Сегодня о потенциале Основного Закона страны мы беседуем с секретарем ЦК Коммунистической Народной партии Казахстана, кандидатом на пост Президента страны на выборах 2015 года Тургуном Сыздыковым.
— Тургун Искакович, у каждого гражданина Казахстана есть конституционное право не только избирать, но и быть избранным в государственные органы и органы местного самоуправления, выдвигать свою кандидатуру в качестве кандидата на пост Президента страны. Но, как видим, пользуются этим правом единицы. Как Вы приняли столь серьезное и ответственное решение? И не встретили ли препятствий при его реализации?
— Когда международные наблюдатели анализировали ход прошедшей избирательной кампании, ее итоги, то в отношении меня было сделано единственное замечание: они сочли, что на встречах с избирателями я излишне много и тепло говорил о действующем Президенте страны, конкурентом которого я стал, получив регистрацию в качестве кандидата. Говорю об этом, чтобы подчеркнуть — зная о том, каким колоссальным авторитетом пользуется Нурсултан Абишевич, я свои шансы оценивал реально. Принимая решение, хотел создать прецедент, как-то подтолкнуть людей более активно реализовывать свои конституционные права, ведь даже такое фундаментальное право как «избирать и быть избранным» мы используем далеко не в полной мере. Хотелось и хочется помочь многим нашим согражданам избавиться от прежних комплексов — «от меня ничего не зависит», «как бы чего не вышло», «как на это посмотрят»…
Вторая причина заключается в том, что я был и остаюсь коммунистом, убежден в правоте истинного марксизма-ленинизма. КНПК прошла непростой путь своего становления, пересмотра стиля работы в условиях рыночной экономики. За короткое время мы сумели стать одной из парламентских партий. И в период избирательной кампании я имел широчайшие возможности пропагандировать идеи партии, способствовать тому, чтобы она стала более узнаваемой среди казахстанцев.
Что касается второй части вопроса, то определенно могу сказать: препятствий не было. Со стороны республиканской избирательной комиссии — корректное, доброжелательное отношение, помощь в правильном оформлении необходимых документов.
Лингвистическая комиссия по установлению свободного владения кандидатами в Президенты РК государственным языком была, как говорится, строга, но справедлива. Конечно, я волновался и когда сказал, что мне довольно сложно, я учился и вырос среди русских, то ее председатель Мырзатай Жолдасбеков сказал: «Довольно ссылаться на это. После того, как казахский язык получил статус государственного, прошло более 20-ти лет». И он абсолютно прав. Моя любовь к родному языку, мои усилия, старания овладеть всем его богатством, не ограничиваться только бытовым уровнем, увенчались успехом. Все этапы экзамена я прошел успешно.
Не было проблем с помещениями для выступлений, тем более с аудиторией. Не столкнулись с какими-либо искусственно созданными препятствиями ни члены моего предвыборного штаба, ни наблюдатели за ходом избирательной кампании от КНПК.
То есть мои конституционные права, как гражданина и как кандидата на высший пост в стране, соблюдались неукоснительно.
— Сердцевиной Вашей предвыборной программы стало неприятие нынешней глобальной экономики, построенной, по Вашему мнению, на диктате финансового капитала, общества потребления и стандартизации жизни? Защищает ли Конституция наши традиционные ценности?
— Несомненно. Посмотрите, какое место в Основном Законе страны отведено семье, охране материнства и детства, защите человеческого достоинства, праву на пользование родным языком и культурой. А исконная культура казахов, русских, да и практически всех этносов, живущих в Казахстане, ведь она же, по сути, коллективистская. В ней огромную роль играют именно родственные, общинные связи, взаимопомощь, чувство локтя. Идеология индивидуализма привносится извне, она чужда нашему национальному менталитету. При всем уважении к цивилизационным достижениям западных стран, все очевиднее становится, что они вплотную подошли к пику своего развития. И одна из причин этого, на мой взгляд, как раз и заключается в утрате традиционных, общечеловеческих ценностей.
Я вовсе не хочу сказать, что нам не нужно меняться. Рыночная экономика, открытость границ не могут не сыграть своей роли. К новым веяниям нужно адаптироваться. Но ведь можно и нужно наши исконные ценности сохранить, они современным реалиям отнюдь не противоречат. Мы строим «умную», «зеленую» экономику, убежден, что успешной может быть только экономика нравственная.
— На Ваш взгляд, в какой степени Конституция РК и вытекающие из нее законы обеспечивают политическое многообразие в стране?
— Законодательное регулирование создания и функционирования общественных организаций, к каковым относятся и политические партии, у нас соответствуют мировым стандартам. Другое дело, насколько эффективна деятельность тысяч общественных объединений и политических партий, существующих сегодня. Вспомните, в первые годы независимости самым активным сторонником создания политических партий был Нурсултан Назарбаев. Процесс партийного строительства во многом начинался «сверху», не все партии в силу разных причин оказались жизнеспособны, не все действующие сегодня достаточно сильны. Наверное, это неизбежно. Построение гражданского общества — это процесс, его каким-то указом в одночасье не создашь. Люди сами должны объединяться, чтобы защищать свои интересы, решать вопросы и расширять сферу своего влияния.
— Есть такое понятие — конституционная культура граждан. Оно включает в себя их мнения, чувства и устремления. Как бы Вы определили уровень нашей казахстанской конституционной культуры?
— Наверное, правильно будет сказать, что политическая, правовая культура, а значит и конституционная, еще только формируется. Колоссальный потенциал Основного Закона во многом именно в силу недостаточной их развитости не реализуется в полной мере. Если бы мы при таком качестве нашей Конституции и законов имели бы талант жить по ним, то наше общество продвинулось бы значительно дальше. Для этого нужна серьезная ломка нашего прежнего менталитета. Долгое время мы жили в условиях, когда закон и реальная жизнь шли параллельными путями. Высшим законом являлось мнение руководителя, даже если оно противоречило законодательству. Это было тогда, во многих случаях продолжает оставаться сегодня. Важнейшая задача общества и государства — создать такие условия, чтобы каждый человек знал, что у нас верховенство закона. Нам надо перейти всем от глубокого уважения своих непосредственных начальников к уважению закона и к самоуважению, знать и уметь в рамках правового поля защищать свои права и одновременно нести ответственность за личные действия. То есть, по большому счету, жить по Конституции.
Беседовала Нина МИТЧИНОВА.