«Пусть произрастают ее ветви!»

098-5-5К 180-летию Ш. Уалиханова: Накануне выставки
Как в человеке взлелеять высокие духовные ценности, любовь к своему народу, уважение к другим? В истории есть тому блестящие примеры. У великого нашего земляка, выдающегося казахского ученого и просветителя Шокана Уалиханова, чье 180-летие мы отмечаем в этом году, струны его души настроила его любимая бабушка Айганым.
«Надолго запомнились Шокану увлекательные рассказы бабушки Айганым, знание ею народной мудрости, лучших народных традиций и обычаев», — читаем мы с детства в хрестоматийном сборнике казахской литературы. Юный Шокан был влюблен в ее дом в Сырымбете, стоящий у подножия невысокой горы, рядом с рощей, неподалеку от озера. Здесь бабушка Айганым рассказывала о его легендарном деде Абылай-хане, пела песни. Здесь было столько удивительных старинных вещей…

Ханша Айганым, никому не доверяя, сама занималась воспитанием своих детей и внуков. Последняя султанша и в то же время одна из первых влиятельнейших женщин своего времени, Айганым, хорошо понимая значение образования, отправила сына, отца Шокана, а потом и его самого учиться в Россию. Потомок хана Среднего жуза Абылая, отец Шокана служил старшим султаном, имел чин полковника и был одним из влиятельных и образованных для своего времени людей. Сам Шокан в аульной школе научился читать и писать по-арабски, затем учился в одном из лучших учебных заведений Сибири — Омском кадетском корпусе, который называли «рассадником просвещения и патриотизма». Еще в корпусе у Уалиханова появляется интерес к изучению родной страны, уже тогда он записывал произведения казахского фольклора, изучал историческую топографию некоторых районов Степи, делал чертежи и зарисовки архитектурных памятников. Григорий Потанин вспоминает: «Мечта уносила Валиханова в загадочную даль к подошвам Тянь-Шаня, в Тибет. Он еще со школьной скамьи готовился к роли путешественника, перечитывал массу книг, преподаватели Корпуса смотрели на него, как на будущего исследователя и может быть ученого».

Бабушка сызмальства учила своего внука языкам. Из ее уст он знал все народные легенды, предания, дастаны, и в дальнейшем именно влияние и воспитание бабушки сыграли большую роль в становлении и формировании мировоззрения Шокана Валиханова как крупного ученого.

Так описывают ее историки: умная, дальновидная, именно она побудила в сыновьях и внуках живой интерес к литературе Востока и историческому прошлому своего народа. Айганым-аже принадлежит особое место в казахской истории. Бразды правления в династии Уали-хана после его смерти перешли в руки его вдовы Айганым. Она была передовой женщиной своего времени.

Что мы знаем о ней лично? Кто она, в какой семье выросла столь неординарная степнячка? Как гласят источники, Айганым была дочерью Саргалдака, сына Малим хаджи из Есиля,   имевшего блестящее   мусульманское образование и воспитание, ставшего одним из известных биев, человеком глубокой культуры. Еще при жизни народ признал его святым прорицателем. Именно его шестнадцатилетняя дочь Айганым вызвала трепет сердца Уали-хана, когда он приехал однажды посоветоваться с Саргалдаком по поводу возникшего спорного вопроса. «Высокая, с тонким станом и светлой кожей цвета яичного белка. Прекрасные волосы юной красавицы были заплетены в десятки кос, и когда девушка выпрямлялась, косы, закрывали шею и грудь, сливаясь в одну волнистую шаль. Дочь Саргалдака от второй жены — узбечки была образованна по-мусульмански и, что поражало, отмечена вещим знаком, коим считалось круглое родимое пятно». На предложение хана она ответила: «Если Уали желает видеть меня своей женой — пусть переведут ханскую ставку ближе к Есилю, к подножию горы Сырымбет. И, как пишет Сабит Муканов в своем романе «Промелькнувший метеор», хан принял условия юной невесты. Айганым была младше мужа на 43 года. Благодаря отцу с детства освоила арабский, персидский и шагатайский языки, знала восточную историю и философию — в общем, была одной из самых образованных в то время казашек. Вокруг красивой девушки вертелось много молодых, стройных джигитов, но умной, серьезной Айганым нужна была и духовная близость, и возможность интеллектуального общения. Она писала стихи, занималась переводами книг. А тут приезжает умудренный жизнью мужчина, великолепный собеседник и рассказчик, обладающий незаурядной харизмой. Айганым, конечно, польстило ухаживание могущественного хана… Великий той был на всю степь. Они прожили в любви и согласии всего десять лет, но и за этот короткий срок Айганым подарила хану Уали семерых сыновей.

