Животновод, сын чабана

«Агробизнес-2020»

Предприниматель первой волны Юрий Ротермель пятнадцать лет занимается разведением крупного рогатого и мелкого скота. Причем не абы какого, а племенного мясных пород.

— Когда осваивал азы предпринимательства, знающие толк в животноводстве близкие советовали дело иметь только со скотом отзывчивым на корма и нагуливающим много вкусного мяса, — делился руководитель крестьянского хозяйства «Надежда». Раскручивал семейный бизнес с трех стельных телочек казахской белоголовой породы, которых приобрел на Алаботинском племзаводе, а за тремя ярочками-гиссарками ездил аж в соседний Узбекистан, столько же жеребых кобыл привез из Монголии. Теперь в нашем КХ насчитывается 150 голов маточного поголовья КРС, 60 кобылиц и 500 овец.

142-3-2

—  Почему выбор пришелся именно на эти породы животных?

—  Мне льстит, что КРС казахской белоголовой породы, известной во всем мире, выведен в нашей области. Эта порода хорошо приспособлена к жаркому сухому климату Северного Казахстана. Она отличается скороспелостью, способностью откармливаться в молодом возрасте и давать отменное мясо, которое не уступает по качеству даже английским мясным породам.

Высока его и продуктивность. В восьмимесячном возрасте теленок достигает веса 150-180 килограммов, а двухлетки тянут на 420-450. Сами за себя агитируют и овцы гиссарской породы. Это самые крупные мясо-сальные курдючные овцы, матки которых в среднем весят 85-95 килограммов. На местных травах хорошо, в отличие от наших, набирают вес лошади монгольской породы. По многолетним наблюдениям пришел к выводу, что эти породы животных во всех отношениях выгодно содержать. В текущем году мы уже произвели порядка 50 тонн говядины и столько же баранины. Свыше трех тонн конины.

—  Конечные итоги деятельности КХ впечатляют. Надо полагать, что для достижения этих и более высоких показателей имеются и соответствующие возможности?

— Серьезно занимаемся коренным улучшением пастбищ. Почти на двух тысячах га зимой проводим снегозадержание, периодически подсеиваем травы. По науке организуем и пастьбу скота, чередуем перегон его с одного места на другое во избежание вытаптывания трав. На таких выпасах мясной скот хорошо набирает вес, особенно молодняк, содержащийся на подсосе. Своевременно убираем сеяные травы — эспарцет и костер, на зиму заготавливаем порядка 300 тонн сена, 250 — соломы, 80 — овса и 100 — ячменя. Кормим скот вдоволь, потому и продуктивность поголовья не снижается даже в холода.

Надлежащий уход и упитанность сказываются и на воспроизводстве маточного поголовья. Ежегодно от сотни коров, получаем по 90 и больше телят, а десятки овечек-гиссарок даже приносят по двойне. Сохранность молодняка стопроцентная, чему способствует и системная работа по оздоровлению поголовья. Своевременно проводим сезонные прививки, забор крови, другие мероприятия. В этом мне помогает ветврач с большим стажем работы.

—  Как распоряжаетесь таким потенциалом?

—   В целях повышения продуктивности животных постоянно отбираем лучших телят на племя, а также ремонт маточных гуртов. Часть молодняка реализуем хозяйствам, занимающимся разведением мясного скота. В этом году продали более сорока телочек и бычков по цене одна тысяча тенге за килограмм живого веса. Хозяйственники положительно отзываются о нашем живом товаре.

Получаете ли субсидии на содержание скота и на какие цели расходуете выделяемые деньги из госказны?

—   В рамках госпрограммы «Агробизнес-2020» на одну матку КРС выделяется по 18 тыс. тенге. С учетом имеющегося маточного поголовья получается приличная сумма. Много средств тратим на укрепление кормовой базы, приобретение различных ветпрепаратов и т. д. Хорошо, что государство находит возможность поддерживать фермерские хозяйства, а выделяемые нам средства оборачиваются в большие объемы производства мяса, которое идет на продовольственный пояс столицы и обеденный стол земляков.

—  Испытываете ли удовлетворение от того, чем занимаетесь?

— В бизнес пришел в зрелом возрасте, отслужив в армии, много лет поработал шофером, занимался коммерцией. Признаюсь, не получал удовлетворения от работы. По всей видимости срабатывали гены. Я ведь сын известного в бывшей Чаглинской опытной станции чабана, который работал рука об руку с Героями Социалистического Труда и кавалерами ордена Ленина овцеводами Амантаем Алькибаевым и Петром Pay. Животноводство — это мое, то, что я люблю и умею делать на должном уровне. Моя цель — работать на результат. Собираюсь заняться переработкой мяса. Надеюсь, что вскоре осуществлю и эту мечту.

Иван СУМСКОЙ.

Зерендинский район.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также