«Панночка» не дает уснуть

134-6-2Рампа
Очередной, тридцать девятый сезон областной русский драматический театр начал со ставшей уже традиционной театральной гостиной, ведущая которой, актриса Елена Лукьянова на этот раз, как всегда душевно, рассказывала о летних юбилярах коллектива: Елене Москаиди, Галине Рогачевой, Нургуль Джунусовой, Людмиле Никитиной, Светлане Жариковой, Татьяне Холозинской, Галине Малицкой, Татьяне Яцук, Айнагуль Кали и Наиле Шафигуллине, который в нынешнем году отмечает 45 лет трудовой деятельности в сфере культуры. Виновники торжества, люди в основном не публичные, не из актерской среды, но без которых ни один спектакль состояться не может, смущенно принимали цветы и заслуженные аплодисменты от заполнивших фойе театралов.

Перед началом спектакля зрителей с новым сезоном поздравили директор театра Бейбит Бахтыгереев, заместитель руководителя облуправления культуры Гульмира Бекназарова и посол России в Казахстане Михаил Бочарников. Он отметил, что взаимоотношения двух стран развиваются и крепнут год от года, а духовная общность, культурные связи казахского и русского народов имеют вековые традиции.

И, наконец, свет в зале гаснет, занавес открывается, и начинается волшебство театрального перевоплощения. Нет, на этот раз, пожалуй, не волшебство, а колдовство — главный режиссер театра Ольга Луцива и актерская труппа открыли новый сезон постановкой мистической драмы Нины Садур «Панночка» по мотивам широко известной повести Н.В. Гоголя «Вий».

Следует сказать, что Ольга Луцива — режиссер разноплановый, не ищущий проторенных путей. Достаточно вспомнить спектакли «Курица» и «Ночные ведьмы», поставленные ею в прошлом сезоне. Совершенно уникален по своей стилистике и нынешний: это сплав театра ужасов, комедии и философской притчи.

Оставив только скелет фабулы гоголевской повести, Нина Садур вложила в диалоги на пирушках трех хуторских казаков и главного героя, философа Киевской бурсы Хомы Брута не только веселые и пугающие шутки, но и рассуждения о смысле жизни и существовании потустороннего мира, жажде знаний и вечного ожидания чудес, добре и зле и, конечно, о любви между мужчиной и женщиной. И пусть рассуждения эти временами были затянуты, но в замечательном исполнении Виктора Крылова (Явтух), Андрея Красноштанова (Спирид) и Станислава Тавгеня (Дорош) неоднократно в течение спектакля вызывали смех и заслуженные аплодисменты. Убедительна в своем стремлении стать счастливой, завести семью, детей была Надежда Слепцова, сыгравшая не старую еще бабенку Хвеську. У Елены Тавгень в роли панночки практически не было слов. Весь свой ведьминский нрав, мистические пакости после смерти и страстные порывы еще раз познать сладость человеческой любви с гарным парубком (именно так можно трактовать короткие моменты превращения жуткого мертвеца в юную красавицу), актрисе надлежало передать мимикой, пластикой, языком танца. И ей это неплохо удалось. Здесь сразу хочется отметить, как всегда, хорошую работу балетмейстера Елены Ранн. Удачно легло на происходящее на сцене музыкальное оформление Владимира Овчинникова.

Но самая большая нагрузка легла на плечи Андрея Владимирова, сыгравшего случайно попавшего на хутор Хому Брута. Намеренный поживиться бесплатной едой и горилкой за умные разговоры с простодушными казаками, молодой слушатель столичной бурсы попадает в мистическую передрягу, которая заканчивается его смертью. Но, в отличие от «Вия», в «Панночке» ее можно трактовать как добровольный выбор философа между обыденными буднями и завораживающим, леденящим душу миром прекрасной ведьмы. Именно в такой трактовке представили нам финал пьесы кокшетауские актеры. И все душевные перипетии трех последних безумных дней жизни Хомы вполне профессионально удалось передать зрителям исполнителю главной роли.

Еще до начала спектакля, перекинувшись словами с театральными завсегдатаями, я практически от каждого услышала вопрос: «Интересно, как на сцене покажут все эти гоголевские ужастики потустороннего мира?». После просмотра многие зрители признали, что для этого найдены удачные решения. Гроб по сцене не летал, не было и Вия с нелепыми веками, но посиневшая мертвая ведьма вдруг в одно мгновенье превращалась в розовощекую девушку, оживали скирды и т. д. (это надо смотреть!). Особых слов похвалы в данном случае заслуживают художник-постановщик Наталья Менщикова и мастер по свету Наиль Шафигуллин. Украсили спектакль и элементы эротики, правда неоднозначно встреченные частью зрителей.

Словом, новая постановка, на мой взгляд, удалась. Этакая мифическая притча, переплетенная с реальным показом уклада украинской деревни, философскими рассуждениями о мире людей. Посмотрел, приятно провел время и забыл. Только вот, не получается. Прошло уже несколько дней, а в душе до сих пор остался привкус легкой тоски и непознанности мироздания. Спасибо театру.

Валентина ТЕПЛЯКОВА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также