Какой капитал самый надежный

057-8-6Трудовая династия
— Все мы — деревянщики, — так определил свою профессию шортандинец Валентин Кашубский.
Признаюсь, чтобы понять суть этого термина, пришлось в словари заглянуть. Как оказалось, «Деревянщики — это профессионалы, способные выполнять работы, связанные не только с изготовлением изделий непосредственно из древесины, но и умеющие работать с другими, более современными материалами, используемыми в производстве мебели, создании интерьеров из дерева и в деревянной отделке помещений». Именно этим занимаются сегодня Кашубские.

А начало этому, ставшему семейным делу, положили родители Валентина Адольфовича. Его мама Феодосия Матвеева в 1933 году забивала колышки на месте будущей знаменитой Шортандинской мебельной фабрики. В трудовой книжке — две записи: «поступила на работу» и «уволена в связи с выходом на пенсию» в 1973 году. Отец Адольф Кашубский пришел на фабрику тоже в тридцатые годы прошлого столетия. Во время Великой Отечественной войны на лесозаготовках получил серьезное заболевание, умер в 1960-м. И в этом же году на фабрику пришел работать их пятнадцатилетний сын Валентин, а вслед за ним и младшие — сестра Людмила и брат Леонид.

— Сомнений, поиска какого-то не было. Мы же выросли на фабрике. Учиться дальше в то время не могли, надо было матери помогать, самим на ноги вставать, — вспоминает юность Валентин Адольфович. Здесь же и семьи создавали. Супруга Валентина Адольфовича — Дина Федоровна — окончила Томский лесотехнический техникум, сам он, уже в 70-е годы — Алматинский строительный техникум. Кашубские работали, повышали свое мастерство, стали уважаемыми на фабрике и в поселке людьми.

Первое поколение работников фабрики производило брички, дрожки, сани, жесткие диваны, конторские и кухонные столы, следующие-дефицитные тогда корпусную и мягкую мебель, кухонные наборы, сувениры. Валентин Адольфович становится столяром-краснодеревщиком высшего — шестого — разряда. Сувениры, изготовленные мастером, вручали советским космонавтам, приземлявшимся на казахстанскую землю. Его сын Анатолий тоже становится «деревянщиком», оканчивает Свердловский лесотехнический институт по специальности «Инженер-технолог деревообработки», начинает работать на ставшей родной для Кашубских фабрике.

Время не просто шло, оно решительно изменялось, а вместе с ним изменялись и привычные, когда-то казавшиеся незыблемыми производственные отношения.

— Чувствую, уже все начинает валиться. Надо что-то делать, — так описывает свое настроение в конце 80-х Валентин Кашубский. Уезжать, бросать родной поселок, любимое дело и в мыслях не было. Хотя звонили из Польши знакомые: «Вы знаете, что здесь есть земля, которая называется Кашубы, мастера и здесь нужны». А он уже в 1988 году организует первый в Шортандинском районе кооператив «Мебельщик». Материалы покупали на фабрике, все, что производили, продавали через фабричную кассу. А производили быстро, качественно, ассортимент постоянно обновляли.

— Работали в три смены, дисциплина была железной, но зарплата росла, лучшие мастера потянулись к нам, — рассказывает Валентин Адольфович. — Руководству фабрики это, конечно, не очень нравилось. Да и самой фабрики скоро не стало.

И в 1991 году он уже вместе с супругой и сыном Анатолием создает ТОО «Сапсан». Начинали с привычного и любимого дела — производства корпусной мебели. Арендовали три станка, новые прессы делали сами. По профессиям не делились, делали все, что надо и все, что могли. Мебель машинами возили в Екатеринбург, Челябинск, раскупали ее «влет». А дальше: распад Союза, введение национальных валют, начались проблемы со сбытом, с оплатой материалов, закупаемых в соседней России. А ведь уже кормить нужно было не только свои семьи, но и регулярно выплачивать зарплату рабочим. Выход Кашубские видели только один: работать, расширяться, обновляться. Валентин Адольфович продает свой «уазик», на эти деньги покупают токарный станок, начинает заниматься изделиями из металла, здесь уже пригодились навыки брата Леонида. Анатолий осваивает науку маркетинга во Всероссийской академии внешней торговли. Кредиты всегда возвращали в срок. Покупали новейшее оборудование, в том числе и итальянское, строили новые цеха, буквально «с нуля», на месте бывшего овощехранилища.

О масштабах Шортандинской мебельной фабрики сегодня можно судить только по фотографиям и воспоминаниям старожилов. Цеха Кашубских, которые Валентин Адольфович называет «моя мини-фабрика», впечатляют новым оборудованием, слаженной работой специалистов, образцами производимой продукции, неповторимым запахом свежего дерева.

— Я сразу сыну сказал: «Толик, мне пластик не нравится. Дерево есть дерево».

Отец оказался прав. Сегодня престижные отели, офисы делают выбор в пользу деревянных стеклопакетов, тем более мебели из натурального сырья. Работают по индивидуальным заказам, основные покупатели — бизнесмены из Астаны и Шучинско-Бурабайской курортной зоны. Есть у Кашубских сегодня и кафе, и оптовый магазин, и автозаправочная станция… А начинался весь их семейный бизнес с арендованных станков и проданной машины.

— Как вы решились начать свое дело без стартового капитала, связей, протекций, — спросила я Валентина Адольфовича. В ответ: «А чего бояться? Руки есть, голова на плечах есть, знал, что семья всегда поддержит». Конечно, было сложно тогда, совсем непросто и сегодня.

— Бывают моменты, жалею, что ввязался во все это дело. Я как на привязи сейчас, время могу выкроить только для рыбалки на пару дней. У нас же более 70-ти человек работают сегодня. Есть заказы, нет заказов, проплатили заказчики, не проплатили — зарплату людям надо давать вовремя, -делится Валентин Адольфович. — А потом подумаю: иначе я уже не могу.

Слово «династия» Валентин Кашубский в нашем разговоре не произнес ни разу. Но, даже если приблизительно сосчитать количество лет, в течение которых уже третье поколение шортандинских Кашубских занимается изготовлением мебели, то ясно, что по всем самым строгим критериям их большую семью можно назвать этим красивым и гордым словом — династия.

И еще: их пример — лучшее подтверждение тому, что самым надежным капиталом во все времена являются знания, умения, прочные семейные связи.

Нина МИТЧИНОВА.

Шортандинский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также