Образование: Семь вопросов о ЕНТ, «Новой школе — современный учитель», Говорили скороговорками, писали эссе, Профессия — режиссер…, Ее жизнь — бесконечное познание, «Жайдарлы Жас Ұлан», И это все о ней…

Актуально
Семь вопросов о ЕНТ

057-3-1

Совсем немного времени осталось до главного экзамена выпускников школ. За подробностями проведения ЕНТ-2015 года корреспондент «АП» обратился к руководителю отдела дошкольного и общего среднего образования облуправления образования Ольге Ковалевой.

Ольга Николаевна, каковы были итоги Единого национального тестирования прошлогоучебного года?

— В 2014 году в ЕНТ приняли участие 68,7% от выпускников школ — 3023 человека из 4401. Результаты были достаточно яркими: по среднему баллу (80,2) область заняла пятое место и превысила среднереспубликанский показатель (79,6). Достойно сдали тестирование и претенденты на знак «Алтын белгі»: из 191 подтвердили свои знания 88 (46%), в то время как в 2013 году это были всего лишь около 23%. Значительно уменьшилась доля учеников, не преодолевших пороговый уровень, таких было всего 587 (в 2013-м -1,5 тыс.).

Все же как удалось «разрулить» ситуацию буквально за год?

— Я считаю, такие успехи неслучайны. Была системная подготовка к ЕНТ-2014, она продолжена и в этом году. В первую очередь мы провели крупное совещание со всеми директорами средних школ по анализу результатов ЕНТ. Аналогичная встреча организована и в этом году, представлен опыт школ, имеющих стабильно хорошие результаты в тестировании. Заслушаны и школы со стабильно низкими: какие мероприятия они проводят для повышения качества обучения. Далее, у нас имеется система работы с претендентами на «Алтын белгі». Во время каникул проводим учебно-тренировочные сборы по их подготовке к ЕНТ с участием сильнейших учителей и психологов, проф ориентационную работу. Например, в прошлом году наши дети посещали «Назарбаев Университет», в этом — ЕНУ им. Л. Гумилева и КГУ им. Ш. Уалиханова. Ученики постоянно участвуют в интеллектуальных олимпиадах и конкурсах различного уровня. Если в прошлом году у нас было 55 призеров на уровнях международном и республиканском, то в этом го-ДУ-72.

Другие формы — семинары для учителей-предметников по подготовке к ЕНТ и ежемесячный мониторинг пробного тестирования. Школы за учебный год проводят их до 25 раз. Результаты тестирования тоже имеют положительную динамику: если в ноябре средний балл по области был 62,8, то в апреле -77,6. В тоже время мы совместно со школой семейного воспитания систематически организовываем психологические тренинги с родителями.

Вы упомянули о школах со стабильно хорошими результатами в ЕНТ. Назовите их.

— Как правило, это областная специализированная школа-интернат для одаренных детей в г. Астане (средний балл ЕНТ прошлого года -107,2), Казахско-турецкий лицей (102,9), школа для одаренных детей «Болашақ» в Степногорске (101,4), гуманитарно-технический лицей (101,37).

Есть у нас малокомплектные школы, показавшие неплохие результаты. Например, в Кызылсаянской СШ Зерендинского района было всего три выпускника, а средний балл составил 106; Буландынская СШ Енбекшильдерского — два участника ЕНТ и средний балл -103.

Из «обычных», скажем так, традиционно хорошо проявляют себя школы Кокшетау (средний балл по городу — 85,64), в прошлом году отличились выпускники Астраханского (82,3), Зерендинского (81,4), Аршалынского (80,8) и других районов.

Перейдем к предстоящему тестированию-2015. Поделитесь предварительными цифрами?

— У нас с 10 марта по 25 апреля шло формирование базы участников ЕНТ. Из 4424 выпускников акмолинских школ подали заявку на участие 3206 ребят. Доля участия составит 72,5% (в прошлом году — 68,7%). Данные, подчеркну, предварительные. В этом году 184 претендента на знак «Алтын белгі» (в прошлом году 191) и 58 — на аттестат сотличием.

Количество пунктов приема тестирования не изменилось: 8 из них располагаются в организациях образования области, выпускники трех районов (Аршалынский, Коргалжынский и Целиноградский) будут сдавать ЕНТ на базе вузов г. Астаны. Таким образом, 11 пунктов.

