Задел на будущее

122-3-1Машиностроение
Степногорский подшипниковый завод, переименованный в этом году в АО «ЕПК Степногорск» на слуху у акмолинцев. С этим предприятием сегодня связаны судьбы почти двух тысяч человек, и, конечно же, их благополучие напрямую зависит от состояния дел на производстве. О том, чем сегодня занят завод, и на что нацелен, — разговор с генеральным директором АО «ЕПК Степногорск» Анатолием Томиловым.

Все силына освоение нового

В ситуации значительного снижения заказов на железнодорожные подшипники степногорского производства АО «ЕПК Степногорск» уже более года занимается освоением большой номенклатуры новых для предприятия подшипников, переданных в Степногорск из Москвы и Саратова. По словам его руководителя Анатолия Томилова, в освоение новых типов подшипников погрузились с головой.

Новое дело стало поводом для грандиозной перестройки на заводе: модернизации оборудования, совершенствовании технологии, организации штатной структуры производственных цехов и, наконец, в сознании работников.

Как заявил генеральный директор, на заводе сразу же взялись, засучив рукава, за самое сложное — освоение крупногабаритных деталей подшипников, при этом с азов постигалась специфика их производства, попутно совершенствовавшаяся с учетом опыта заводчан и стремления все сделать наилучшим образом. Важно, что самые сложные типы подшипников заводчане уже освоили.

Условия диктует жизнь

Легко сказать — освоили. За этим стоит огромная организационная и подготовительная работа, которая зачастую осуществлялась в авральных условиях, когда времени на раскачку не было. К апрелю с потребительского рынка исчезли китайские сферические подшипники, перестал быть заметным игроком на этом поле и Минский подшипниковый завод — а это основные производители сферических подшипников для СНГ. При этом спрос на них существенно возрос. И, став не по своей воле монополистом в этом направлении, подшипниковый завод в Степногорске был поставлен в условия, когда надо производить вместо прежних двух тысяч сферических подшипников десять тысяч ежемесячно. Хорошо это? Конечно! Но такое счастье заводу привалило, когда он сосредоточился на освоении новых типов подшипников.

— Мы думали, — говорит Анатолий Томилов, — что в увеличении производства сферических подшипников не будет проблемы — организуем работу в четыре смены и выйдем на требуемые объемы. Но начали для этих целей набирать людей, а их нет. Молодежь не так, как старшее поколение, отзывчива на трудовые подвиги, для нее зачастую важнее «легкие» деньги. В такой ситуации ставку сделали на проверенных временем и закаленных испытаниями заводчан: собрали людей по цехам, оставив там необходимый минимум, и отправили на сферическое производство. И они, пришедшие из других подразделений, вытягивали требуемые объемы, сделали, казалось, невозможное. К августу вышли на пятикратное увеличение роста сферических подшипников.

У завода годовая программа — 11 500 сферических подшипников до 360 мм. При производстве крупногабаритных деталей изделий московской номенклатуры часть технологических операций выполняется на станках с ЧПУ, так как заводские токарные станки рассчитаны на обработку деталей лишь до 320 мм. Вместе подумали — и в итоге изготовили патрон на заводской станок для обработки деталей диаметром до 360 мм в автоматическом режиме, поставив их на поток с механизированной загрузкой-выгрузкой. Кстати сказать, все крупные подшипники на заводе поднимаются и ставятся с помощью гидравлических подъемников.

Новый пример изобретательности — в литейно-механическом цехе. Привезли из Москвы прессы — высокие и тихоходные. Что с ними только ни делали — все без толку. В итоге взяли свои, наработанные, у которых, правда, нужной высоты не хватало, модернизировали их, запустили в автоматическом режиме и обеспечили двойное увеличение скорости по сравнению с привезенными. На днях модернизированный пресс запустили в работу. И еще вместо перекрестного шлифования колец сферических подшипников, на которое уходило полчаса, перешли на обработку деталей методом твердого точения и сократили операцию до пяти минут. Чтобы не было неразберихи с планированием, по предложению генерального директора, выстроили три технологические цепочки — для подшипников легкой серии (до 220 мм), средней (до 320 мм) и тяжелой серии — с полным парком оборудования для обработки наружного и внутреннего кольца.

