В контексте современных трендов городского развития

Андрей ЧЕБОТАРЕВ, эксперт Библиотеки Первого Президента РКЛидера Нации.

082-2-1Очевидно, что Астана сформировалась как динамично растущий мегаполис, центр принятия решений, межрегионального взаимодействия, инвестиционной привлекательности, международного сотрудничества и территория многопланового развития.

Потребовались неимоверные объемы усилий и ресурсов, чтобы из обычного областного центра, каким была бывшая Акмола, вывести город на текущий уровень. Продолжительное время Астана находилась в фокусе постоянного внимания со стороны центральных государственных органов и требовала больших финансовых вложений из бюджета республики. В частности, именно центр задавал ключевые ориентиры и темпы развития столицы, что нашло отражение в программах развития 2001-2005 гг. («Расцвет Астаны — расцвет Казахстана») и 2006-2010 гг. и ряде других документов. На реализацию второй из отмеченных программ республика выделила 514,1 млрд тенге.

Однако постепенно ситуация стала меняться в сторону наращивания Астаной определенной самодостаточности. Большое влияние на приток инвестиций и укрепление экономического потенциала столицы оказало создание в 2001 году свободной экономической зоны «Астана — новый город». С 2010 года столичные власти самостоятельно разрабатывают и утверждают программу развития Астаны на пятилетний период. Если в первой редакции Закона «О статусе столицы Республики Казахстан» в их компетенцию входило только создание необходимых условий для проведения в городе международных мероприятий, то действующий закон сделал их субъектом осуществления международного сотрудничества в интересах развития столицы. Наконец, в 2015 году Астана вошла в состав доноров республиканского бюджета, перечислив в него более 850 млрд тенге.

Одним из ключевых показателей успешности Астаны является постоянный рост ее населения. В 1994-м оно составляло около 300 тыс., а сегодня достигло 1 млн человек. Главным образом это обеспечивается за счет притока граждан из других регионов страны в силу привлекательности столицы сравнительно высоким уровнем жизни, возможностями для занятости, улучшением инфраструктуры и систем жизнеобеспечения. Вместе с тем человеческий капитал является не только стратегическим ресурсом столицы, но и фактором постоянного внимания и ответственности местных властей. Поэтому повышение уровня и качества жизни населения выступает основополагающим направлением деятельности властей города.

Несмотря на свою молодость в качестве главного города Казахстана, Астана уже добилась заметного международного признания. Так, в октябре 2014 года Астана была включена Intelligent Communities Forum (США) в рейтинг интеллектуальных городов мира, заняв в нем 21-е место. Немаловажно также наличие у Астаны 22-х городов-побратимов в других странах мира. Среди них есть как столицы (Анкара, Варшава, Москва, Пекин, Сеул), так и обычные города — Питтсбург (США) и Ницца (Франция). Каждый из них имеет свою историю, уникальность и уровень развития. Казахстанской столице есть чему поучиться у любого из этих городов в решении тех или иных вопросов. Однако, учитывая уже наработанный опыт и современные тренды городского развития, она все-таки идет своим путем, как и весь Казахстан.

Анализ программ развития Астаны на 2011-2015 и 2016-2020 годы показывает возрастание потребностей населения и властей города. Так, если первая из них обозначала 5 направлений и 14 целей в процессе своей реализации, то в действующей программе они увеличились до 6 и 20 соответственно. На текущем этапе основными целями на среднесрочную перспективу являются обеспечение сбалансированного экономического развития, доступного и качественного образования, продуктивной занятости и социальной защиты населения, общественного порядка и безопасности жителей и гостей столицы, комплексной городской застройки, развитие и модернизация жилищного фонда и т.д.

При этом соответствующие цели и задачи важны не только на чисто локальном уровне, но и с точки зрения улучшения облика Астаны в интересах международного позиционирования Казахстана. Общеизвестно, что столица является лицом любого государства. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы соответствия процесса поступательного движения Астаны современным трендам городского развития.

Ключевым трендом следует развитие и соотношение двух разнонаправленных процессов — глобализации и регионализации. В связи с этим сформировалась определенная иерархия городов, в рамках которой условно можно выделить мировые (глобальные) и региональные города. В первом случае речь идет о городах, являющихся центрами активности мирового сообщества, обладающих очень большим политическим, административным, экономическим, информационным и культурным потенциалом, стремящихся к усилению своей глобальной субъектности, включая дальнейшую интеграцию в мировую экономику. Региональные города отличаются в основном меньшим, чем мировые, уровнем и пространством своего влияния.

Современная Астана по всем параметрам является региональным городом. При этом в Плане нации «100 конкретных шагов по реализации Пяти институциональных реформ» Президент Нурсултан Назарбаев поставил задачу по превращению ее в деловой, культурный и научный центр Евразии, притягивающий исследователей, студентов, предпринимателей и туристов со всего региона. Тем самым речь идет о расширении   региональных рамок влияния Астаны, ограниченных прежде Центральной Азией.