Достаточно ли Акмолинской области 11 пунктов приема ЕНТ?

— В апреле состоялось совещание по вопросам проведения ЕНТ под председательством заместителя Премьер-Министра Бердыбека Сапарбаева. Тогда было дано поручение оснастить все пункты приема ЕНТ видеорегистраторами. Мы его выполнили, каждый пункт оснащен многоканальным видеорегистратором, который аккумулирует записи процесса тестирования в каждой аудитории, сохраняет видеоархивы.

Другое поручение вице-премьера касалось внесения предложений по открытию в 2016 году сельских пунктов приема ЕНТ, с учетом удаленности. Как известно, выпускники, проживающие в населенных пунктах на расстоянии до 50 км от пункта, подвозятся в день тестирования, а те, кто дальше, — за день. Когда ребенок сдает свой главный экзамен вдали от дома, ночует в интернате, это влияет на его психоэмоциональное состояние и, как следствие, результат. Поэтому мы внесли предложения об открытии дополнительных 7 пунктов приема ЕНТ на базе школ в Буландынском, Жаксынском, Жаркаинском, Коргалжынском, Сандыктауском, Целиноградском и Шортандинском районах. Районные власти подтвердили согласие создать их за счет средств местного бюджета.

И, пожалуй, самый главный вопрос: какие изменения внесены в правила ЕНТ этого года?

— Начнем с того, что с этого года результаты ЕНТ станут конфиденциальной информацией, узнать их можно будет только по ИИН. В списках с полученными баллами фамилии заменят цифрами ИИН. Также результаты ЕНТ будут опубликованы на сайте Национального центра тестирования www.testcenter.kz. Для доступа к сервису потребуется ввести ИИН и личный код, который будет присвоен перед началом экзамена.

Одно из нововведений коснулось выставления в аттестат зрелости итоговой оценки. В этом году будет выставляться среднеарифметическая оценка — с учетом годовой. Причем в спорном случае округление оценки производится в сторону повышения. Что это значит? Например, ребенок учился на «5» по предмету, а на ЕНТ получил «3», в аттестат будет выставлена среднеарифметическая — «4». Если ребенок учился на «5», а ЕНТ сдал на «4», среднеарифметическая «4,5» будет округлена в пользу ребенка — в аттестат пойдет «пятерка». Это новшество, конечно, понравится детям. Потому что во многих вузах при равных количествах баллов у абитуриентов учитывают оценку в аттестате, так она может сыграть решающую роль при поступлении.

С «алтынбельгистами» тоже так? Если ребенок написал тестирование на «4», а в течение года учился на «пятерки», он получит свою медаль?

—   Нет. Для претендентов на «Алтын белгі» и аттестат с отличием имеется условие сдать ЕНТ на «отлично». Претенденту на знак «Алтын белгі», в случае недобора одного балла выдается аттестат с отличием.

В этом году серьезные меры будут предпринимать за выявленные нарушения. Они прописаны в Правилах проведения ЕНТ и действуют давно. До сих пор известны лишь единичные случаи, когда детей выводили из аудитории и аннулировали результаты ЕНТ. Так, по республике ежегодно удаляются за грубые нарушения всего порядка 30 выпускников. В Акмолинской области — в 2012 году, если не ошибаюсь, была неприятная история, когда с ЕНТ удалили двоих учеников. Больше таких инцидентов за 11 лет проведения ЕНТ в регионе не было.

Таким образом, в этом году все жестче: увидят запрещенный предмет — представителем Министерства будет составляться акт и аннулироваться результаты без выяснения, воспользовался им выпускник или нет.

Ежегодно база тестовых заданий обновляется на 20-30%. Как сообщалось в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций при Президенте РК, в 2014-2015 учебном году база пополнена 21200 заданиями, из которых 3 тысячи — логические. Если в 2012 году тесты по математике включали по одному логическому заданию, то в 2015-м — по два. А с 2016 года в ЕНТ введут задания естественно-математического направления на определение функциональной грамотности.

