ПРЯМАЯ РЕЧЬ (Обсуждаем проект Закона)

Тургун СЫЗДЫКОВ, депутат Мажилиса Парламента РК:

— Не могу не процитировать известную и незабытую цитату из работ В. Ленина: «Вчера было рано, завтра будет поздно». Думается, что высказывание как нельзя лучше объясняет, почему именно сейчас Президент страны инициирует важнейший шаг политической модернизации страны.

За 25 лет суверенного развития Казахстан состоялся как успешное, не просто признанное, но уважаемое мировым сообществом государство. Казахстанские миротворческие инициативы не только обсуждаются, привлекают к себе внимание, но реализуются, дают положительный эффект. Состоявшиеся в Астане переговоры по урегулированию сирийской проблемы — одно из подтверждений этому.

Сформулированный Президентом Нурсултаном Назарбаевым принцип «Сначала экономика, потом политика», в соответствии с которым страна развивалась все эти годы, был оптимальным в годы созидания новой государственности. Даже в условиях мировых кризисных явлений ситуация в нашей стране была значительно лучше, чем во многих иных государствах.

Сегодня, когда создана рыночная экономика, наступила социальная стабильность, единое понимание базовых ценностей, сформирована общеказахстанская идентичность, можно перейти к следующему шагу политической модернизации: сохраняя президентскую форму правления, поэтапно увеличивать  полномочия   Парламента   и Правительства.

Решающим условием прогрессивного и поступательного экономического, социального развития являются масштабные государственные программы. В их числе: программы развития образования и здравоохранения, программа индустриально-инновационного развития, «Дорожная карта занятости-2020», «Дорожная карта бизнеса-2020». Дальнейшим развитием двух последних является «Продуктивная занятость и массовое предпринимательство», к реализации которой страна приступила с 1 января этого года.

Самой эффективной антикризисной мерой стала государственная  программа  инфраструктурного развития «Нұрлы жол».

Но, мы видим, что инициированные Президентом, разработанные Правительством программы, не всегда реализуются в полной мере. Так что предусматриваемая реформой мера, в соответствии с которой за результативность государственных программ будут отвечать ее разработчики — уполномоченные государственные органы — представляется назревшей и необходимой.

Будучи депутатом Мажилиса Парламента РК, могу сказать, что депутаты законодательной ветви власти в полной мере осознают ответственность, которая возрастет пропорционально росту полномочий Парламента, готовы к эффективной реализации новых функций и полномочий.

Ирина ТЕРЕНТЬЕВА, председатель ОЮЛ «Ассоциация «Гражданский альянс Акмолинской области»:

— Для меня ключевым словом в обращении Президента страны, опубликованном для всенародного обсуждения проекте Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан», является слово ответственность. Причем речь идет не только о возрастании уровня ответственности Парламента, Правительства, чьи полномочия предполагается значительно расширить, но и об ответственности за страну, настоящее и будущее всего гражданского общества, каждого казахстанца.

Предстоящая политическая модернизация является логическим продолжением пяти институциональных реформ, ход реализации которых детально расписан в Плане нации «100 шагов». Прежде всего, пятой — по формированию подотчетного правительства, подотчетного гражданам страны. Получить информацию о каждом принятом решении, ходе его реализации, эффективности работы уполномоченных органов власти — наше право. Но, чтобы реализовать его в полной мере, нужно многое знать, уметь сопоставлять, анализировать, формулировать вопросы, и, самое главное, не впадая в крайности огульной критики, вносить свои предложения.

Сам процесс всенародного обсуждения, предстоящая демократизация политической системы — мощный посыл для формирования политической культуры нового типа, в основе которой лежат принципы гражданской ответственности и гражданского участия.

Нам дан уникальный шанс — быть не только современниками, свидетелями, но и самыми непосредственными участниками событий, без преувеличения, исторических. Важные изменения, вносимые в Основной Закон страны, без сомнения относятся к таковым.

Нам предлагают выразить свое мнение по поводу того, целесообразно ли дополнить перечень конституционных ценностей, установленный пунктом 2 статьи 91 Конституции РК, которые не могут быть изменены ни при каких обстоятельствах.

К их числу наряду с уже провозглашенными унитарностью, территориальной целостностью республики, планируется отнести и независимость государства.

Уверена, что этот пункт обсуждаемого закона получит единодушное одобрение всех казахстанцев. Независимость — наше главное достижение и одновременно — основа достигнутого уровня развития и движения вперед.

Наша главная ценность, объединяющая всех казахстанцев, в условиях современных непростых геополитических реалий, нуждается в постоянной защите, укреплении и развитии. В том числе и на конституционном уровне.

Канат АХМЕТОВ, руководитель отдела образования Целиноградского района:

— Коллектив отдела образования Целиноградского района обсудил обращение Президента республики, прозвучавшее в эфире республиканских каналов 25 января.

В своем выступлении Глава государства Нурсултан Назарбаев, опираясь на казахстанский опыт и потребности нашей страны, предложил программу реформы госуправления, перераспределение ветвей власти. Нурсултан Назарбаев объяснил, какие задачи должно решить перераспределение ветвей власти.

По словам Лидера Нации, предлагаемая программа позволит решить ряд задач. Во-первых, создать запас устойчивости политической системы на многие годы вперед. Во-вторых, повышение роли Правительства и Парламента даст более эффективный механизм ответа на современные вызовы. В-третьих, в мире не существует универсальной модели государственного устройства.

Предлагаемая на всенародное обсуждение программа реформ, по мнению Президента — это наш ответ на вопрос, в каком направлении пойдет Казахстан. Ответ ясный и последовательный: в сторону демократического развития.

Прочитав, осмысливая обращение Главы государства, коллектив школы осознает важность предлагаемых реформ. Государство переходит на новую модель управления в новых условиях, требующих перераспределения полномочий для того, чтобы все ветви власти работали сполна и отвечали за себя, были соблюдены баланс и противовесы между ветвями власти.

Мы поддерживаем идею Главы государства о вынесении на всенародное обсуждение проекта конституционных реформ, сохраняя демократические принципы управления государством. Тем самым мы принимаем участие в принятии судьбоносных для страны решений. Мы уверены в том, что путь демократических преобразований отвечает будущему развитию нашей страны.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также