СЕМЬЯ: Фамильный бизнес, «Мужчина должен быть работящим…», Советы от Совета матерей, Все, как у всех, Развод — дело личное, но проблема — общественная

Совместное решение

077-5-1Фамильный бизнес

— Сожалею только о том, что раньше не начал работать самостоятельно, — говорит 57-летний житель поселка Жибек жолы Сергей Чайка. — Все-таки я где-то «продукт советской эпохи», очень трудно было представить себя в роли частного собственника. На кого-то работать проще, решать все самому — ответственность колоссальная. Ошибешься, не сориентируешься — разориться недолго.

Путь к открытию своего ИП действительно был долгим и непростым. Дипломированный инженер-электрик с высшим образованием в конце 90-х годов прошлого века оказался невостребованным не только в родной Ми-хайловке, но и в близлежащих селах. Помним: время было непростое — прежние хозяйства рушились, новые еще только создавались, тогда остались не у дел тысячи квалифицированных инженеров.

Семья перебралась в Жибек жолы (тогда еще Александровка), поближе к Астане. Множеству людей строящаяся столица давала возможность работать, получать достойную заработную плату.

Сергей Владимирович работал в небольших фирмах по производству и монтажу приобретших популярность стеклопакетов, дверей, витражей. До недавнего времени. А в этом году зарегистрировал свое ИП. Над названием долго голову ломать не пришлось — ну, конечно же, «Чайка». Буквально на днях придет заказанный кассовый аппарат, и новый субъект малого бизнеса начнет выполнять заказы, устанавливать пластиковые окна, двери в домах сельчан Аршалынского района.

На деньги, взятые в кредит в одном из банков второго уровня, куплены станки, необходимое оборудование и сырье. И все это в тот период, когда страна перешла к свободно плавающему обменному курсу тенге. — Какого-то шока — «Что же наделал! Зачем в это ввязался!» — не было, — говорит Сергей Чайка. — Кредит брал в тенге, стоимость закупаемого оборудования выросла незначительно.

Конкуренция на этом рынке услуг молодого предпринимателя тоже не страшит. Тонкости производства освоены до мелочей, репутация добросовестного монтажника приобретена. Все просчитано: «Демпингом заниматься не будем. Но и «накручивать» цены тоже не в наших интересах. «Газель» у нас своя, транспортные расходы на заказчика перекладывать не планируем. Будем исходить из реальной платежеспособности жителей наших сел. А она растет, люди дома ремонтируют все чаще».

Но, наверное, все-таки главная причина такого спокойствия и уверенности Сергея Чайки заключается в том, что бизнес у него семейный, вместе с ним работают два зятя и племянник. Молодые, сильные, специалисты универсальные — и монтажники, и водители…

Статистика доказывает, что семейный бизнес всегда прочнее, рентабельнее, перспективнее. А многие житейские истории становятся подтверждением тому, что общее дело делает прочнее семьи и родственные связи.

Ирина БАУДИНОВА.
Аршалынский район.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «АП» И ОБЛУПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЗЬМИТЕ МЕНЯ В СЕМЬЮ!»

«Мужчина должен быть работящим…»

077-5-2Дмитрию двенадцать, мальчик крепкий, открытый, улыбчивый и, как характеризуют его педагоги, хорошо воспитанный. В детском доме недавно, до этого жил в деревне с бабушкой и дедушкой, ухаживал за ними, помогал по мере сил.

О себе рассказывает быстро, отмечая главное: «Перешел в восьмой класс, стараюсь учиться хорошо, увлекся спортом, здесь много различных секций, люблю баскетбол и футбол». На вопрос, каким в его представлении должен быть настоящий мужчина, тоже отвечает четко, как о давно для себя решенном: «Мужчина должен быть, в первую очередь, работящим, чтобы свою семью обеспечивать…».

И в своей будущей профессии он тоже определился:

— Стану только поваром, больше всего мне нравится готовить, знаете, хочу накормить всех..