В этом году будет проводиться ранжирование областей по результатам ЕНТ. Оно было и раньше, просто в последние годы его официально отменили. При этом во внимание брался средний балл тестирования. Но неофициально все же каждому акиму района и области хотелось знать место своего региона в общей картине. В ходе ранжирования будут учитываться четыре критерия: доля участия в ЕНТ, количество нарушений, количество удаленных и средний балл. То есть от количества обнаруженных запрещенных предметов будет зависеть рейтинг области.

Спасибо за интервью, желаем выпускникам и их родителям, учителям успешной сдачи ЕНТ.

Асель АУТАЛИПОВА.

«Новой школе — современный учитель»

nurotanПод таким названием в рамках партийного проекта «Жастар-Отанға» при поддержке Министерства образования и науки РК в Бурабайском районе прошел конкурс, который стал площадкой для выявления талантливых молодых педагогов, мотивацией поиска инновационных идей и форм деятельности.

Участники — сотрудники образовательных учреждений всех видов со стажем педагогической работы по специальности не более трех лет — вначале представили в оргкомитет эссе на тему «Новой школе -современный учитель», где каждый из них определил свои жизненные приоритеты, ведущие педагогические идеи, а также конспект открытого урока, опубликованные статьи и научно-методические материалы. По итогам оценки материалов, представленных в заочном туре, 54 молодых педагога перешли во второй тур, в программе которого провели открытые уроки на базе РУОЦ «Балдаурен» и защитили свои презентации на тему «Начало моего творческого пути». В ней учителя ярко и эмоционально рассказали о себе и своем отношении к профессии: демонстрировали интересные видеоролики, декламировали стихи, пели песни и смогли показать свое актерское мастерство.

В результате были названы обладатели трех номинаций: «Одаренный учитель» — Галия Балыкбаева (СКО), «Современный учитель» — Галина Седельникова (Акмолинская область), «Талантливый учитель» — Айшолпан Бупакова (Акмолинская область).

Призовые места распределились следующим образом: III место жюри присудило акмолинцам Ольге Домрачевой и Сакену Алдашеву. Второе место досталось Айгерим Самаловой (Алматинская область) и Айсане Кайрат (Павлодарская область), первое место заняла Тогжан Жоланова из Актюбинской области. Главный приз конкурса — гран-при завоевала молодой педагог из Алматинской области Молдир Молдагалиева.

Диана АХМЕТОВА, пресссекретарь облфилиала партии «Hұp Отан».

Говорили скороговорками, писали эссе

Городским отделом культуры и развития языков проведен конкурс знатоков русского языка среди студентов учебных заведений, обучающихся в отделениях с казахским языком обучения.

Цель конкурса — определить уровень знаний и риторические способности молодежи.

По условиям конкурса необходимо было на русском языке грамотно проговорить скороговорки, написать эссе на заданную тему, провести диалог и представить музыкальный номер.

В конкурсе приняли участие представители учащейся молодежи академии «Көкше», университета им. Абая Мырзахметова, Кокшетауского технического института, педколледжа им. Ж. Мусина, медицинского колледжа, колледжа культуры им. Акана серэ, сервисно-технического колледжа № 1, также школ №№1,6,14,16.

Надо отметить, что конкурсанты показали хорошие знания по русскому языку, талантливо исполнили номера художественной самодеятельности.

Отдельные студенты в эссе грамотно изложили свои суждения по темам: «Никто не забыт, ничто не забыто», «В единстве — наша сила», «Независимый Казахстан», «Сын казахской земли — Бауыржан Момышулы».

По итогам конкурса были вручены благодарственные письма всем участникам конкурса.

Первое место присуждено студентке академии «Көкше» Жулдуз Кусаиновой, второе — учащейся педколледжа им. Жанайдара Мусина Замзагуль Ермагуловой, третье — учащейся медицинского колледжа Куаныш Канапьяновой.

Заира ЖАЙЛАУБАЕВА,
преподаватель областного учебнометодического центра.

Профессия — режиссер…

Говоря о сфере образования, Президент РК Нурсултан Назарбаев както отметил: «Главным критерием успеха образовательной реформы является достижение такого уровня, когда любой гражданин нашей страны, получив соответствующее образование и квалификацию, сможет стать востребованным специалистом в любой стране мира». Один из способов решения этого вопроса, на наш взгляд, — организация конкурсов профессионального мастерства. В индустриальнотехническом колледже 2 г.Степногорска такой конкурс проводится ежегодно.

