В партии «Нұр Отан»
В областном филиале партии «Hұp Отан» на Общественном Совете по противодействию коррупции слушали руководителя областного управления образования Балым Избасарову.
В последнее время критически об этой структуре не говорил и не писал только тот, кто не умеет говорить и писать. Что, в принципе, понятно, именно наше управление среди себе подобных по республике в рейтинговой таблице по коррупции в прошлом году заняло совсем непочетные лидирующие позиции. Членов Совета под председательством Серика Аяганова, участвовавшего в заседании первого заместителя председателя областного филиала партии Галыма Бекмагамбетова в большей степени интересовали не сами по себе выявленные факты преступлений и правонарушений, а причины, условия их возникновения. «Сегодня тень от такой «популярности» ложится на все учительство области, которое по большому счету является передовой частью интеллигенции. И мы просто обязаны вернуть ему доброе имя», — эти слова Галыма Мадешовича придали заседанию тот искренний, доверительный тон, при котором и становится реальной задача докопаться до сути, изнанки ситуации. При этом было предложено, образно говоря, отделить котлеты от мух, то есть преступления умышленные от непреднамеренных.
О чем идет речь? В общем объеме затрат областного бюджета доля образования составляет порядка 14%, а в разрезе городов и районов в три-четыре раза больше. Это, как мы понимаем, большие деньги, за счет которых в области работают более 800 организаций образования. По словам председателя ревизионной комиссии области Мереке Мустафина, уже в этом году, по итогам двух месяцев, 59% всех выявленных нарушений приходится на сферу образования. Это по-прежнему много, и Совет неслучайно в своем постановлении признал работу по противодействию коррупции в системе образования области недостаточной. Для того, чтобы разобраться в тенденциях, управлению и было предложено проанализировать все нарушения. Трудно поверить, что лица, совершившие такие преступления, как необоснованное присвоение денег, приобретение различного оборудования и инструментов для студентов, которые не используются «в связи с отсутствием потребности», недостача 54 наименований продуктов питания в детском доме не знали, как квалифицируются их действия. Но есть и множество других нарушений, связанных прежде всего с низкой квалификацией работников бухгалтерии, слабой организацией учета и отчетности, процедур проведения госзакупок. Работники управления склонны считать, что около 50% коррупционных преступлений и правонарушений совершены умышленно. А вот цифры, озвученные председателем ревкомиссии: за 2014 год к административной ответственности привлечены 48 должностных лиц. К дисциплинарной — 120 работников системы образования, из них руководитель отдела образования Жаксынского района, 10 директоров школ, 13 — колледжей, 10 — заведующих детсадами, 49 — бухгалтеров учреждений образования. Трудно всех их сразу заподозрить в злонамеренной корысти, значит, вывод один — работников нужно учить. Причем, как точно было подмечено, читать им лекции о коррупции должны не сами работники образования, а специалисты другого профиля: финансисты, экономисты, бухгалтеры, ревизоры — те, кто может, что называется, на пальцах, разъяснить нужные в их работе положения законодательства. Ну и, конечно, должен быть контроль над использованием бюджетных средств. Тем более, что Балым Избасарова признается: в данной сфере мало квалифицированных специалистов, высокая текучесть кадров, что не может не сказываться на качестве исполнения финансовых документов и процедур. Со стороны акимов, курирующих заместителей, руководителей управления, учреждений образования нужен постоянный контроль, направленный, прежде всего, на предупреждение нарушений — рекомендуют члены Совета. Кстати, в управлении уже работают над предложением создать службу внутреннего контроля. Кроме того, как докладывали руководители областного, Кокшетауского и ряда районных отделов в организациях среднего, технического, профессионального образования запланирована учеба специалистов, ответственных должностных лиц. Говорят, что накоплен опыт функционирования «телефона доверия», что действительно может способствовать быстрому реагированию. Например, в одной из Кокшетауских школ-гимназий учащимся предложили сдать деньги на дневники, ценой в несколько раз больше обычной, но со специальным логотипом. Ссылаясь на тот же пресловутый логотип, всех родителей отправляли в определенную фирму за формой, которая на поверку оказалась не лучшего качества. Юристы однозначно расценили инициативу школы, как неправомерное предпочтение, а это уже статья. Говорили о важности психологического настроя на положительный результат в обсуждаемом вопросе. Достигли ли они цели, покажут время и итог принимаемых мер.
Начальник областного управления комитета правовой статистики и спецучетов Жантуар Ергалиев рассказал об итогах мониторинга коррупционных преступлений и правонарушений за первый квартал. Получается, что удельный вес коррупционных от общего числа составил 2%, и лидирует здесь с большим опережением областной центр. Структура коррупционных деяний выглядит следующим образом: присвоение или растрата вверенного чужого имущества — 4 случая; мошенничество — 3; злоупотребление должностными полномочиями — 3; превышение власти или должностных полномочий — 2; получение взятки — 6; дача взятки — 7; служебный подлог-9. Среди тех четырех лиц, чьи уголовные дела были направлены в суд, сотрудник инспекции транспортного контроля, два служащих акиматов и их структурных подразделений, один квалифицируется, как иной госслужащий. За три месяца этого года на специализированный учет поставлены 17 лиц, совершившие коррупционные правонарушения и привлеченные к дисциплинарной ответственности (в прошлом году их было 25). Из этих 17-12 совершены служащими акиматов и их структурных подразделений, по 2 — сотрудниками инспекции транспортного контроля и органами внутренних дел, 1 — МСХ. Уволены с госслужбы 7 чиновников. Один понижен в должности. И еще такие данные: наиболее часто к дисциплинарной ответственности привлекаются чиновники за неоднократное нарушение установленного законом порядка рассмотрения юридических, физических лиц, и за решение входящих в их компетенцию вопросов. Следом идет использование служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением своих материальных интересов либо близких родственников. И далее — оказание неправомерного предпочтения. Вспомним невинные, на первый взгляд, логотипы на дневниках и школьной форме.
В завершение заседания заместитель председателя областного филиала партии Бауржан Гайса поделился информацией о ходе работы партии по разработке и внедрению методологии формирования Национального индекса восприятия коррупции.
Валентина КОСЯНЮК.