Попавшаяся в руки старая трудовая книжка родственника рассказала о нелегкой судьбе одного из многих сельских учителей Казахстана, работавших в трудные для страны 30-60 годы прошлого века. Неприметная серенькая книжка с записями, свидетельствующими о трудовых буднях Курмангали Атанова, 1902 года рождения, отражает судьбу не одного человека, а судьбу целого пласта старшего поколения страны.
Судя по трудовой книжке, открытой 29 января 1939 года, Курмангали Атанов имел неоконченное высшее педагогическое образование. О его первой трудовой деятельности говорит соответствующая запись книжки: с 1917 по 1924 годы — «в Нуринском районе Карагандинской области по найму у бая Худайбергенова, М. Тогаева и других». С сентября 1924 года по май 1926 года учился в семилетке аула № 2 этого же района. Смышленого паренька отправляют обучаться в Петропавловск в Совпартшколу, которую он окончил 23 мая 1929 года. В июле того же года его назначают директором стройтехникума г. Акмолинска, где он отработал один год. В августе 1930 года он поступает в Среднеазиатский народный институт, но окончить его из-за болезни не смог. Молодого специалиста назначают инструктором обкома Северо-Казахстанской области (бывшая Карагандинская область). В декабре 1933-го по путевке партии направляют в Коргалжынский район, где на очередной партконференции был избран вторым секретарем районного комитета ВКП(б). По суровой записи в трудовой книжке: «03 марта 1935 года уволен за необеспечение руководства по подготовке к посевной и исключен из партии» можно судить об уровне ответственности второго руководителя района за работу колхозников вверенного района. Конечно, лишившись партийного билета, Атанов тогда избежал расстрела либо тюремного заключения, широко практиковавшегося в те далекие годы. Непродолжительное время работал бухгалтером, а с 1937 года началась его педагогическая деятельность, вначале «инструктором РОНО по ликбез работе», а с февраля 1938 года учителем Койгельдинской начальной средней школы Вишневского района. С августа 1939 года уже ее директором. Здесь его застала Великая Отечественная война. 14 марта 1942 года он уволен в связи с призывом в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию.
После войны Атанов вновь продолжает прежнюю работу. В октябре 1945 года назначается директором Койгельдинской школы. Не сумел избежать директор суровых сталинских жерновов. В марте 1950 года в трудовой книжке появляются жестокие слова приговора: «Снять с работы директора Койгельдинской школы Атанова за неправильный расход ремонтных средств». По словам родственников, его по доносу кляузника упекли за решетку на десять лет лагерей, за то, что он самовольно приобрел для маленьких койгельдинцев несколько новых букварей и других учебников из средств, предусмотренных на ремонт. Отбыв половину срока, репрессированный учитель в марте 1955 года возвращается в родную школу, чтобы преподавать любимый предмет «Русский язык и литературное чтение». Далее работал заведующим Сталинжолынской начальной школы, четыре года заведовал Харьковской школой. После того, как село Харьковка осталось под новым Вячеславским водохранилищем, Атанов до выхода на пенсию — в марте 1967 года — работал мастером-преподавателем в сельском профессиональном училище №138 с. Михайловка. Умер учитель в 1978 году.
Сегодняшние 60-80-летние его ученики с теплотой вспоминают уроки и наставления любимого учителя. Они отмечают начитанность и грамотность педагога, преподававшего русский язык и литературное чтение, знавшего в совершенстве казахский язык. Выпускница Койгельдинской семилетней школы Нагима Кабильдинова помнит, как она вместе со сверстниками в послевоенные учебные годы еженедельно пешком ходила 12 километров в школу-интернат села Койгельды. Тогда они с трудом понимали премудрости русского языка. Особенно тяжело давалось детям склонение слов по падежам. И их строгий учитель русского языка Курмаш-аға объяснял ученикам: «…если не можете запомнить вопросы творительного падежа: кем? чем?, то вместо них хотя бы говорите на казахском языке: «әкем? шешем?» и вам можно ставить за это пятерки!». Конечно, казахские слова, означавшие «папа, мама» дети говорили быстро, поэтому эти наставления учителя по падежным вопросам запомнили на всю жизнь.
По словам родственников, неоднократно в гостях у почтенного аксакала Курмаша в селе Михайловка в свое время бывал и именитый земляк, коллега по партийно-советской работе в далекие 30-е годы прошлого века Жумабек Ахметович Ташенов — председатель Президиума Верховного Совета КазССР (1955-1960 гг.), председатель Совета министров КазССР (1960-1961 гг.). Последний раз он приезжал к Атановым, чтобы выразить свои соболезнования летом 1979 года.
Жаль, что при жизни из-за несправедливого тюремного прошлого в послевоенные годы, боевые заслуги беспартийного директора Койгельдинской школы Курмангали Атанова так и остались непризнанными. Он никогда не пользовался льготами ветерана Великой Отечественной войны. Думаю, что сегодня память о народном учителе военных лет требует своего увековечивания установкой мемориальной доски на стене нынешней современной Койгельдинской школы Аршалынского района, воспитавшей многие поколения достойных и известных граждан Казахстана.
Ерекбулат КАБЕЛЬДИН,
выпускник Койгельдинской начальной школы (1974-1977 гг.).
Аршалынский район.