Проект закона
На заседании совета областного филиала РОО «Казахстанский союз юристов» шла речь о проекте Закона РК «О противодействии коррупции», прошедшем первое чтение в Мажилисе Парламента РК. И о проблемных вопросах судебно-следственной практики по лжепредпринимательству.
— Каждое выработанное нами предложение мы незамедлительно направим для рассмотрения председателю Казахстанского союза юристов Рахмету Мукашеву. Именно он возглавляет сегодня Комитет по законодательству и судебно-правовой реформе нижней палаты Парламента, — подчеркнул, открывая заседание совета, председатель областного филиала Союза юристов Казахстана, руководитель областного департамента юстиции Анатолий Дермановский.
Руководитель департамента по делам госслужбы и противодействия коррупции Нуржан Исаков, анализируя обсуждаемый законопроект, остановился на новеллах, принципиально отличающих его от действующего ныне Закона РК «О борьбе с коррупцией». Более подробно о них рассказал его заместитель Куаныш Жапаков.
К числу объектов коррупции теперь причислены и неимущественные блага, внесено положение о том, что коррупционные действия могут совершаться не только в личных интересах, но и в интересах третьих лиц. Расширяется круг лиц, которые будут обязаны декларировать свое имущество. В их число попадают не только люди, занимающие политические должности, но и их супруги, лица, занимающие административные и государственные должности корпуса «А», депутаты Парламента и маслихатов, судьи, акимы городов районного значения, сельских округов, поселков, сел, члены выборных органов местного самоуправления. Учтен опыт Китая, Японии, где декларируются не только доходы, но и расходы.
Значительно расширены антикоррупционные ограничения. Они включают в себя запрет для некоторых категорий ответственных работников на право иметь движимое и недвижимое имущество за пределами страны, на право выделения земельных участков родственникам. Должностные лица будут не вправе принимать какие-либо решения, затрагивающие интересы и служебную деятельность супругов, использовать в личных целях служебную информацию, не подлежащую распространению…
Очень важно, что в понятийном аппарате законопроекта расширен состав субъектов коррупции. Наряду с лицами, уполномоченными осуществлять государственные функции, к ним отнесены и работники квазигосударственного сектора, физические и юридические лица.
— Адвокаты не согласны с тем, что попадают в их число. Ни в одной стране мира мои коллеги не относятся к числу должностных лиц. Мы вносим предложение об изменении этого положения законопроекта, — выразила мнение адвокатского сообщества заместитель председателя областной коллегии адвокатов Жамал Джапарова.
Председатель областного суда Нургазы Абдиканов аргументировал необходимость уточнения ряда положений обсуждаемого документа. В некоторых его статьях используются формулировки «за исключением случаев, предусмотренных законодательством РК». Он обратил внимание и на то, что запрет на участие в госзакупках для лиц, осужденных ранее за коррупционные правонарушения, может вступать в противоречие с закрепленным в Конституции РК правом на свободный выбор рода деятельности и профессии: «Человек понес назначенное судом наказание, государственная служба для него исключена. Не участвуя в процедуре госзакупок, бизнесом заниматься он вряд ли сможет. За счет чего ему жить дальше?».
Проблемные вопросы судебно-следственной практики по лжепредпринимательству обозначил в своем выступлении руководитель управления по противодействию теневой экономике департамента госдоходов Ко-ные Жумагулов. Он подчеркивал, что фирмы, изначально создаваемые с целью обналичивания денежных средств, получения денежных субсидий от государства, кредитов на льготных условиях, являются основой теневой экономики, питательной средой для коррупции. Именно в этой сфере процветают так называемые «откаты», хищения бюджетных средств, предназначенных для различных социальных проектов.
Рост лжепредпринимательства характерен для страны в целом, чему, по мнению руководителя областного департамента государственных доходов Ерлана Хасенова, в немалой степени способствует существующий мораторий на проверки субъектов малого и среднего бизнеса. Если в прошлом году в Казахстане было выявлено 529 таких преступлений, то за восемь месяцев текущего года — уже 1506. В нашей области: в 2014 году — 21, за восемь месяцев 2015 — 28. Окончательную сумму ущерба установит суд, но по предварительным данным следственных органов он может достичь 5 млрд тенге. И это только по нашей области.
Недостаточно отработанный в техническом плане механизм регистрации и перерегистрации хозяйствующих субъектов в режиме онлайн сегодня иногда позволяет зарегистрировать фирму людям, лишенным такого права решением суда или без справки из медицинского учреждения. Бывают случаи, что ИП оформляют на умерших родственников. Нужно активизировать работу по созданию и совершенствованию единой информационной базы данных, в которой были бы представлены все необходимые сведения в полном объеме. Такая работа необходима и для более оперативного выявления фактов лжепредпринимательства.
Участники заседания согласились с предложением о необходимости создания межведомственной рабочей группы по противодействию лжепредпринимательству из числа работников прокуратуры, департаментов госдоходов, внутренних дел, КНБ и других заинтересованных органов.
Нина МИТЧИНОВА.