Она возлагала большие надежды на своего сына Шингиза как на продолжателя дела отца. Он получил блестящее образование, дворянский титул, построил на собственные средства школу для детей-казахов, а первую такую школу возвела у себя в Сырымбете его мать Айганым. Своей деятельностью на ниве просвещения и науки старший султан Аман-Карагайского округа подготавливал деятельность своего сына — будущего большого просветителя и ученого. Он кроме основных служебных обязанностей имел поручение собирать пословицы, легенды, песни казахов, отыскивать в окрестностях исторические памятники с надписями и помечать связанные с ними предания. Он подготовил множество предметов казахского быта для международного конгресса специалистов по культуре и языкам восточных народов, который проходил в российской столице.

Красивейшие места нынешнего северного Казахстана принадлежали Айганым. Судя по описаниям тех времен (об этом подробно писали военный писатель А. Гейне, Г. Потанин), внутреннее убранство, богатое оформление, образцовое содержание, чистота и порядок, доброжелательность хозяйки привлекали певцов, музыкантов, поэтов. Здесь были Биржан-сал, Акан-серэ, много приезжих по различным делам из Петербурга и других мест России. Это были и сослуживцы Шокана, ученые различных направлений науки, которые интересовались бытом и фольклором казахского народа. Это практически все знаменитости того периода: П. Семенов-Тянь-Шанский, Ф. Усов, Н. Ядринцев, А. Сотников и другие. Безусловно, это заслуга Айганым. Об этом много написано в различных исторических документах. Потом, когда ей станет трудно, они все придут ей на помощь.

Академик А. Маргупан считал, что число ее писем, документов, содержащих различные сведения, превышает не одну сотню. Царь Александр был поражен эрудицией, вкусом и безупречными манерами степной ханши. К тому же она была тонким человеком, светской красавицей . Их встреча состоялась на балу в Санкт-Петербурге, куда Айганым была приглашена. Как описывают очевидцы, весь вечер внимание царской особы было приковано к ней. Он повелевает помочь ей в строительстве усадьбы, ей выделяются средства на строительные работы, а самой Айганым правительство назначает пенсию. Весьма эрудированная, с блестящими талантами и дарованиями как дипломата, так и степного правителя, после смерти мужа ханша Айганым была практической правительницей в Среднем жузе. Сам Александр Первый подписал указ о строительстве для ханши дома, мечети и медресе. Айганым стремилась к укреплению дружеских отношений между казахами и русскими, из ее ставки — Сырымбета — шла активная переписка с русским императором. Все родовые споры обширной своей вотчины разрешала сама. Русский царь считался с ее мнением. Она помогала русским ученым и инженерам, занимавшимся исследованиями в Казахской степи. В это время генерал-губернатором Западной Сибири был Михаил Сперанский. Он издал Устав, по которому «каждому казаху, который пожелает производить хлебопашество или иметь другие хозяйственные заведения, отводить для сего по 15 десятин на душу». Айганым, воспользовавшись этим правом, потребовала от омского областного начальника: «Велеть снабдить для посевов хлеба разными семенами и земледельческими орудиями, определив к нам для обучения киргизкайсаков хлебопашеству трех служилых татар, не зависящих от податного состояния, построить одну мукомольную мельницу».

098-5-6

Эти и другие документы, рассказывающие о семье Уалихановых, широко представлены в готовящейся юбилейной выставке областного историко-краеведческого музея. Они подтверждают сколь неординарной была личность женщины, повлиявшей на формирование лучших умов Степи. Красивейшие места Сырымбета — родового имения отца, о котором сложено много сказаний и песен, овеянные историческими легендами, запечатлены в детских рисунках Шокана. Здесь устраивались музыкально-поэтические состязания акынов, которые любил посещать Шокан. И сейчас в селе Сырымбет действует историко-этнографический музей, в нем хранятся свыше 65000 экспонатов, восстановлена усадьба Айганым.

Восемнадцатилетним приехал Шокан осенью 1853 года в этот дом к умирающей на семидесятом году любимой бабушке, помогшей ему многое понять о себе, своих предках и своем народе. Ему же самому предстояло прожить еще всего двенадцать лет, отведенных Всевышним. Впереди ждала громкая известность. Ханша в последний раз осеняет его своим бата-благословением.

— Пусть произрастают ее ветви! — раздавалось вокруг.

Чингизид и аблаид Шокан Уалиханов взошел наверх и заблистал «звездою» просвещения и науки. Он стал первым ученым, открывшим для науки Кашгарию. Научный подвиг Уалиханова в свое время стал центром внимания ученого мира России, да и не только ее. Труды Уалиханова об этом крае печатались и в Лондоне, и в Берлине.Таково было широкое признание мировой общественностью научной деятельности первого казахского ученого Ш. Уалиханова. Любовь к родной земле, глубокая связь с народом делали Уалиханова великим казахским провидцем, позволяли ему заглянуть далеко вперед. Вся его деятельность пропитана страстным желанием просветить родной народ, приобщить его к сознательному определению своей судьбы, развитию национальной культуры. Уалихановские традиции были поддержаны всем ходом общественного развития.

Исторические документы читала Александра МЯКОТА.

Ханша Айганым.

Восстановленная усадьба Айганым.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также