Мое имя — Виктория — дано мне неслучайно. Так меня назвали мама и папа в память о четырех моих прадедушках. Слово «победа», что в переводе с латинского означает мое имя, всегда было значимым в нашей семье.
По словам моей бабушки, ветерана педагогического труда Нины Кондратьевны Пушнёвой, «…Великая Отечественная война, словно молох, прошлась по всей нашей семье, перекрутила судьбы, оставив кровоточащие раны в душах. Я рассказала ей о том, что хочу участвовать в конкурсе школьных эссе, и спросила, могу ли описать историю моей семьи, ведь я не была очевидцем всех событий. Бабуля сказала, что будет только гордиться мной. Когда изучала биографии моих прадедов, одновременно и восхищалась их стойкостью и мужеством, и печалилась над их судьбами, думая о том, как бы все сложилось, если бы не война…
Мой прадедушка, Дмитрий Ильич Юрьев, был призван на фронт в первые дни войны. Служил в мотострелковой части. С 1941 по 1943 годы он и его товарищи отступали с боями из Молдавии через всю территорию Украины до реки Дон; на Украинском фронте он, командуя мотострелковой ротой, участвовал в освобождении Луганской, Донецкой, Днепропетровской областей, Киева, Винницы, Львова, Ужгорода. Но больше всего меня поразило то, что мой прадедушка в январе 1944 года был внедрен в пехотную бригаду румынской армии, после прохождения языковых курсов в разведшколе города Кишинева. До лета 1944 года он через связных и по рации передавал сведения о расположении немецких, нацистских румынских и венгерских войск, которые являлись союзниками фашистов на территории «рейхскомиссариата Трансильвания» (территория современной Румынии). Эти сведения очень помогли советскому командованию при разработке Ясско-Кишиневской операции. В то время ему пришлось находиться среди вражеских солдат и офицеров, говорить на их языке, носить фашистскую форму румынской армии. В течение девяти дней, с 20 по 29 августа 1944 года, советские войска окружили почти трехсоттысячную группировку немецко-румынских войск между Яссами и Кишиневом и уничтожали ее артиллерией и авиацией, после чего в наступление пошли пехотные части Красной Армии. Во время Ясско-Кишиневской операции мой прадедушка попал под обстрел своих батарей. Затем он вместе с группой румынских патриотов перешел линию фронта и вернулся в свою часть. Был контужен, получил множественные осколочные ранения и был комиссован из рядов Красной Армии. Его награды: Орден Славы III степени, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги», Почетная благодарственная грамота Верховного главнокомандующего И.В.Сталина и другие. Ранения и контузии постоянно давали о себе знать. Он умер в 1952 году. Я узнала историю о своем героическом прадедушке от своего папы, Вячеслава Алексеевича Гавриша, которому поведала об этом его бабушка Ефросинья Андреевна Юрьева. Я внимательно смотрю на сохранившуюся фотографию своего прадедушки: какие у него большие, ясные и добрые глаза! Такие же глаза и у моего папы.
Очень трудная судьба выпала на долю другого моего прадедушки — Семена Григорьевича Гавриша. Он служил рядовым минометного расчета еще на советско-финской войне — зимой 1939 -1940 гг. Вернулся благополучно домой, в село Новорыбинка Акмолинской области, где его ждали супруга Бронислава Казимировна и трое детей, из которых самый младший — мой дедушка Алексей Семенович Гавриш. В начале Великой Отечественной войны мой прадед снова был мобилизован и погиб осенью 1941 года на Волоколамском шоссе под Москвой, где и похоронен в братской могиле. Мой папа, будучи в Москве, возлагал цветы к мемориалу братской могилы, где указано имя прадедушки. Прабабушка Бронислава Казимировна погибла от производственной травмы в селе Новорыбинка в 1943 году, и мой дедушка был усыновлен семьей Перекрестовых из поселка Жолымбет. Только в 1954 году старшая сестра моего деда, Галина Ананьевна Козловская, проживавшая в городе Москве, разыскала моего деда и рассказала ему всю биографию его семьи. И тогда он снова вернул свою фамилию Гавриш, сегодня ставшую фамилией нашей семьи.
Мой прадедушка, сибиряк Анатолий Никифорович Пушнёв (по линии моей мамы) родился в 1916 году в далеком городе Канске Красноярского края. В1933 году семью Пушнёвых выслали в Казахстан. Летом 1942 года прадедушка ушел на фронт. Эшелон отправился на запад Сталинградского фронта, который находился совсем рядом с Казахстаном — сразу за Волгой. Летом 1942 года фашисты активно наступали. Железнодорожный состав, в котором ехал мой прадед Анатолий Никифорович, так и не прибыл к линии фронта, был разбомблен вражеской авиацией. Во время этой бомбежки мой прадед получил контузию и осколочные ранения, был комиссован по состоянию здоровья и получил вторую группу инвалидности.
Четвертый мой прадедушка Кондрат Сергеевич Зубов родился в 1914 году в селе Завьялово Алтайского края. В 1939 году приехал в Казахстан, работал на железной дороге в городе Акмолинске, затем в поселке Шортанды, на участке железной дороги ПЧ-4, потом кузнецом. В 1940 году попал в больницу из-за травмы глаза, поэтому в 1941 году в действующую армию призван не был. Работал всю войну в тылу на вредном производстве, в горячем цеху, в кузнице — делал кузнечные изделия для железной дороги и гужевого транспорта. Был отмечен трудовыми медалями и грамотами, медалью «Работа в тылу» и «За трудовую доблесть». Здесь, вдали от фронта, мой прадед тоже ковал Победу.
Я горжусь своими прадедушками! К великому моему сожалению, я никогда не видела их. Мои четыре прадедушки — навеки в нашей памяти. Думаю, что они гордились бы всеми восьмерыми правнуками, потому что в нас заложен их главный стержень — ответственность.
Быть порядочными, уметь отвечать за свои поступки учат меня и моего брата Владислава наши родители — Елена Николаевна и Вячеслав Алексеевич — учителя по профессии. Думаю, каждый должен знать историю своей семьи, тем более, если эта история связана с героической эпохой. Ведь сегодняшней молодежи предстоит передать последующим поколениям светлую память о подвигах наших прадедов, которые подарили нам счастливые мирные дни!
Виктория ГАВРИШ,
ученица 8-го класса СШ № 2 п. Шортанды.