«Зазеркалье» ведомственной коррупции

Жилищно-коммунальное хозяйство — та сфера, где так называемые риски совершения коррупционных преступлений и правонарушений кроются в каждом углу. Взять, к примеру, те же пресловутые госзакупки.

Речь даже не о сознательном предпочтении одного потенциального поставщика другому, когда налицо явное не предусмотренное законом содействие в осуществлении предпринимательской деятельности. Речь о том, когда за работу берется победитель, который не справляется ни с объемом, ни с качеством ее выполнения, вовремя не укладывается. Начинаются, в лучшем случае, судебные разбирательства, в итоге сроки строительства или ремонта объекта срываются и порой растягиваются даже не на месяцы, а годы. Население ждет, руководство нервничает. Поневоле заползет в голову такая коварная мыслишка: как бы найти лазейку в следующий раз и отдать заказ проверенному надежному подрядчику. Не за откат, а за качество и своевременное исполнение заказа. Думаете, так не бывает?

На совместном заседании Общественного совета по противодействию коррупции и Комиссии партийного контроля при филиале партии «Нұр Отан» коррупционную составляющую в сфере ЖКХ наверняка рассматривали не случайно. Еще в памяти уголовное дело на предшественника нынешнего руководителя управления, увольнение по рекомендации Дисциплинарного совета в конце 2015 года руководителя отдела города Кокшетау. Кстати, последний немало лет трудился в этой сфере и считался сведущим в своей отрасли специалистом. Что нужно делать и что делается, чтобы не наступать на одни и те же грабли — в таком контексте шла речь на заседании под председательством депутата облмаслихата Серика Аяганова. Участвующий в обсуждении вопроса первый заместитель председателя областного филиала партии Галым Бекмагамбетов, поскольку были задействованы представители других ведомств, обратил внимание и на необходимость взаимного сотрудничества с целью профилактики нарушений, помощи в минимизации условий, их порождающих.

Виктор Радченко, руководитель управления энергетики и ЖКХ, докладывая собранию о том, как здесь борются с коррупцией, упор сделал на повышении правовой культуры сотрудников. Сотрудники посещают семинары, лекции, видеоконференции, участвуют в заседаниях круглых столов. В то же время, работники управления сами проводят обучение коллег из районных и городских отделов ЖКХ, сервисных и управляющих компаний по содержанию многоквартирных жилых домов, сотрудников жилищных инспекций и работников МЖД. Не беремся судить об уровне этой учебы, но по поводу постоянной работы со СМИ в плане выступлений сотрудников, тем более по теме противодействия коррупции, позвольте не согласиться. Новости и анализ работы сферы мы чаще узнаем из других источников. Вот и на Совете мы из выступления Дархана Хайруллина, замруководителя — заведующего секретариатом Совета по этике ДАГСПК, узнали настораживающие факты: за 2015-2016 годы в управлении сменились 7 из 18 штатных сотрудников. За этот же период к дисциплинарной ответственности привлечены 9 госслужащих: 2 заместителя, 4 руководителя отделов, 3 главных специалиста. Согласитесь, много, причем по двое за несоблюдение трудового распорядка и за ненадлежащее рассмотрение заявок по госзакупкам, есть за несвоевременное рассмотрение обращения и за ненадлежащее исполнение поручения, нарушения Этического кодекса.

А Данагул Жумабек, руководитель отдела анализа предоставления госуслуг аппарата акима области, привела пример, когда управлением, которое ведет разработку и утверждение регламентов по 4 видам госуслуг, грубо (36 просроченных дней) нарушаются сроки утверждения регламента. Они потом, кстати, спускаются для исполнения на места. Недавно назначенный руководителем отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Кокшетау Ермек Карагаев полон оптимизма вести системную работу по разработке и реализации антикоррупционных мер. Одно из явных достижений отдела — автоматизированная очередность на получение жилья, что как положительный момент была отмечена входе обсуждения. Что касается Закона «О государственных закупках» то тут, наверное, мало просто его знать: озвученное руководителем стремление работать с потенциальными поставщиками на предмет соблюдения законодательства безусловно заслуживает одобрения. Поскольку, как показывает мониторинг коррупционных преступлений и учета лиц, совершивших дисциплинарные проступки, дискредитирующие госслужбу, в прошлом году из привлеченных к уголовной ответственности 12 человек являлись сотрудниками акиматов и их структурных подразделений, 9 — органов внутренних дел, 3 — комитета по инвестициям и развитию и т. д. по понижающей.

Эти данные привела Айнагуль Жанадилова, замначальника управления Комитета по правовой статистике и спецучетам Генпрокуратуры. Кстати, именно на это ведомство в том числе ссылался Виктор Радченко, говоря о профилактической и обучающей составляющей в организации деятельности своего управления. Мониторинг за прошлый год показывает, что наблюдается рост зарегистрированных коррупционных правонарушений в сравнении с предыдущим аналогичным периодом. Чаще всего доля коррупционных преступлений связана со злоупотреблением служебными полномочиями, служебным подлогом, получением взятки и присвоением — растратой вверенного чужого имущества. Эти статьи УК чаще всего нарушались и раньше, сейчас изменились положения о ведении спецучета на лиц, совершивших дисциплинарные проступки. За ушедший год 38 человек были поставлены на указанный учет, из них 28 — работники акиматов и их структур, в том числе один аким района, 5 акимов сельских округов. Кроме того, Комитетом ГП РК и его теруправлениями ведется учет лиц, уволенных с госслужбы по отрицательным мотивам. За прошлый год по области здесь зарегистрированы 63 фамилии, 22 из них принадлежат теперь уже бывшим сотрудникам органов внутренних дел, 10 — КУИС и акиматов.

О работе Бурабайского районного филиала партии по усилению внутренней партдисциплины и формированию нулевой терпимости к любым проявлениям коррупции рассказала первый зампредседателя филиала Кайныш Умуртаева. Судя только по перечисленным вопросам, рассмотренным на заседаниях комиссии партконтроля и Общественного совета, она ведется на постоянной основе. В частности, проводятся выездные совместные с первичками заседания в коллективах, занятых в самых разных сферах деятельности, различные акции. Докладчик признает, что проводимая госорганами работа по профилактике коррупции порой носит формальный характер, поскольку не везде достигаются конкретные результаты. Предлагает развивать институт наставничества, а еще хотела бы видеть побольше журналистских расследований на эту тему, справедливо считая, что огласка — сильное оружие против коррупции.

Валентина КОСЯНЮК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также