Говоря о друзьях, рассудительно замечает, что с хулиганами старается не водиться, хотя и встречаются такие, считает, что друзья у человека должны быть хорошие. В себе точно уверен, что плохому влиянию не поддастся.

Воспитатель детдома Ризагуль Даирова добавляет, что за это время Дмитрий показал себя только с хорошей стороны, «отзывчивый, спортивный, активный, проявляет интерес и участвует во многих мероприятиях, показывает свои неординарные способности». А еще — аккуратный мальчик, всегда вещи держит в чистоте, за собой ухаживает. Психологически выдержан, чуток, любое меняющееся настроение заметит. Его не надо просить о помощи, сам всегда все понимает и первым идет навстречу. Социально адаптированный. Хочет жить в семье. Говорит просто:

— Хочу попасть в такую семью, где дружно и весело. Во всем, что могу, стану помогать…

Александра МЯКОТА.
По вопросам усыновления, опеки или патроната Дмитрия обращаться к организаторам проекта по телефонам:90-31-26 (областное управление образования); 25-69-16 (редакция «АП»).
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Советы от Совета матерей

Девушка вступает на свой жизненный путь, впервые сама принимает решения, порой сомневается, делает ошибки. И в этот совсем непростой для нее период ей очень нужен мудрый совет. Что и делают последнее время члены Совета матерей Акмолинской ассамблеи, встречаются в различных учебных заведениях с молоденькими студентками и учащимися.

Теплая и доверительная беседа была организована Советом и в центре профессиональной ориентации при строительно-техническом колледже №1 города Кокшетау. Собрались на нее будущие швеи, а сегодня учащиеся технических колледжей. К ним обратились члены Совета матерей АНК Акмолинской области Зере Киикова, предприниматель Алма Дюсенбайқызы, Нейля Сейдалина, Елена Тарасова, Рузанна Дегоян и руководитель молодежного ресурсного центра Кокшетау Гулим Бегалина.

077-5-3

С большим вниманием слушали их собравшиеся, ведь такого неофициального, очень откровенного общения у них еще не было. А среди них немало и сирот, выросших в детских домах, которым нужны материнское участие и совет. Председатель Совета матерей Зере Киикова рассказала о своем жизненном пути, как она выстраивала отношения в семье, как хранила семейный очаг, проявляя о всех членах семьи заботу и внимание, как это должна делать женщина. «От женщины в доме очень многое зависит, будьте трудолюбивыми, нежными, чуткими и интересными, старайтесь больше знать и уметь, постоянно учиться, чтобы вам было что передать своим детям», — советовала мудрая женщина девушкам.

А еще участницы встречи поделились историями успеха, показав своим примером, что все в этой жизни возможно. Предприниматель Алма Ундемисова отметила, что для развития малого и среднего бизнеса в нашей стране создаются все условия, а потому у каждого есть большие возможности и открыты все пути.

— Даже если что-то не получилось сразу, нельзя останавливаться. Развивайтесь, учитесь, стремитесь, и у вас все получится. Вы молоды, и сейчас от вас самих очень многое зависит, никогда не отчаивайтесь, не пасуйте перед трудностями, знайте — все в ваших руках», — говорила она.

Заблестели глаза многих девчонок и после того, как член Совета матерей, представитель чувашского этнокультурного объединения Елена Тарасова показала мастер-класс по прикладному искусству. Каждой захотелось научиться тонкостям древних народных ремесел.

Александра ЮРЬЕВА.

НЕВЫДУМАННЫЕ ИСТОРИИ

Все, как у всех

«Почему Вы считаете, что я выросла без семьи?»мой вопрос о том, сложно ли ей было в детстве, юности без поддержки родителей, вызывает у Валентины Дубеницкой недоумение.

077-5-4Начиная с трехлетнего возраста, семьей для нее и трех ее братьев стал коллектив детского дома в Астане. Первые детские воспоминания все-таки связаны с домом: братья, котята, но не мама и не папа… Отца не помнит вообще, видела только на фотографии, маму лишили родительских прав.

