О слабых звеньях и надежных партнерах

В областном акимате

О резервах роста, по большому счету, шел вчера разговор на расширенном заседании акимата области под председательством главы региона Сергея Кулагина. Об итогах развития области за 5 месяцев докладывали заместители акима Даурен Адильбеков и Дулат Нурмолдин. Ерлан Хасенов, руководитель департамента госдоходов — о вопросах налогового администрирования.

Начнем с последнего выступления, поскольку оно не то что бы осветило «темные углы», о многочисленных способах уклонений от налогов говорили и еще будут говорить. Но здесь наглядно, на конкретных примерах продемонстрировано, где, образно говоря, зарыты возможные бюджетные деньги, которых так сегодня не хватает. Говоря о сельском хозяйстве, Ерлан Хасенов назвал ряд причин, по которым от отрасли недостает налогов. Одна из них кроется в том, что некоторые сельхозпредприятия, входящие в состав агрокорпораций, используют различные схемы сокрытия доходов. Для подобных утверждений основанием служит сравнительный анализ целого ряда сельхозпредприятий, находящихся в одинаковых условиях, имеющих равные земельные участки, но одни входят в состав объединений, другие являются самостоятельными субъектами. К примеру, в Ерейментауском районе, ТОО «Алиби Павловка» входит в состав агрообъединения ТОО «Алиби Агро», площадь пашни составляет 15,9 тыс. га, КНН (коэффициент налоговой нагрузки, который определяется как соотношение уплаченных налогов к обороту денежных средств) на один га пашни — 87 тенге, численность работников — 38. И в этом же районе агрофирма ТОО «Новомарковка», работает самостоятельно, площадь пашни — 15,8 тыс. га, КНН на 1 га пашни — 537 тенге. Численность работников — 102. Разница по налоговой нагрузке составляет аж 450 тенге. А вот еще пара похожих, но похоже (простите за каламбур) совсем неслучайных примеров. (См. слайд № 11). Или вот еще один сравнительный подсчет. Не сложный, но наводит на определенные мысли. Четыре предприятия, входящие в состав агрофирмы «Казэкспорт Астык» и 10 предприятий компании «Алиби-Агро» с общей площадью пашни 559,7 тыс. га вместе оплатили НДС 87,3 млн тенге, тогда как одно ТОО «АСКОП» (Егиндыкольский район) с площадью 79,1 тыс. га оплатил НДС 150,4 млн тенге. Выступающий приводил целый ряд фактов из других сфер. Например, ИП из торгового дома «Бурабай» реализует изделия из меха и кожи, доход за год по отчетам составил 2 млн 725 тыс. тенге. Выходит, подсчитали в департаменте, что при средней цене одной шубы в 300 тыс. тенге, за год их реализовали девять штук. «Не верю», — сказал бы великий режиссер, и правильно сделал, Потому как выходит, что предприниматель весь год работал себе в убыток. Идентичный отдел с объемом товара в другом ТД отразил доход на 38,5 млн тенге. Веселенькая картина получается и с оценочной стоимостью имущества. ТД индивидуального предпринимателя оценен в 14,2 млн тенге, или 75 тысяч долларов, то есть как не лучшего варианта трехкомнатная квартира в Кокшетау.

071-2-1 071-2-2

Ясно, что его рыночная стоимость совсем другая. Или частный дом повышенной комфортности в п. Бурабай, общая площадь 428,2 кв. м, рыночная стоимость 650 тыс. долларов или 120,9 млн тенге, при этом по сведениям уполномоченного органа по оценке он стоит всего 15 тыс. долларов. Или дом повышенной комфортности в Щучинске площадью 428 кв. м, который оценен в 27,4 тыс. долларов, тогда как его реальная цена более одного миллиона долларов. Центру по недвижимости явно придется разбираться с этими и другими многочисленными фактами, поскольку уполномоченные органы, а в районах, чем ближе к столице или ЩБКЗ, используют какую-то им одним известную методику по оценке имущества.

Отдельно речь шла о транспорте и складировании. По отрасли снижение   поступлений   в сравнении   с прошлым годом составило 1 млрд 258 млн тенге. Ерлан Хасенов, руководитель департамента госдоходов, утверждает, что автобусные парки как минимум в три раза занижают фактические доходы от декларируемых. Транспортной прокуратуре, управлению административной полиции, инспекции транспортного контроля, Палате предпринимателей, местным исполнительным органам, если реально навести порядок в этой сфере, плюс междугородние перевозчики, можно не только добиться повышения качества и безопасности обслуживания, но и пополнить бюджет, помочь законопослушным предпринимателям.

Отдельно, «больная» тема многих участников — государственные закупки. Продолжение материала в следующем номере.

Валентина КОСЯНЮК.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также