Подобные мероприятия помогают раскрыть творческий потенциал студентов, развить их лидерские качества, инициативу, повысить интерес к выбранной профессии, воспитывать чувство ответственности, самостоятельность. И пятеро участников — студенты 3 курса, обучающиеся на госязыке по специальности «Социально-культурная деятельность и режиссер массовых представлений» — старались достойно реализовать свои профессиональные   способности.

Конкурс, посвященный 550-летию Казахского ханства, проходил под названием «Традиции и обычаи казахского народа» и состоял из 4 этапов: «Самопрезентация», «Традиции и обычаи казахского народа», «Игра со зрителями — умение работать с залом», творческий «Алло, мы ищем таланты!». Участники пели, танцевали, демонстрировали сценическое мастерство, культуру речи, умение работать с залом. Зрителям запомнились вокал Пердегуль Жалгасбаевой и Гульжайны Дармышевой, коммуникабельность Каиргельды Сабитова, акробатический номер Гаухар Жанайдар, хореографическая постановка Айданы Суюндыковой.

Победителем конкурса признан Каиргельды Сабитов. «Я уверена, студенты с такими способностями и активной жизненной позицией, станут настоящими мастерами своего дела», — отметила замдиректора по учебно-производственной работе Галина Тюрющева.

Гуля НУРГАЛИЕВА,
мастер производственного обучения ИТК 2.
г.Степногорск.

Ее жизнь — бесконечное познание

Максимилиан Волошин сказал: «Жизньбесконечное познание. Возьми свой посох и иди!» Вот уже 40 лет идет с посохом учительской работы Роза Куанышбековна Оспанова. Тяжел ли он? И да, и нет. Дапотому что работа слишком ответственная, а плохо работать она не умеет. Нетпотому что это состояние ее души.

057-3-2Спросите учеников Розы Куанышбековны о любимом школьном предмете, и они назовут казахский язык. И не столько из-за любви к неведомым фонемам и звукам, сколько от любви и уважения к учителю.

Чем же заслужила такое отношение эта учительница? Всем. По любому критерию — высший балл. Когда — то в далеком 1954 году, окончив педучилище в г. Акмоле, отправилась учить детей начальных классов в совхоз «Камышинский». Под влиянием фильма «Первая учительница» определила педагогику делом своей жизни. И не ошиблась. Отдавая всю себя любимой профессии, она получила заслуженное признание. Роза Куанышбековна награждена медалью «Ветеран труда», имеет почетный знак «Первоцелинник», юбилейную медаль «100-летие В.И.Ленина».

Интеллигентность, принципиальность, способность тонко чувствовать человека и ситуацию, уважение к личности, умение самый маленький росточек способностей превратить в урожай успеха — разве этого мало, чтобы любить учителя? Но это далеко не все. «Жизнь — бесконечное познание». К Розе Куанышбековне эти слова относятся в полной мере. Всю свою жизнь она не перестает познавать новое, чтобы по- новому, в ногу со временем преподавать старый, как мир, казахский язык. Непрерывное повышение квалификации, освоение новых программ и учебно-методических комплексов, передовых педагогических технологий, распространение опыта — разве это не бесконечное познание?

В1990 году педагог Балкашинской средней школы Роза Оспанова вышла на заслуженный отдых. Однако руководитель РОНО пригласил ее работать методистом казахского языка и литературы. Роза Куанышбековна дала согласие, и, работая методистом, стала инициатором курсов для учителей казахского языка и литературы. Этой работы требовало время. Это все, конечно, «не ради славы», а ради них, драгоценных учеников. В качестве лектора курсов она прекрасно справилась. Сегодня ученики Розы Куанышбековны, уже получив высшее образование, успешно работают в системе районного образования.

Нелегок труд учителя, но Роза Куанышбековна никогда не стояла перед выбором «Быть или не быть». Очень органично она слилась с периодом выхода на пенсию. В любую погоду учителя можно встретить на прогулке. Порой нелегко дается преодолевать часть прогулочного маршрута. Но в движении находит учитель свою прелесть. «Мозги в порядок привожу, любуюсь природой нашего Балкашино, встречаюсь с коллегами, земляками», — говорит Роза Куанышбековна. Часто эти прогулки превращаются в ценные беседы учителя-мастера и ее взрослых учеников.

