Когда работа — в радость

051-8-2Свое дело
Взрослая жизнь у Айнур начиналась вполне благополучно. После окончания средней школы поступила на факультет общетехнических дисциплин Целиноградского пединститута, где изучала и готовилась преподавать технологию труда. Во время учебы познакомилась со студентом архитектурного факультета сельхозинститута Балтой Тусупбековым, вышла за него замуж.
Окончив учебу, молодые переехали в родной город Балты — Караганду, стали работать по своим специальностям. Здесь у них родились дочери Айгерим и Асель, сын Батыржан. А 1996 году в их дом пришла беда — Балта ослеп.

До конца понять, что пережила в связи с этим горем Айнур, может только тот, кто сам через это прошел. А Айнур Алимжановне делиться этим больно. Единственное, что она говорит: да, было трудно. Еще бы — трое детей мал мала меньше, дом, работа, муж — инвалид первой группы…

Спасение, поддержку как душевную, так и материальную, ей принесло любимое дело. И мама ее, и бабушка не только любили шить и вышивать, но и делали это замечательно. А дедушка был известным на всю округу ювелиром. Вот у них-то Айнур не только переняла талант к творчеству, но в детские и юношеские годы успела многому научиться. Кстати, поэтому, наверное, и стала учителем труда, преподавала детям уроки кройки, шитья и вязания.

В тяжелейшие для нее годы именно навыки непростых занятий и выручили ее семью. После работы в школе быстренько бежала домой, кормила детей и мужа и садилась за швейную машинку. Шила все, что ей заказывали: одежду, постельные принадлежности, шторы, занавески, другое. Но это была работа ради того, чтобы прокормить семью, а вот когда заказов не было, приходило время творчества. Айнур создавала казахскую национальную одежду. А помогал ей… Балта. Зрительная память-то у него работала. Он предлагал эскизы узоров, подбирал сочетания цветов, давал другие советы. Ведь художник в нем оставался жить.

— Эти занятия не только поддерживали нас материально, но и душевно, — вспоминает Айнур Алимжановна. — За шитьем и вышивкой приходило успокоение, даже умиротворение, все беды и трудности отходили на задний план, мир становился добрым и светлым.

Да, по сути, для семьи Тусупбековых так оно и произошло: шок от страшной беды прошел, усилиями хозяйки в доме воцарился покой. Балта вновь почувствовал вкус кжизни, дети подрастали.

В 2006 году Тусупбековы перебрались поближе к столице, где жила мама Айнур, приобрели жилье в ауле Караоткель. Наша героиня нашла работу по специальности в местной школе, а в свободное время вместе с мужем они опять творили. Но теперь ассортимент их изделий расширился — стали шить чапаны, тюбетейки, коржыны, подушки, корпе и другие национальные изделия. Местные жители не могли ими налюбоваться, восклицали: хоть на выставку отправляй. И как-то смелый и дерзкий Балта сказал своей скромной и застенчивой супруге: а почему бы и не отправить?

Вот тут, как говорится в добрых романах, к ним и пришла слава, а точнее, признание: на районной выставке народно-прикладного искусства — первое место, на областной — первое, на региональной и, наконец, республиканской — все тот же неизменный результат. Несколько лет подряд изделия Тусупбековых признавались лучшими на самых разных уровнях. Учитывая их стабильное лидерство, высочайшее качество изделий, творческий подход к делу, а, главное, чтобы дело это продолжалось, находило новые формы и содержание, в 2012 году Айнур Тусупбековой выделили грант в размере двух миллионов тенге «…на открытие дизайнерского центра по пошиву национальной одежды». Радости не было предела. Но… опять пришла беда: Балту подкосил инсульт, через некоторое время он умер.

Целый год Айнур Алимжановна не показывалась на людях, и только осенью 2014-го нашла в себе силы жить и продолжить их любимое с мужем дело. Взяла в аренду помещение в здании местного акимата, закупила оборудование и материалы, приняла на работу трех девушек, которых сама учила премудростям швейного и вышивального дела. А караоткельцы только и ждали, когда их местная признанная мастерица вновь возьмется за работу — заказы хлынули потоком. Тем более, что в ателье шьют не только национальную одежду, но и на любой вкус платья, блузки, юбки, костюмы и даже пальто и куртки. А еще — приданое для невесты, свадебные наряды, подушки, одеяла, покрывала, скатерти, белье для колыбелек — всего не перечислить. Сколько наименований в ассортименте, не знает даже хозяйка.

— Практически, мы можем сшить, связать, соткать любую вещь, — уверена Айнур Алимжановна. — Только пусть заказчик или покажет нам рисунок, фото, схему того, что он желает, или хотя бы объяснит на словах. Да скажет из какого материала. А дальше — наше дело.

Помимо мастерства на «вооружении» швей — строчные, вышивальные, тамбурные (для стеганых изделий) и другие машинки, оверлоги и масса станков и приспособлений. В числе клиентов — вся округа, даже жители столицы. Цены — приемлемые. Особое внимание — малоимущим. Школьная форма для них шьется бесплатно. Есть и другие сюрпризы: заказываешь три одинаковые вещи — за одну платить не надо. А еще по вечерам Айнур Алимжановна у себя дома учит местных девочек своему мастерству. Из малоимущих семей, а их большинство, — бесплатно. Сотрудниц своих хозяйка не обижает, их зарплата — от 45 до 100 тысяч тенге в месяц.

— Моя мечта, — делится наша героиня, — построить свой швейных цех, а при нем — общежитие. Землю мне уже выделили. Так чтоделозамной. Потихоньку сделаю. Ведь моя работа — моя радость. Благодаря ей я творю, людям пользу приношу. Чего еще надо?

Александр ДОЛГОВ.

Целиноградский район.

Фото Жаната ТУГЕЛЬБАЕВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также