Вместе с тем руководство республики заинтересовано не ограничивать потенциал Астаны региональными рамками, а постепенно, в долгосрочной перспективе вывести ее на уровень мирового города. Соответствующие цели и задачи обозначены в Концепции вхождения столицы в рейтинг 10 лучших городов мира до 2050 года, утвержденной Правительством РК в декабре 2014 года. Для достижения ключевой цели, в частности, предполагается создание в Астане собственной инфраструктуры производства и переработки сельскохозяйственного сырья, повышение наукоемкость экономики, развитие альтернативной энергетики, поэтапной модернизации всех систем жизнеобеспечения и т. д.

Другим важным трендом остается растущая урбанизация. По оценкам ООН, городское население мира стремительно выросло с 746 млн человек в 1950 году до 3,9 млрд человек в 2014 году, а к 2045 году оно превысит 6 млрд человек. В Казахстане на 1 марта т. г. количество горожан составило 10 млн 099 тыс., или 57% от всего населения страны. При этом урбанизация имеет серьезные издержки, включая дорожные пробки, загрязнение окружающей среды, конкуренцию на рынке труда, ухудшение криминогенной обстановки и т. д. В связи с этим перед властями Астаны стоят серьезные задачи, связанные, с одной стороны, с расширением жилищного комплекса, обеспечивающего горожан удобным и доступным жильем, и повышением качества жизни населения и, с другой стороны — регулированием миграционных потоков.

Еще одним трендом является образование городских агломераций, когда вокруг мегаполисов группируются малые города и другие населенные пункты, постепенно составляя единую систему с интенсивными экономическими, транспортными, культурными и иными связями. Работа по формированию Астанинской агломерации как долгосрочного полюса роста Казахстана ведется с 2013 года. Под эгидой Астаны как города-ядра будут развиваться такие населенные пункты — Алтынсу, Кызылжар, Максимовка, Талапкер и др. В рамках данного процесса предусмотрены меры по инфраструктурному обеспечению, созданию индустриальных зон и развитию продовольственного пояса. Важным моментом является также предстоящее создание вокруг столицы городов-контрмагнитов, которые оттянут на себя миграционные потоки и снизят их давление на главный город страны.

В последнее время на повестку городского развития также вынесен вопрос создания «умных» городов. Они отличаются высоким уровнем информационно-коммуникационных технологий и инноваций, которые, в свою очередь, способствуют созданию комфортной городской среды и расширению межличностных и социальных связей внутри городского сообщества. По сути дела, речь идет о городах будущего. Двигаясь в этом направлении, столичные власти в партнерстве с заинтересованными частными лицами сейчас реализуют проекты «Смарт Астана», «Безопасный город» и т. д. Важную роль призвано также сыграть проведение международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017», с которой, в частности, связаны ожидания относительно привлечения в Астану из-за рубежа новейших технологий в сфере энергосбережения и использования альтернативных источников энергии.

Кстати, фактор предстоящего мероприятия напомнил об итогах одной из предыдущих выставок — «ЭКСПО-2010», проведенной в октябре 2010 года в Шанхае и как раз посвященной теме «Лучше город — лучше жизнь». На ней были представлены образцы мировых практик городского развития. По итогам выставки была принята Шанхайская декларация, в которой, в частности, отмечено: «Мы стремимся строить города, которые могут создать гармоничную связь между людьми и культурами, между развитием и окружающим миром, между историческим наследием и инновациями будущего. Гармоничный город — это живой организм, который процветает, когда люди живут в гармонии с природой, обществом и друг с другом, когда наступает гармония между поколениями».

Астана на сегодня многого достигла. Но нет предела совершенству. К тому же, ставя перед собой достаточно амбициозные цели среднесрочного и долгосрочного характера, следует помнить о текущих и особенно нерешенных вопросах. Как показало прошедшее 27 апреля совещание по вопросам развития Астаны и подготовки к «ЭКСПО-2017» с участием Главы государства, таковых еще хватает. В том числе отсутствие системы парковок, недостаточно эффективное использование земельных ресурсов, слабое участие малого и среднего бизнеса в инновационной сфере, наличие проблемных объектов, возводимых в рамках долевого строительства и т. д. Так что работы у столичных властей предостаточно.

Астана, безусловно, имеет свою миссию, предполагающую ее становление как образцовой столицы Казахстана, реального лидера регионов и городов страны, задающего общие стандарты развития, пространства с благоприятными для жизнедеятельности людей условиями, а также последовательное преобразование из регионального центра в город мирового уровня. Наблюдаемые изменения в жизни передовых городов мира могут стать для нее хорошим стимулом на пути к достижению всего этого. Главное, чтобы движение к новым горизонтам развития Астаны оставалось общим делом всех ее жителей.

Kazpravda.kz.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также