Поистине, такому позитивному отношению к жизни нужно поучиться. Поражает ее ритм жизни, куда вплетается забота о близких, ведь Роза Куанышбековна — еще и мать, и бабушка, и прабабушка. Она всех — и родных, и коллег — согревает светом своей щедрой души. Звание «Ветеран труда» она носит по праву. «Ветеран» — человек, служащий государству. А ее служение делу безукоризненно. В этом году Роза Куанышбековна отметила свой 80-летний юбилей. Ученики, коллеги, отдел образования поздравляют ее и желают здоровья, радости, благополучия.

Макпал АУБАЕВА, председатель профсоюза работников райотдела образования.
Сандыктауский район.

«Жайдарлы Жас Ұлан»

Интеллектуальный конкурс под таким названием, посвященный 550-летию Казахского ханства, прошел в г. Степногорске. Его участниками стали 11 команд из Аккольского, Астраханского, Атбасарского, Буланды некого, Есильского, Ерейментауского, Енбекшильдерского, Целиноградского районов и г. Степногорска.

057-3-3

Как рассказал председатель ОО «Единая детско-юношеская организация «Жас ¥лан» Акмолинской области» Мейрамбек Закиров, цель состязания — патриотическое воспитание подростков, повышение творческого и интеллектуального уровня школьников.

Конкурс состоял из двух туров: в первом ребята представляли себя, во втором показывали домашнее задание. Так, по их итогам первое место завоевала команда «Пятый элемент» многопрофильной школы-лицея № 5 им. С.Сейфуллина г.Степногорска, на втором оказались представители «Шаші бар жігіттер» Косшинской СШ № 2 Целиноградского района, на третьем — команда «¥намаса қарама» Мартыновской СШ Атбасарского района. Победители областного этапа конкурса награждены дипломами, кубками и ценными призами.

«Пятому элементу» многопрофильной школы-лицея № 5 им. С.Сейфуллина г.Степногорска предстоит защищать честь региона в ежегодном республиканском интеллектуальном конкурсе «Жайдарлы Жас ¥лан» в столице-Астане.

Камиля АХМЕТ.

И это все о ней…

Пройдут годы, появится седина на висках, придут в школу дети твоих учеников, а из длинных будней и немногих праздников ты будешь помнить, как правило, единственное событие и человека, который когдато вмешался в твою судьбу и изменил ее.

Пятнадцать лет назад я переступила порог средней школы №5 г.Атбасара. Тепло и радушно меня встретила ее хозяйка-директор Вера Александровна Чорголашвили. Обаятельная, улыбчивая, открытая, она сразу располагала к себе. Это была не первая школа в моей трудовой биографии, не первый мой рабочий день, но почему-то именно он запомнился мне надолго.

Вера Александровна как магнит притягивала к себе людей. Двери ее кабинета всегда были открыты. С какими только проблемами сюда не шли: помочь наладить контакт с учениками, разрешить затянувшийся спор между коллегами, уладить проблемы семейные… Она обо всех знала все. К ней шли как на исповедь, и ни разу никто не пожалел о том, что доверился ей. Выплакаться на плече у Верочки (так все звали ее за глаза) было так же естественно, как раскрыть душу перед самым дорогим человеком. Все оставалось в стенах ее кабинета, но сами проблемы каким-то образом рассасывались. Сама Вера Александровна шутила по этому поводу: «Я каклакмусовая бумажка. Чем больше в себя впитываю тревог и неприятностей, тем ярче и теплее становлюсь». С коллегами она всегда была корректна и внимательна, с учащимися — добра и принципиальна. Но если что-либо ею не принималось и было лишено простого здравого смысла, то тут можно было попасть под «обстрел» ее блестящего саркастичного ума. Ее все обожали. Когда Вера Александровна сообщила о своем отъезде как о решенном вопросе, все были расстроены. Конечно, мы не могли не принять ее выбор, но вместе с ней потеряли какую-то частичку себя.

