СШ.
В этот раз Мадина покорила всех умением держаться, особенно понравилось ее творческое выступление. Вместе с мамой она исполнила песню, которую посвятила всем мамам мира. Хорошо, когда в такой момент рядом с тобой настоящая подруга — рядом с Мадиной в период подготовки и во время выступления была одноклассница Настя Коваленко — тоже очень талантливая и способная девочка.
С гордостью и волнением приняла Мадина Баймаганова высшую награду из рук жюри, став обладательницей Гран-при и получив звание «Лучший ученик года-2017».
Искренне поздравляем тебя, Мадина, мы верили в тебя и нисколько не сомневались в твоей победе.
Людмила АРТИМОВИЧ,
классный руководитель 9 «А» класса Урумкайской средней школы.
Бурабайский район.
О воспитании молодежи рассуждала… молодежь
В Кокшетау в стенах областного казахского музыкально-драматического театра им. Ш. Хусаинова уже в третий раз прошел ставший традиционным слет отличников и активистов средней школы-лицея №2, инициаторами которого выступили организации: первичная партии «Hұp Отан» и школьная — «Жас ¥лан». Делегатами слета стали более 150 учащихся 4-11 классов, имеющих отличные успехи в учебе, призы республиканских научных конкурсов, международных творческих и спортивных соревнований, областных и городских предметных олимпиад.
В ходе мероприятия в фойе театра была организована экспозиция достижений учащихся школы-лицея и выставка прикладного искусства.
Выступавшие на трех языках участники слета поднимали актуальные темы образования и воспитания подрастающего поколения.
Например, ученица 11 класса, победитель школьной олимпиады политических знаний Айдана Уаисова призвала сверстников активнее изучать положения Послания Президента РК Н. А. Назарбаева народу Казахстана «Казахстанский путь — 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее».
Активный участник школьного клуба «Адал ұрпақ» Мейрбек Жакан рассказал о работе клуба, являющегося частью гражданского движения, призванного формировать антикоррупционную культуру подрастающего поколения.
Ученик 5-го класса Дошан Есмаганбет поделился информацией о своем увлечении робототехникой и предстоящей поездке в Москву на международный конкурс «ДЕТалька».
Ученица 6-го лицейского класса Ляззат Саликова, призер республиканского научного конкурса, познакомила со своим проектом, посвященным предстоящей выставке «ЕХРО-2017».
Директор и выпускница школы-лицея, председатель ППГ Гульнара Абдыкасымова вручила отличникам учебы, призерам различных конкурсов и олимпиад книги и учебные пособия от облуправления развития языков, а также наградила грамотами лучших педагогов и наиболее активных родителей.
СШЛ №2 стала победителем областного конкурса на лучший интернет-ресурс. За вклад в развитие и пополнение материалов интернет-сайта грамотами отмечены учитель информатики Асемгуль Кажимова и заместитель директора по УВР Жанна Абылхаева.
В завершение на память участники получили книги юной писательницы, ученицы СШЛ №6 Томирис Саматовой.
Гульжан МОЛДЫБАЕВА,
пресс-секретарь СШЛ №2.