— Помню, что несколько раз она в детский дом приезжала, — о пережитом Валентина Яковлевна рассказывает спокойно, сдержанно. — Семь лет назад мы с братом поехали в село, где родились. Увидели маму, она плакала, обнимала. Обиды на нее нет, но и любовь тоже не появилась. Все ушло — нас воспитали другие люди. Мы их любим, им благодарны.

В детском доме жили семьями. По ее словам, это не просто условное название группы, отряда детей и их воспитателей, а действительно большая семья, от 15 до 20 детей разного возраста, где старшие заботятся о младших, откуда выросших провожают в большую, взрослую жизнь, а потом ждут в гости. И они приходят, делятся радостями и проблемами. Валентина говорит, что раньше в любое время и в любом настроении могла прийти в дом, где выросла. Но теперь уже «никого из знакомых почти не осталось, все разъехались. Да и некогда мне теперь: дети, работа…».

Все мы знаем, как иногда хочется побыть одному, посидеть в тишине… Кажется, при таком количестве детей это вряд ли возможно. — Ну, что Вы, — она в очередной раз развенчивает довольно устойчивые стереотипы о жизни детей в детском доме. — Семь огромных комнат, балкон. Во двор можно выйти. Он тоже огромный,   какой-то уголок укромный всегда можно найти. А самым трудным было — расставаться с воспитателями, к которым привыкли и полюбили, а они в силу каких-то личных причин увольнялись.

На вопросы о том, не возникало ли чувство ущемленности в общении с «домашними» детьми, Валентина отвечает твердо: «Никогда. Ни в школе, ни в университете. Учились не хуже, одеты были не хуже, вести себя умели. Нас учили всему: и готовить, и убирать, и за собой ухаживать».

Мы далеки от того, чтобы намеренно рисовать какую-то благостную картину детского дома. Но именно так говорит о нем одна из его воспитанников. Возможно, свою роль сыграло то, что всегда рядом с Валей были три ее старших брата. Сейчас это непреложное правило: дети из одной кровной семьи живут непременно вместе в другой семье, которую формируют в детском доме.

После школы Валя поступала в университет, получила специальность учителя информатики. Она говорит, что поначалу было чувство растерянности: общежитие, незнакомые девочки в комнате, требования к учебе другие. Это вполне понятно, такие же чувства переживают и «домашние» дети, впервые покинувшие родной дом.

Подружились очень быстро, материальных проблем особых тоже не было: стипендия, ежемесячные 15 тыс. тенге от крупной финансовой организации, занимающейся благотворительностью, для тех лет — сумма приличная. Могла и сама подзаработать, в детском доме приучали и к этому, старались в летний, каникулярный период подыскать подросткам какую-то посильную работу. По их желанию, конечно.

Студенчество, первое чувство… Когда молодой человек узнал, что Валя ждет ребенка, тут же повез ее к своим родителям в Журавлевку. По словам Вали, Александр Иванович и Светлана Анатольевна встретили ее, как родную дочь. Так к ней относятся и сегодня. Маленького Андрея они и растили, Валя после академического отпуска завершала учебу. Они настояли на этом. Старшему сыну сейчас 9 лет, младшему Олегу — пять. Так и живут одной дружной, любящей семьей. Но без отца детей. У него сейчас другая семья.

Печально, но так бывает. Молодой человек продолжал работать в Астане, домой приезжать часто не мог, как говорится, «со всеми вытекающими последствиями». О сыновьях заботится, приезжает — обязательно идет с ними по грибы, на рыбалку. А Валентина его родителей не просто называет мамой и папой. Они для нее ими и стали. Работает в школе, занимается детьми, получила еще одно педагогическое образование.

Разговаривала с Валей и думала о том, насколько устарели сложившиеся в прошлом стереотипы о том, что дети, выросшие в детском доме, к самостоятельной жизни мало приспособлены, уповают только на помощь государства, повторяют ошибки своих родителей… Конечно, дети разные — судьбы разные… Но насколько чаще в телепрограммах и газетных статьях «душещипательных», подробно описываются истории воспитанников детских домов, себя в жизни не нашедших, оступившихся. Им надо помочь, но надо и знать о том, что таких, как Валентина Дубовицкая, гораздо больше.

