Модернизация пенсионной системы

132-2-2Соцзащита
Модернизация пенсионной системы в Казахстане связана, с одной стороны, с изменением макроэкономических условий за время ее существования; с другой — с предстоящими изменениями в системе пенсионного обеспечения, связанными со сворачиванием солидарной компоненты.
В связи с убыванием трудового стажа, накопленного на 1 января 1998 года, постепенно будут снижаться размеры солидарных пенсионных выплат. Это приведет к тому, что к 2030 году размер солидарных пенсий для вновь входящих в систему пенсионеров значительно снизится. Для того, чтобы не допустить понижения коэффициента замещения по системе, связанного со снижением удельного веса солидарного компонента в совокупной пенсии, проведение модернизации пенсионной системы стало необходимостью.

По поручению Главы государства реализован первый этап модернизации пенсионной системы Казахстана. Создан Единый накопительный пенсионный фонд, завершена работа по консолидации в нем пенсионных активов. При этом сохраняются обязательства государства по гарантии сохранности пенсионных накоплений.

В целях обеспечения увеличения пенсионных накоплений с 1 января 2014 года введены: а) субсидирование обязательных пенсионных взносов для женщин, находящихся в отпусках по уходу за ребенком до достижения им одного года; б) 5%-ные обязательные профессиональные пенсионные взносы (ОППВ) за счет средств работодателей в пользу работников, занятых во вредных (особо вредных) условиях труда; в) поэтапное повышение пенсионного возраста женщин. Повышение пенсионного возраста женщин будет осуществляться в период с 2018 по 2027 годы, в течение 10 лет по 6 месяцев ежегодно. При этом сохраняется возможность раннего выхода на пенсию женщин:

— в 45 лет — женщинам, проживавшим в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года, не менее 5 лет, в соответствии с ЗРК «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне»;

— в 53 года женщинам, родившим (усыновившим, удочерившим) 5 и более детей и воспитавшим их до восьмилетнего возраста;

— в 50 лет, при достаточности пенсионных накоплений при условии приобретения пенсионного аннуитета.

Несмотря на негативное влияние на экономику Казахстана глобальной финансово-экономической неустойчивости по поручению Главы государства, Правительство РК приступило к поэтапной модернизации пенсионной системы. 18 июня 2014 года Указом Президента РК утверждена Концепция дальнейшей модернизации пенсионной системы РК до 2030 года (Концепция), направленная на обеспечение адекватности пенсионных выплат. Для ее реализации 2 августа 2015 года Главой государства подписан Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам пенсионного обеспечения» (далее — Закон), предусматривающий усиление финансовой устойчивости пенсионной системы и допустимый в рамках финансово-экономических возможностей страны рост пенсионных выплат за счет определенных преобразований.

Одним из концептуальных нововведений является изменение порядка назначения базовой пенсии в зависимости от стажа участия в пенсионной системе, исключительно при достижении гражданами общеустановленного пенсионного возраста (63 — для мужчин, 58-63-для женщин).

Сегодня все пенсионеры, независимо от их трудового стажа, получают одинаковую базовую пенсию — 11 182 тенге. С 01.07.2017г. базовая пенсия будет назначаться в зависимости от трудового стажа и стажа участия в пенсионной системе. То есть чем дольше человек работает — тем больше у него пенсия, как накопительная, так и базовая, выплачиваемая за счет бюджетных средств.

При этом в стаж будет включаться стаж, выработанный в солидарной системе (трудовой стаж на 1 января 1998 года), а также периоды, за которые уплачивались 10%-ные пенсионные взносы (фактический стаж уплаты пенсионных BЗHOCOB C 01.01.1998г.). В случае, если у гражданина трудовой стаж составляет менее 10 лет или стаж вовсе отсутствует, то размер базовой пенсии будет равен 50% от величины прожиточного минимума. За каждый год сверх 10 лет размер базовой пенсии будет увеличиваться на 2% и при 35-ти и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.

Для реализации данной нормы, состоявшимся пенсионерам будет произведен перерасчет базовой пенсии на основании сведений, имеющихся в пенсионном деле. Ожидается, что в результате средний размер базовой пенсии увеличится в 1,7 раза или 87% от прожиточного минимума.