Перрон вокзала. Коллеги, ученики, друзья и соседи — все пришли проводить семью Чорголашвили к далекому и такому желанному морю. Многие из нас немножко завидовали, что Вера Александровна будет жить у моря. А она, смущенно улыбаясь, говорила чуть хрипловатым от волнения голосом: «Девчата, вы только не забывайте, обязательно приезжайте к нам. Я очень буду рада вас всех видеть». Разве думали мы, что многие из нас в последний раз видят ее, слышат ее голос. Веры Александровны не стало. Болезнь не щадит никого, но как больно с этим смириться. Вот и сейчас я прогуливаюсь по длинным коридорам родной школы и как будто совершаю экскурсию с ней, с Верой Александровной, которая в первый мой рабочий день взяла меня за руку и стала водить по кабинетам, знакомя с коллегами.

Начальные классы. Высокая статная девушка — настоящая русская красавица, но слышу от Веры Александровны: «Это Фатима — талантливый, яркий педагог, моя зажигалочка». Позже я поняла, о чем она. Аушева Фатима Мухажировна действительно скоро показала себя яркой, неординарной личностью. Для нее именно Вера Александровна была главным наставником.

«Она была настоящей, — замечает сегодня директор Фатима Аушева, — ей не надо было притворяться. Она всегда была сама собой. Мне посчастливилось работать с Верой Александровной с начала моей педагогической деятельности. Мудрая старшая подруга учила меня не просто азам профессии, она учила меня жизни, учила разбираться в людях».

Айкын Ондасыновна Баймендина, замдиректора школы, в те времена была учителем-предметником. Вера Александровна всегда с особой теплотой относилась к молодым коллегам, интересовалась их бытом, проблемами. Очень переживала за Айкын Ондасыновну, потому что кабинет русского языка, в котором работала молодой педагог, был очень холодным. А когда однажды батарея отопления треснула, и залило весь пол в классе, именно Вера Александровна с хозяйкой кабинета до полуночи собирали тряпками холодную воду. «Простота, искренность всегда были ведущими чертами характера нашей Верочки, — отмечает Айкын Ондасыновна. Но простота в хорошем смысле. Это то состояние души, когда встречаешь человека, а тебе с ним настолько легко и комфортно, будто ты знала его всю жизнь».

Татьяна Петровна Дуболазова одна из первых пришла работать в эту школу. Комсорг учительской организации, она многие годы была правой рукой Веры Александровны, которая в то время была учителем и организатором внеклассной работы. Вот эту внеклассную работу в школе и вели молодые учителя под руководством Веры Александровны. Руководила она талантливо, была настоящим психологом. Спортивные состязания, концерты художественной самодеятельности, спектакли, турпоходы, даже простой выезд на картошку с ней становились событием. А об ее умении ладить с самыми трудными детьми ходили легенды. «Представьте, она не только знала по имени каждого ученика, а их было более 800, но и знала все проблемные семьи в своем районе, причем не понаслышке, а лично», — добавляет Татьяна Петровна.

— Я вернулась в родную школу учителем химии, — вспоминает Елена Николаевна Савикова. Работала со многими директорами, но Вера Александровна всегда была «особым» руководителем. Мама, старшая сестра, подруга… Разговаривать с ней было легко и приятно. Я только сейчас стала понимать, что разговора как такового у нас с ней и не было. Я говорила, говорила, а она молча смотрела на меня, иногда улыбаясь, иногда хмурясь, порой вставляя словечко в мой монолог. Оказывается, как важно, когда тебя умеют выслушать. И Вера Александровна была идеальным слушателем.

— Мне трудно говорить о ней в прошедшем времени, — замечает наш секретарь Татьяна Леонидовна Досюк. Верочка была не только моим директором, но и моей подругой. Она была чудесный человек, душа любой компании. Очень щедрая, гостеприимная. В их доме всегда были гости, царила какая-то особая атмосфера праздника.

Четырнадцать лет нет ее рядом. Она жила в России, но связь с ней никогда не прерывалась. В их гостеприимный дом у моря каждый год приезжали гостить атбасарцы. Теплый, солнечный человек, обладающий удивительным радушием и гостеприимством, всегда была рада встречать друзей.

Почему хорошие люди уходят так рано? Вопрос повисает в воздухе. Хочется сказать лишь одно, пока память о человеке жива, он не умер. В нашей памяти, в наших сердцах Вера Александровна Чорголашвили навсегда останется чистым, светлым человеком, справедливым, мудрым и добрым.

Светлана БИЖОН,

учитель русского языка и литературы СШ 5.

г.Атбасар.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также