К слову, два года назад, когда я готовила материал о Доме мамы в Кокшетау, где на какое-то время находят приют и заботу молодые мамы, которым некуда пойти с маленьким ребенком, то узнала, что из семи (на тот момент) его обитательниц выпускницей детского дома была одна. У шестерых родители были.

— Я слышала, читала о ребятах, которые не смогли жить достойно, но среди моих знакомых таких нет. Все работают, у всех семьи, — твердо говорит Валентина. — Проблемы, конечно, есть. Но у кого их не бывает? Словом, все у нас, как у всех.

Светлана ЗОРИНА.
Буландынский район.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Развод — дело личное, но проблема — общественная

В 2015 году Казахстан попал в «десятку» стран с худшими показателями по разводам. Согласно исследованию, проведенному Общенациональным движением «Казахстан-2050», за последние 10 лет показатель разводов на 1000 человек населения вырос в Казахстане с 2,1 до 3,05, а коэффициент заключаемых браков с 7,64 до 9,22. Таким образом, сегодня (33%), как и 10 лет назад (27%), распадается каждый третий брак в стране.

Наша область, увы, исключением на является. Брачный коэффициент (число браков на 1000 населения) в 2015 составил — 7,38, коэффициент разводов — 3,49.

077-5-5Надо принять во внимание и тот факт, что статистика анализирует и обобщает только данные об официальных, зарегистрированных браках. Сколько людей живут в набирающих популярность гражданских союзах и сколько их распадается, учесть, практически, невозможно. Житейские истории, свидетелями которых мы являемся, позволяют говорить о том, что такие браки куда менее прочны, чем официальные.

Но и брачный союз, скрепленный законом и печатью в свидетельстве, тоже часто недолговечен. В прошлом году судами нашей области были рассмотрены 1958 исковых заявлений о расторжении брака. 1953 из них удовлетворены, в пяти случаях — отказано.

Вопрос «почему это происходит» заведомо попадает в разряд риторических, ибо воистину «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». И каждый из бывших супругов убежден, что развод — дело сугубо личное.

Но неслучайно семейные отношения, браки и разводы — очень популярная тема научных исследований не только психологов, но и экономистов, социологов. Потому что в супружеских отношениях, по словам Владимира Ленина, «участвуют двое и возникает третья, новая жизнь. Здесь кроется общественный интерес».

Каковы же по мнению ученых причины разводов? Разочаруем сразу: однозначных, бесспорных выводов нет, да и вряд ли они в принципе возможны. Но очень интересны выдвигаемые гипотезы, в каждой из которых, идет речь об одной или нескольких причинах разводов.

Гипотеза первая: основной вклад в проблему вносит меняющийся образ жизни, активная урбанизация страны и изменение роли женщины в обществе.

Тот факт, что по количеству разводов в нашей стране лидируют г. Алматы, Карагандинская и Восточно-Казахстанская области, а в аутсайдерах (в данном случае почетных) — Запад Казахстана, правоту одной из сторон этой гипотезы подтверждают. В промышленно развитых регионах, тем более в южной столице выше, чем в среднем по стране и мобильность населения, и   возможности   самореализации для людей, желающих сделать карьеру. Часто корпоративный дух становится важнее семьи.

Элементарный здравый смысл и наши непосредственные наблюдения подтверждают очевидную истину: количество времени, проводимое вне семьи, обратно пропорционально ее крепости и долговечности. Как говорил один из сатириков: «Разлука, конечно, сближает. Но не с тем, с кем расстаешься».

Можно понять людей, уезжающих «на заработки» на весенне-летний сезон, работающих вахтовым методом. Намерения — самые благие: «детей кормить надо». Но жизнь есть жизнь, решаются на это не пожилые люди, а вполне трудоспособные. Так что риск в семью не вернуться, обзавестись другой, достаточно велик.

