Реализация программ
— Когда решили переезжать в Казахстан из Китая, страшно было. Не знали, куда именно едем, как встретят.., — сегодня о прежних тревогах Сарымжан Акат рассказывает с улыбкой. -Но знали самое главное — зачем едем. Мы завещание своих дедов выполняли — вернуться на родную землю.
Вначале большая семья из нескольких поколений пыталась обустроиться в Талдыкоргане: «Там теплее, но тесно было. Людей много, работы мало, скот пасти негде. В Ерейментауском районе родственники жили, говорили, что здесь хорошо, звали. Столица рядом, детям на учебу в вузы, колледжи далеко уезжать не придется, помогать им будет легче».
И в 2007 году семья переезжает в Уленты. На деньги, выделяемые по государственной программе переселения оралманов, купили дом, хозяйство завели. Поначалу было оно небольшим.
Сейчас есть и лошади, и овцы, 15 дойных коров. На мой даже не вопрос, а скорее восклицание «Неужели без доильного аппарата обходитесь?!» Сарымжан отреагировала с искренним недоумением: «Зачем аппарат? Руками лучше». Этими же руками она не только масло сбивает, курт делает для продажи, но и мастерит чудесные одеяла, корпе, калта, наряды для торжеств. Делает это, как бабушки учили. Сотканные ею коврики, гобелены, а также сундуки, что еще в Китае брат мастерил, делают их просторный, теплый дом уютным и неповторимым. Продукты «домашнего производства» не только в обе столицы дети увозят — одна дочь в Астане работает и учится заочно, в Алматы сын, окончив колледж культуры, вместе с друзьями музыкальную студию открыл, — но и в Китае сокурсники средней дочери, будущего геодезиста, по достоинству оценивают, просят привозить мяса и курта побольше.
— Хотела швейный цех открыть, помощниц взять, обучить их, — делится она с нами своими нереализованными планами. — Но посчитали, подумали с мужем, с детьми посоветовались и поняли, что заказов не наберем. У нас много женщин хорошо шьют. А просят научить, я помогаю, показываю все, что умею. Решили, что надежнее скот разводить.
Как видим, продумывать бизнес-планы в семье Акат умеют. Только после тщательных расчетов стоимости кормов, рынка сбыта решились взять кредит по программе «Сыбаға». Создали свою небольшую откормочную площадку, закупили для начала полтора десятка породистых бычков.
— Больше могли бы держать, но кредит дали два миллиона тенге. Мы три миллиона хотели, но так наш дом оценили. — Для начала хватит, но скота надо больше держать. Силы есть, младший сын еще школьник, но хороший помощник. Через несколько лет он уже хозяином будет, а мы помогать ему станем, -делится Сарымжан.
Вот так и живет семья Акат. Буквально за два десятилетия они стали участниками двух государственных программ — программы переселения соотечественников и «Сыбаға». Каждая из них изменила жизнь семьи к лучшему, дала перспективы, уверенность в будущем.
И для этой семьи, и для других сельчан очень важно знать, что при создании новых программ, в Правительстве анализируют ход реализации действующих, делают должные выводы, устраняют недочеты. С будущего года горизонты предпринимательской деятельности на селе для безработных и самозанятых расширятся значительно. Изменения, вносимые в программы микрокредитования, предусматривают увеличение суммы кредитов до 16 млн тенге со сроком погашения до 7 лет и сохранением годовой ставки на уровне 6%. А сумму до 1,5 млн тенге можно будет получить без залога, что для жителей села принципиально важно. Ведь сегодня многие сетуют: «Открыли бы свое дело, но проблема в залоговом имуществе».
Заработает новая программа и главным, самым верным залогом, будет только желание и умение работать. Так, как это делает семья Акат из аула Уленты.
Нина МИТЧИНОВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.