Кооперация на селе
В декабре 2015 г. вступил в силу Закон РК «О сельскохозяйственной кооперации». О том, что новый документ является, по сути своей, прямо-таки переломным для сельчан, руководитель КХ «Айдын» Талгат Ташиков из аула Қымызынай Бурабайского района сразу и не предполагал.
«Это сегодня, по прошествии года со дня выхода закона, мы, перелопатив его от корки до корки, сумев понять, какие выгоды несет он не только отечественному агропромышленному комплексу, но и нам, простым сельчанам, стали сами для себя менеджерами», — делится наш молодой собеседник. — Поговорив с братом, вдвоем с которым на пару с 2003 года ведем крестьянское хозяйство, имея небольшой парк техники, 60 га посевной площади, поголовье лошадей, КРС, овец, подумали и создали сельскохозяйственный производственный кооператив «Қымызынай» по одному из направлений — породному преобразованию мясного КРС, председателем которого стал мой брат Болат Ташиков.
Сельский производственный кооператив объединил сельчан — участников из двух близлежащих аулов — Кымызынай и Жанаталап — с общим поголовьем 300 голов крупного рогатого скота на подворьях. Нужно сказать, что СПК «Қымызынай» отнюдь не «первая ласточка» нового кооперативного движения в районе. Таких сельхозкооперативов в регионе за 2015-2016 годы создано 15, как хорошая возможность для обеспечения столь необходимого породного преобразования личного скота сельчан, должного уровня ветеринарного ухода, так и связи с переработчиками, при последующей реализации скота. Это большая целенаправленная работа, оценив выгодные перспективы которой, братья Ташиковы решили принять в ней активное участие, став операторами этого направления. Оба, родившись и живя все время в селе, знают и понимают, что в развитии новых экономических отношений между сельчанином и государством есть сегодня большая необходимость. В стране, где в постреформенный период было значительно сокращено поголовье, восстановление и дальнейшее преобразование породы скота мясного направления является первостепенной задачей.
— Приобрели на собственные средства 10 племенных быков казахской белоголовой породы, герефорд, ангус. За каждую голову получили от государства субсидии в размере 154 тыс. тенге. Прошлым летом запустили быков в частное стадо двух аулов, сейчас, ближе к весне, сельчане получат первый приплод-помесь. Конечно, на окончательное преобразование генотипа частного стада уйдет года 3-4, а то и больше лет. Но ожидаемый результат, согласитесь, стоит того. Словом, государство оказывает нам, сельчанам, действенную помощь. Кооперация поможет повысить производительность каждого, кто имеет в сарае хоть одну корову. Только не ленись, расти скотину, реализовывай мясом в живом весе от имени СПК и получай за это деньги, — делится Талгат Ташиков.
Да, создание кооперативов дает крестьянам шанс не только улучшить породу животинки, имеющейся на подворье, но и заработать при этом денег. К примеру, получая приплод, сдавая затем подросших 6-12-месячных бычков на откормплощадки от имени СПК живым весом от 160 до 300 кг, сельчане имеют возможность получить за каждую сданную голову «живые» деньги — 24 тыс. тенге. Чем не стимул? У каждого сельчанина, разумеется, свой собственный взгляд на происходящее. Тем не менее, очевидно, что путь по дальнейшему увеличению скота мясного направления на частном подворье хоть и не быстрый, но неизбежный, а самое главное, привычен и не обременителен для сельчан.
Братья Ташиковы оценили все экономические выгоды, которые дает кооперация, конкретно это ее направление, осознанно подошли к идее создания СПК. Узнав о доступности для участников СПК средств, предоставляемых по отраслевой программе КазАгроФинанс, на выгодных условиях приобрели в лизинг трактор «Беларус» для заготовки кормов. Ведь немаленькое поголовье племенных быков-производителей требует не только хорошего ухода, но и сытного, питательного рациона всю долгую зиму.
— Хорошим подспорьем стала для нас новая, удобная и комфортабельная техника. Все лето косили и заготавливали сено на землях госфонда. Одно проблематично: эти самые так называемые сенокосные угодья являются одновременно и пастбищными, — говорит Талгат Еркенович. — Судите сами, много ли нетронутой травы остается на земле, где все лето пасется общественное стадо в 310 голов из двух аулов?
Понятно, что предполагаемое породное преобразование личного скота, безусловно, повлечет за собой рост поголовья. А этот неизбежный факт, наверняка, потребует увеличения площади пастбищ для частного скота. А вот с этим в Бурабайском районе, обширную территорию которого занимают земли ГНПП «Бурабай», возникнут проблемы. По информации специалиста райотдела сельского хозяйства Алмаса Кабдушева, у Зеленоборского сельского округа (куда относятся аулы Кымызынай и Жанаталап) на начало 2017 года общее поголовье только КРС составляет 1330 голов, а общая площадь пастбищных угодий округа — 6826 га. Нехитрая арифметика, исходя из существующих нормативов площади пастбищных угодий: 6 га на одну голову КРС, показывает, что положенные нормативы уже не соблюдаются.
Талгат Ташиков, став оператором программы СПК, теперь по долгу службы живо интересуется всеми изменениями в сфере животноводческой отрасли, законодательстве. В беседе с нами он поделился, что изменения ожидаются и в направлении СПК, касающегося восстановления и дальнейшего увеличения скота мясного направления К примеру, с нынешнего 2017 года вновь созданные СПК, занимающиеся породным преобразованием скота мясного направления, должны будут пасти его все лето на отгонных участках. Скорее всего, эта мера вынужденная. Самое главное, чтобы всплеск создания СПК — дела хорошего, выгодного и нужного — не стал разовым явлением. Чтобы данный вид сельской производственной кооперации развивался, не утратив рано или поздно свое нынешнее доминирующее положение.
Раушан УТЕУЛИНА.
Бурабайский район.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.