И, к глубокому сожалению, динамика разводов в пристоличных районах нашей области — тому подтверждение. В Кокшетау в сравнении с 2013 г. даже произошло уменьшение коэффициента разводимости, как, кстати и в Сандыктауском районе. В Буландынском, Бурабайском, Зерендинском районах этот показатель стабилен на протяжении последних шести — семи лет, а в районах, из сел которых ранним утром множество жителей уезжает на работу в Астану, возвращаясь поздним вечером (это в лучшем случае, а то и не каждую неделю), ситуация иная. В 2015 г. в сравнении с 2009 г. коэффициент разводимости вырос: в Аршалынском районе — с 1,44 до 2,74, Целиноградском — с 1,01 до 2,14, Шортандинском — 2,30 до 3,29. То есть люди здесь стали разводиться почти в два раза чаще. Вот такая оборотная сторона мобильности рабочих кадров.

Гипотеза вторая: на количество разводов влияют кризисные процессы в экономике. Кажется, логично. Кто-то теряет работу, кто-то — бизнес. Семья, привыкшая к определенному жизненному стандарту, не выдерживает испытаний, рушится.

Отрицать, что такие факты есть, никто не пытается. Но статистический анализ показывает, что в благополучные для страны годы растет количество заключаемых браков, в кризисные периоды — существенно снижается. А разводятся в периоды испытаний супруги реже. С одной стороны — это результат меньшего числа заключенных браков, с другой — способность наших людей переживать трудности вместе и быть опорой друг другу.

Это подтверждает и динамика разводов в нашей области. Коэффициент разводимости в 1995 г. — 2,5. 1999-2001 — ниже двух. Начиная с 2002 г., — времени быстрого экономического развития Казахстана, существенного подъема уровня жизни людей — постоянный рост количества разводов.

Гипотеза третья. Современная молодежь заключает скоропалительные браки, будучи неготовыми к серьезным отношениям.

Но опять же статистика, с которой спорить не стоит, подвергает сомнению бесспорность этой версии. В нашей области (акмолинцы, конечно, исключением не являются) средний возраст вступления в брак мужчин — 30 лет, женщин — 27 лет.

Средний возраст разводящихся: он — 37 лет, она — 35. Причем, начиная с 2010 г., наибольшее количество разводов приходится именно на людей этого возраста. Так что в брак не только вступают, но и разводятся люди достаточно зрелые.

Гипотеза четвертая. Снижается значимость факторов, которые социологи называют толерантными по отношению к семье.

В их числе, прежде всего, наличие детей. Ребенок достаточно часто выступает как «последний аргумент» в принятии решения супругов о разводе в пользу сохранения семьи.

Сегодня по Казахстану примерно 80% семей имеют одного-двух детей. Экономическое положение женщин (а именно: они являются инициаторами разводов в 80% случаев) таково, что боязнь «не прокормить» своего единственного ребенка все реже становится препятствием для развода.

Но ситуация довольно быстро изменяется. В сравнении с 2006 годом численность многодетных семей увеличилась на 20%. Более чем в два раза увеличилось количество многодетных матерей, награжденных подвесками «Алтын алқа» и «Күміс алқа».

Среди множества гипотез, авторы которых пытаются объяснить причины разводов, мы выбрали основные. Как видим, каждая из них находит лишь частичное подтверждение. Но так, наверное, и должно быть. Уж очень многое кроется за таким коротким словом «развод».

Но что объединяет все четыре рассмотренные нами гипотезы? В чем причина и повышения уровня мобильности, и изменения роли женщин, и снижения количества детей в семье?..

Даже самые убежденные материалисты, уверенные в том, что «бытие определяет сознание», наверное, согласятся с тем, что в данном случае причиной все-таки является сознание, а именно: изменившаяся система ценностей.

— «Надо пожить для себя», «Себя надо любить», «Что он (она) может мне дать?», — многими воспринимается сегодня, как норма.

Но время всегда, все и всех расставляет по своим местам. Ко многим прагматичным современникам придет понимание того, что семья — это не только «ячейка общества», но и наша «маленькая страна», где в трудные моменты мы всегда найдем убежище, защиту. Потому что в ней живут по законам, которые устанавливаем мы сами.

Нина МИТЧИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также