Как же легко на словах сочувствовать ближнему в его беде, но помочь реальным делом способен далеко не каждый. А вот представители старшего поколения, пережившие войну, познавшие нищету и голод, как никто другой умеют проявлять сострадание, воспринимать чужую боль как свою собственную. Пример такого отношения к людям показала ветеран Великой Отечественной войны Алевтина Ивановна Герасимова.
Как рассказывала потом директор степногорского детского дома Раиса Анатольевна Сахневич, она даже слегка растерялась, когда несколько дней назад ей позвонила Алевтина Ивановна Герасимова и высказала пожелание подарить воспитанникам детского дома 100 тысяч тенге. По словам Раисы Анатольевны, в ее практике такой случай — первый. Разумеется, предложение ветерана с благодарностью было принято и вынесено на обсуждение педагогического коллектива с тем, чтобы решить, кто именно из ребят получит столь неожиданный подарок. На выбор кандидатов повлияло то обстоятельство, что дети, имеющие статус сирот, находятся под особой опекой государства и для каждого из них открыты банковские счета, так что к моменту выпуска из детского дома все они располагают некоторой суммой на обустройство своей самостоятельной жизни. В то же время дети, чьи родители лишены родительских прав, такими привилегиями не пользуются, их будущее никак не обеспечено. Из 17 будущих выпускников детского дома таких детей оказалось пятеро. С согласия дарительницы для всех пятерых были открыты счета в степногорском филиале АО «Цеснабанк» с начальным капиталом в 20 тысяч тенге.
«Я делаю это от чистого сердца. — сказала Алевтина Ивановна. — Мне много пришлось испытать в жизни. Я знаю, что такое нужда и как важна поддержка людей. Сегодня мы, участники войны, живем в достатке — спасибо нашему Президенту. Вот и к 70-летию Победы такой хороший подарок получили. Я видела детей, лишенных родительской поддержки, во время войны и после нее. Это невероятная боль! А сейчас, когда смотрю по телевизору, что происходит на Украине и как дети погибают или теряют родителей — хочется сделать что-то доброе. Всем детям помочь, к сожалению, не могу, и 20 тысяч тенге для ребенка — деньги небольшие, но, может быть, найдутся другие, которые захотят поддержать мою инициативу».
Все это Алевтина Ивановна говорила мне еще до того, как в двери ее квартиры постучали Максим Рязанов, Игорь Лукашов, Иван Тарадаев, Иван Тарасов и Александр Стрижов — те самые пятеро воспитанников детского дома, разделившие между собой 100 тысяч тенге. Вместе с ними в гости к ветерану заглянули директор детского дома Раиса Сахневич, ее заместитель по воспитательной работе Динара Рахимбекова и представители медиа-центра детского дома с видеоаппаратурой.
Телевизионщики появились здесь неслучайно. В память о встрече с ветераном Великой Отечественной войны детская телестудия решила сделать небольшой видеофильм. Юные тележурналисты, переполненные ощущением значимости события, брали у Алевтины Ивановны интервью и снимали на камеру, как она по-матерински обнимала ребят и каждому вручала уведомление об открытии на его имя банковского карточного счета. Гости тоже пришли к ветерану не с пустыми руками. За проявление участия в судьбах детей, оставшихся без родительской заботы, директор детского дома от имени всех его воспитанников преподнесла Алевтине Ивановне Герасимовой благодарственное письмо и картину, созданную в технике вышивки руками самих детей.
«Для меня это очень волнительный день, — сказала Раиса Анатольевна Сахневич. — Теперь я буду знать, что после выпуска этим детям будет на что купить свои первые ложки и тарелки. Я понимаю, что Алевтине Ивановне было кому отдать свои деньги, но все же она решила помочь нашим детям, и мы очень благодарны ей за это. А еще, благодаря поступку этой замечательной женщины, наши дети будут знать, что есть на свете добро».
Но и после завершения официальной части гости еще долго не расходились. В атмосфере домашнего тепла, уюта и искреннего участия, под чашечку ароматного чая со сладостями, разговор быстро перешел в живую, непринужденную беседу. Алевтине Ивановне очень хотелось узнать, кто они — дети, которые вдруг стали ей не чужими. Она с интересом расспрашивала об их дальнейших планах: куда хотят поступать, о чем мечтают, и одобрительно кивала, когда слышала в ответ, что один хочет стать поваром, другой — учителем физкультуры, третий — строителем. «Это правильно, — сказала Алевтина Ивановна, — учитесь! У нас такую возможность отобрала война. Я, например, получила образование только в 40 лет. Главное, чтобы над вами было чистое, голубое небо, не летели пули, не гремели взрывы. Ваше будущее зависит только от вас. Умейте быть благодарными своим педагогам, цените друзей, защищайте друг друга — просто будьте хорошими людьми!». После таких слов и дети, и присутствовавшие на встрече взрослые растрогались и даже прослезились. «Я смотрю на вас сейчас, — продолжала Алевтина Ивановна, — и вспоминаю таких же детей 13-15 лет, воевавших в партизанских отрядах. Повзрослев, вы тоже станете защитниками своего Отечества. Будьте этого достойны. Знаете, как это ни странно звучит, но я рада, что прошла войну. Война меня закалила, сформировала мой характер, научила любить людей». Она достала папку с фотографиями и показала ребятам. На одной из фотографий была изображена симпатичная девушка в военной форме. На обратной стороне надпись — 1944 год. «Это я», — сказала Алевтина Ивановна. «Ничего себе!», — невольно восхитились мальчишки. Должно быть, им непросто было соединить в своем сознании эту молодую, задорную девушку с фотографии с сидящей перед ними девяностолетней седовласой женщиной. А с другой фотографии на них смотрели целых три десятка юных красавиц — боевых подруг Алевтины Ивановны, мотористов авиаполка, вместе с которыми она провожала и встречала самолеты, летавшие на боевые задания. Ребята внимательно вглядывались в эти лица, находили некоторое сходство с девчонками из своего детского дома и пытались понять, как это — воевать в таком возрасте.
Проникнувшись всем увиденным, услышанным и прочувствованным, мальчишки говорили Алевтине Ивановне, прощаясь: «Спасибо Вам за Победу, за то, что Вы нас защищали, за то, что мы сейчас не видим крови и страданий, за то, что спокойно ходим по улицам, радуемся жизни! Спасибо за то, что Вы у нас есть!». И в этих словах звучала неподдельная искренность.
Надежда КАХАНОВА.
г. Степногорск.