Идея образования на протяжении всей жизни, конечно, не нова. Об этом мы знаем еще из пословиц, которые, как известно, хранят народную мудрость. Русская, к примеру, гласит «Век живи, век учись», английская — «Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем», а китайская — «Не бойся, что не знаешь — бойся, что не учишься».
Темы образования взрослых «АП» касалась не однажды. Это направление, вошедшее в государственную программу развития образования РК на 2011-2020 годы, успешно реализуется в регионе с 2013 года. Как известно, инициатором внедрения идеи в области стал филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области». Появление центра образования и досуга для взрослых на базе института и стало своеобразной точкой отсчета. Сейчас такие центры действуют в 12 школах Кокшетау. Опыт, который твердо можно назвать не только передовым, но и едва ли не единственным в республике, поддержали и сельские школы. Знания становятся основой развития общества. — Необходимым средством социально-экономического прогресса в XXI веке является трансформация человечества в общество пожизненного обучения, — уверена заместитель директора филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области» Айсулу Акишева. Положение «от обучения на всю жизнь к обучению через всю жизнь» может служить лозунгом совокупной системы образования.
— Наработки действительно есть, ведь, по сути, подготовка к проекту велась с 2011 года, — рассказывает она. — Координационный совет центра возглавляет директор филиала Еркин Исимбаев, он же — генератор идей и акций проекта. В нашем центре занятия английского, казахского языков, компьютерной грамотности, арт-терапии посещают от 15 до 25 человек. Количество взрослых «учеников» меняется, но только в сторону увеличения. Такая активность, считаю, лучшее подтверждение востребованности проекта. Нередко сами наши участники, как правило, люди старшего возраста, пенсионеры предлагают идеи для «уроков», в зрелом возрасте открывая нереализованные способности, творческий потенциал, который раньше не проявлялся. Пример центра, как вы знаете, подхвачен педагогами-энтузиастами средних школ, которые предложили взрослым свои образовательные услуги. Если углубиться, то направление образования взрослых особенно актуально в современных условиях, причина тому — быстрое устаревание имеющихся навыков и необходимость приобретения совершенно новых. Конечно, его роль повысилась вместе с растущими требованиями к профессиональной компетентности специалистов, сделав образование на протяжении всей жизни условием их конкурентоспособности. Хотя многие из тех, кто приходит на занятия, пополняют знания и для личностной социализации, приобщаясь к языку, а через него к культуре, учатся креативно мыслить и, что немаловажно, общаться. Кроме того, все педагоги участвуют в проекте на добровольных началах, без финансовой поддержки, а потому среди них те, кому это действительно интересно. Среди активистов проекта — средние школы №№4,8,21 г. Кокшетау. Мы стараемся совершенствоваться всегда: участвуем в международных форумах и конкурсах, в рамках которых удалось изучить опыт России, Беларуси, Украины и других стран в этой сфере, приглашаем специалистов для обмена опытом. К примеру, на протяжении нескольких лет наш партнер — национальный координатор акции ЮНЕСКО «Неделя образования для взрослых», профессор, доктор экономических наук из г. Санкт-Петербурга Нина Литвинова. Наш институт влился в большую группу единомышленников в ближнем и дальнем зарубежье. Хочу отметить, что средняя школа имени С. Сейфуллина поселка Бурабай стала призером международного конкурса «Красивая школа» в 2013 и 2014 годах, также является победителем в республиканском конкурсе «Сотрудничество со взрослыми — залог успеха школы», представив обширную имиджевую площадку по созданию условий для неформального образования взрослых. Действительно, получить дополнительное образование можно не только ради карьеры, но и, что называется, для себя. Например, в последнее время большим спросом пользуются различные лингвопрограммы, предлагающие изучение не только английского, но и итальянского, французского, немецкого, японского, арабского языков. Немало поклонников у курсов, дающих прикладные навыки — основ парикмахерского искусства, флористики, кройки и шитья, массажа и так далее, популярны всевозможные кулинарные школы и мастер-классы. Пожилые люди, по словам педагогов, охотно получают новые знания, порой с большим рвением, чем другие. Кстати, они с удовольствием бы согласились на образовательные эксперименты за пределами центра. И это еще раз подтверждает известный постулат, что учиться не поздно никогда, главное — желание. Поэтому в центре образования и досуга для взрослых стараются разнообразить «расписание» историей музыки, стран, основ стихосложения, изобразительного искусства с учетом потребностей «учеников». Встречи, например, с поэтом Сырымом Рахимовым, художником Александром Трофимовым-Черным проходят, по их собственному признанию, как праздники души. Кайниза Кайредденова, узнав о занятиях, пришла сюда не сразу: «На пенсии стала больше присматривать за внуками, казалось, нет совсем времени для себя. Однажды дочь почти заставила меня пойти в центр. Очень понравились занятия. Кстати, теперь я и сама учу здесь женщин вязанию крючком, которым увлекалась еще в молодости. Собираемся все вместе, придумываем узоры, цвета, потом показываем друг другу свои изделия — салфетки, шали. У кого-то получается сразу, кому-то нужно время, но главное, что мы одновременно учимся и общаемся». Здесь 68-летняя Валентина Ермакова открыла для себя тягу к рисованию, говорит, что белая бумага и гуашь — целый мир в тех красках, которые ей хочется видеть. А вот Галина Миненко, переехав в Кокшетау из Петропавловска, не смогла устроиться на работу. «Прочитала в газете объявление о бесплатных занятиях и решила пойти, чтобы освоить получше компьютер, язык. А теперь с удовольствием хожу и к другим педагогам. Со многими в группе подружились, у нас общие интересы, темы для разговора», — говорит она.
«Планы у нас большие, — продолжает Айсулу Акишева. — Прежде всего планируем внедрить в рамках имеющегося проекта идею с условным названием «Обучающийся город» на основе сотрудничества, допустим, с ателье, пекарнями, кафе, салонами красоты. Конечно, это станет возможным, если навстречу пойдут их владельцы. Такая система безвозмездного обучения умениям и навыкам «на производстве» давносуспехом практикуется за границей, где о проблеме сохранения потенциала человека преклонных лет, передачи опыта не только говорят, но и предпринимают конкретные шаги. Ведь если человек не включается в процесс образования, который должен быть непрерывным, то оказывается на обочине жизни». Еще педагоги центра хотят предложить студентам вузов, учащимся колледжей попробовать себя в качестве преподавателей-волонтеров, получится неформальный диалог поколений, считают они. В разговоре проскользнуло: с финансовой подпиткой проект работал бы еще эффективнее…
Аэлита ТАЕВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.