Главным концептуальным изменением второго этапа модернизации пенсионной системы Республики Казахстан является дополнение действующей накопительной системы новой условно-накопительной компонентой, формируемой за счет взносов работодателей в размере 5% от доходов работников, с 1 января 2018 года. Ее участниками будут являться работники, в пользу которых работодатель за счет собственных средств будет перечислять 5%-ные обязательные пенсионные взносы работодателей (ОПВР) от размера дохода работника, принятого для исчисления ОПВР Взносы работодателей будут поступать в Единый накопительный пенсионный фонд (ЕНПФ), который будет вести учет и администрирование обязательных пенсионных взносов работодателя. Управление пенсионными активами, сформированными за счет ОПВР,   будет осуществлять   Национальный Банк Республики Казахстан. Для каждого участника системы в ЕНПФ будет открыт условный пенсионный счет, на котором формируются условные пенсионные обязательства.

Право на пенсионные выплаты за счет ОПВР будут иметь лица, достигшие пенсионного возраста, а также инвалиды I и II групп (инвалидность которых установлена бессрочно), при обязательном стаже участия не менее 5 лет (60 месяцев). Размер пенсии из условно-накопительной компоненты будет определяться исходя из пенсионных обязательств, сформированных на условном пенсионном счету и ожидаемой продолжительности жизни. Максимальный размер пенсионных выплат устанавливается в размере двухкратной величины от прожиточного минимума. Пенсии из условно-пенсионной компоненты будут ежегодно индексироваться в зависимости от финансовых показателей системы и результатов инвестиционной деятельности ЕНПФ. Важно отметить, что эти выплаты будут осуществляться пожизненно, независимо от того, сколько лет человек после выхода на пенсию проживет.

В отличие от накопительной пенсионной системы, при которой на индивидуальных пенсионных счетах накапливаются фактические деньги, в условно-накопительной компоненте на условных счетах фиксируются условные пенсионные обязательства. Учитывая, что взносы осуществляются за счет средств работодателя, на них не будет распространено право собственности работников и их наследование. На условно-накопительную компоненту не будет распространяться и государственная гарантия по сохранности взносов с учетом уровня инфляции.

Необходимо отметить, что действующие нормы по наследованию и гарантии сохранности пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов, сохраняются.

Вместе с тем для поддержания института материнства и детства на обязательном уровне пенсионной системы наряду с субсидированием 10%-ных обязательных пенсионных взносов женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года, будут субсидироваться 5%-ные обязательные пенсионные взносы работодателя в период ухода за детьми до года, что позволит увеличить пенсии из условно-накопительного компонента.

В результате предлагаемых преобразований пенсионное обеспечение граждан будет состоять из следующих частей:

1) выплаты за счет государственного бюджета:

— базовой пенсионной выплаты, назначаемой в зависимости от стажа участия в пенсионной системе;

— солидарной пенсии (с учетом трудового стажа на 01.01.1998г);

2) пенсионных выплат из ЕНПФ за счет:

— индивидуальных 10% пенсионных взносов работника;

— дополнительных 5% пенсионных взносов работодателя;

3) добровольных пенсионных накоплений.

На сегодняшний день основной проблемой в пенсионном обеспечении сотрудников силовых структур являются различия в размерах пенсий, вышедших на пенсию за выслугу лет в разные годы при равных условиях. Для ее решения с 1 января 2016 года будет осуществлен перевод всех сотрудников силовых структур на полное государственное пенсионное обеспечение, что позволит обеспечить соответствие международным стандартам пенсионного обеспечения военных и повысить социальные гарантии военнослужащих.

При переводе сотрудников силовых структур с 1 января 2016 года на полное государственное пенсионное обеспечение будет сохранен действующий порядок исчисления размера пенсионных выплат: размер пенсии устанавливается из расчета 50% от денежного содержания (ДС) на день увольнения, при этом за каждый год выслуги лет свыше 25 лет размер пенсии увеличивается на 2%, за каждый год трудового стажа — на 1 % от ДС, но не более 109 МРП, установленного законом о республиканском бюджете.

При этом будут отменены норма по перечислению 20% ОПВ, а также назначение базовой пенсии, финансируемой из средств республиканского бюджета; произведен одновременный возврат 50% сумм ОПВ, перечисленных до 01.01.2016 года за счет бюджетных средств; произведен разовый перерасчет пенсии состоявшихся пенсионеров и получающих пенсии в неполном объеме с учетом доведения их до полного размера, приняв к зачету выслугу лет и трудовой стаж на день увольнения со службы, имеющиеся в пенсионном деле.

Виталий ГОРОДЕЦКИЙ, директор облфилиала ГЦВП.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также