Подытоживая разговор об освоении новых типов подшипников, на что в этом году были направлены основные силы заводчан, Анатолий Томилов сказал: «По большому счету, в октябре все сложные позиции мы освоим. У нас остались неосвоенными подшипники с витым роликом. Это специальный подшипник, который нужен, к примеру, нефтяникам. И его мы тоже будем делать».

Задел 2015 года даст АО «ЕПК Степногорск» возможность уже в следующем году перейти к стабильному серийному производству подшипников московской номенклатуры, что примерно на четверть увеличит объемы производства на предприятии.

Вагонные подшипники, попрежнему, — основа производства

Были у предприятия славные времена, когда производство железнодорожных подшипников доходило до двух миллионов в год. Потом рады были уже и тому, что выходили на полтора миллиона, миллион. А теперь уже, как добрая весть воспринимаются слова о стабилизации ситуации в этом направлении: с начала года завод ежемесячно производит в среднем 32 — 34 тысячи железнодорожных подшипников. Ожидать значительного роста в этом направлении не приходится. РЖД переходит на новые «рельсы», где нет места традиционным железнодорожным подшипникам.

Но и списывать их со счетов — рано. Степногорский подшипниковый завод и здесь стал монополистом в СНГ. В АО «ЕПК Саратов» вагонные подшипники больше не выпускаются — их производство передано в Степногорск. Завод в Вологде закрылся, Харьковский завод не работает.

По прогнозам Анатолия Томилова, АО «ЕПК Степногорск» будет монополистом в производстве вагонных подшипников в СНГ на ближайшие 5-7 лет. И при самом удачном стечении обстоятельств завод будет выпускать в месяц до 80 тысяч подшипников, при том что еще недавно производил в два раза больше. Но производство железнодорожных подшипников, по-прежнему, остается основным на предприятии.

По предварительным прогнозам, АО «ЕПК Степногорск» закончит год выпуском 557 тысяч подшипников. В планах 2016 года — 667 тысяч.

Важнейшая задачасохранение коллектива

Сегодня на заводе трудятся 1879 человек. Более того, АО «ЕПК Степногорск» осуществляет набор наладчиков и шлифовщиц, трудовая деятельность которых на заводе традиционно начнется с профессионального обучения.

Анатолий Томилов не видит оснований для пессимистических настроений и, в ответ на рождающиеся в электричках слухи о возможном простое предприятия, говорит: «Никаких простоев не будет. У нас работы невпроворот. Не только до конца года, но и на следующий год. Можем смело сказать, что объемы производства следующего года будут, как минимум, на уровне этого». Даже при самом пессимистичном прогнозе они вырастут на 4 процента. А при оптимистичном, к которому больше склоняется руководство АО «ЕПК Степногорск», увеличатся на 24 процента по сравнению с 2015 годом.

122-3-2

Главный подарок ко Дню прошедшего профессионального праздника заводчане сделали себе сами: они успешно выполнили большую программу освоения новых типов подшипников, то есть обеспечили хороший задел на будущее. При этом не подвели с выполнением производственного плана, оставаясь главным и надежным, а теперь и единственным поставщиком вагонных, индустриальных и сферических подшипников для потребителей СНГ.

На базе АО «ЕПК Степногорск» в этом году прошел техсовет УК ЕПК с участием директоров и главных инженеров всех заводов компании. Местом встречи Степногорск выбрали неслучайно — завод был представлен как передовая производственная площадка ЕПК, где другим предприятиям многому можно поучиться.

Виктор МОЛОДОВСКИЙ.

г. Степногорск.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также