Немецкий театр в Кокшетау

Недавно театралов областного центра радовали спектакли Республиканского немецкого драматического театра, гастрольный тур которого был посвящен 20-летию Ассамблеи народа Казахстана.
РНДТ был основан в Темиртау еще в советское время, в 1980 году. Однако второе рождение творческого коллектива связано с независимым Казахстаном, когда в Алматы на базе Казахского государственного института театра и кино имени Жургенова открылась Немецкая театральная академия (филиал Кельнского университета), выпускники которой пополнили труппу обновленного театра, к тому времени переведенного в тогдашнюю столицу республики — Алма-Ату. Немецкий театр становится экспериментальным, не переставая удивлять зрительскую аудиторию, своеобразным и порой вызывающим творчеством, сочетающим традиционную русскую школу «игры нутром» с брехтовской «гражданской позицией».

РНДТ сегодня — носитель современной национальной театральной культуры немцев, ставший «зеркалом души и мыслей» народа. Главный режиссер театра Наташа Дубе рассказывает: «Всегда ставлю перед актерами задачу осознанного пребывания на сцене, учу, прежде всего, думать. То, что зритель видит на театральной сцене — это плод сотворчества. Невозможно без понимания актерами друг друга, их сопереживания, поддержки, взаимовыручки добиться сценической правды. Мы — не социальный театр, не политический театр, мы — театр, который говорит о человеке. На мой взгляд, театр — это наука человековедения. Отсюда объясним и наш выбор постановок. Мы привезли в Кокшетау (кстати, в вашем городе гастролируем   впервые) дипломный спектакль выпускников академии Жургенова, наших актеров, среди которых много талантливой казахской молодежи, овладевшей за 4 года обучения немецким языком. Актерский состав хорошо ориентирован в языке, тщательно работаем над произношением, разбираем тексты. Может быть, это и непривычно зрителю, но наши спектакли мы ведем обычно на трех языках: немецком, русском и казахском, таким образом мы равно интегрированы сразу в три языковые стихии. Хочу отметить, что немецкий театр соблюдает и наследует традиции европейской эстетики, и нас, режиссеров-постановщиков и актеров, объединяют любовь и почитание европейского театрального искусства, в этом смысле труппу не покидает стремление непрерывного образования. Хотя еще раз подчеркиваю, мы — немецкий многонациональный театр».

Поучиться у талантливого коллектива есть чему, поэтому на всех спектаклях РНДТ присутствовали в качестве зрителей и актеры Акмолинского русского драматического театра, и студенты колледжа культуры. Вот только несколько выразительных отзывов о первом спектакле — постановке режиссера Кай Вушека по трагикомедии знаменитого драматурга Макса Бекмана «Отель». «Это трагикомедия о нашей жизни, которая в какой-то степени сама театр. Вспомним Николая Гумилева с его пронзительным «все мы святые и воры у алтаря и острога, все мы смешные актеры в театре Господа Бога». О той нашей жизни, в которой отвратительное соседствует с восхитительным, где обман превращается в мечту, а мечта терпит сокрушительное поражение. Главное, что сами актеры немецкого театра на сцене не играют, а проживают короткую жизнь, поэтому веришь и героям, их сокровенному признанию в своих пороках и достоинствах». Таково мнение гостя Кокшетау, приехавшего из Санкт-Петербурга, Айбека Бескемпирова. Молодой психолог Ажар Жанабилова поделилась своими впечатлениями после просмотра во второй день гастролей интерпретации классического произведения: «Ощущение от пьесы Брехта «Да. Нет», этого фарса о человеке, — почти пугающее чувство сопричастности происходящим трагическим событиям, актеры вовлекают нас в психологическое закулисье. И когда лейтмотивом звучат на сцене, как заклинание, слова «самое главное, чему надо научиться — сказать «да», многие говорят «да», но в этом нет согласия», то зритель поневоле проводит аналогию с современностью, когда в определенных обстоятельствах говорить от сердца, сказать порой «нет» уже поступок».

Студенты колледжа культуры, с которыми главный режиссер РНТД Наташа Дубc провела творческую встречу, благодарили за оригинальную постановку пьесы Франка Ведекинда «Пробуждение весны», покорившую необычным замыслом, погружаться в который — редкое удовольствие. Ибо все темы, так или иначе затрагивающие актерское существование, проходят в этом театральном круговороте: и быстротечность успеха, и цена риска, и качели между собой и образом, и разрушение иллюзий, и коварство продажной популярности, и отношения с преданным зрителем.

Словом, кокшетауская благодарная публика надеется на будущие встречи с немецким театром, более подробное знакомство с ним.

Алия АХЕТОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также