За строкой Послания: Модернизация производства
На территории, прилегающей к производственным корпусам Атбасарского электровозоремонтного завода, который является филиалом ТОО «Қамқор Локомотив», в любое время суток не увидишь праздношатающихся.
Стоит перешагнуть порог любого цеха, как слышится смешанный гул от большой нагрузки десятков современных металлообрабатывающих станков, скрипя, бегают по рельсам мощные кран-балки, перемещая, куда требуется, колесные пары и различное оборудование, детали, изготовленные на листогибочном прессе, другое. Сложным процессом управляют профессионалы, до тонкостей знающие свое дело.
Импонирует хороший настрой людей, нацеленных на достижение высоких конечных результатов. Понятно, забот у машиностроителей много и об одной, к чему стремятся работники завода, вкратце рассказал директор Нурмахан Пулатов: «Мы добиваемся того, чтобы потребители считали наш завод лучшим предприятием, оказывающим услуги по ремонту электровозов, оборудования подвижного состава и производству запасных частей. Свою гражданскую позицию, четкое понимание задач на предстоящий период высказали на собрании по обсуждению основных положений ежегодного Послания Главы государства Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Нұрлы жол — путь в будущее». Примечательно, что представители трудового коллектива осознают важность поставленных задач в этом документе и заявляют о готовности принять активное участие в развитии транспортно-логистической инфраструктуры. Здесь же рабочие предложили в целях укрепления экономики страны увеличить долю казахстанского содержания в конечном товаре за счет наращивания объемов закупа узлов и деталей у местных товаропроизводителей. Кстати, госпрограмма поддержки отечественного товаропроизводителя нами реализуется по многим направлениям. Крупными партиями закупаем подшипники разного назначения на Степногорском ПЗ, другие комплектующие поставляют нам ТОО: «Макинский литейно-механический завод» Буландынского района, «Восток-Машзавод» г. Усть-Каменогорска, другие».
За более чем семидесятилетнюю историю завода коллектив внес весомую лепту в копилку добрых дел железнодорожной отрасли Казахстана. Да, на трудном пути здешних ремонтников случалось всякое, но неизменным правилом для развивающегося предприятия оставалось расширение сферы деятельности, внедрение в производство новейших достижений науки и передового опыта и связанное с этим углубление специализации, неуклонное повышение качества производимой продукции.
— Основными видами нашей деятельности, — продолжал Нурмахан Сапарбекович, — являются капитальный ремонт локомотивов серии «ВЛ-80», техническое обслуживание электровозов серий «ВЛ-80», «ВЛ-40» циклом ТОУ-8, ТО-8 и ТО-6; модернизация с продлением срока службы на 20 лет электроподвижного состава; ремонт и формирование колесных пар локомотивов; капитальный ремонт тяговых электродвигателей и локомотивного оборудования, а также изготовление и восстановление запасных частей и деталей (более 2000 наименований).
На заводе планомерно создавалась и соответствующая материально-техническая база.
На все это ежегодно тратились огромные средства, инвестируемые в производство. Так, на реализацию долгосрочной программы модернизации с 2004 по 2013 годы было израсходовано 2306,1 млн тенге. В результате предприятие освоило капитальный ремонт тягового трансформатора со сменой обмоток, модернизацию электровозов серии «ВЛ-60». Было открыто отделение цветного литья, освоен выпуск шестерен тяговых двигателей электровоза «ВЛ-80» и выпуск бандажного железа. Произведена модернизация одной секции грузового двухсекционного электровоза «ВЛ-80Т(с)» под односекционный двухкабинный электровоз «ВЛ-40М». По графику введен в действие специальный цех, в основу технологических решений которого заложена схема прогрессивного процесса очистки, мойки, ремонта и окраски электровоза. Введен в эксплуатацию кузовной цех, приобретено высокотехнологичное современное оборудование, начато освоение изготовления жилых передвижных комплексов для проживания вахтовых бригад. С апреля прошлого года Атбасарский электровозоремонтный завод перешел на современное обслуживание локомотивов и стал головным сервисным центром по обслуживанию электровозов серий «ВЛ-80», «ВЛ-40», что привело к росту объемов по ремонту локомотивного оборудования и локомотивов циклом ТО-6.
Коллектив предприятия в прошлом году выпустил промышленную продукцию на 5763 млн тенге. Капитальным ремонтом восстановлено девять электровозов, отремонтированы 296 единиц колесных пар и 410 единиц локомотивного оборудования, изготовлено 78 жилых комплексов, выполнен значительный объем работ по техническому обслуживанию локомотивов разными циклами.
Однако объем промышленной продукции по сравнению с предыдущим годом уменьшился на 1,9 млрд тенге. Снижение уровня доходов произошло из-за отсутствия заказов на проведение модернизации секций электровозов и сокращения заказов на ремонт электровозов циклами КР и ТОУ-8.
Завод является градообразующим предприятием, здесь работают 1522 атбасарца, что составляет порядка десяти процентов экономически активного населения города. Из общего количества работающих здесь трудятся 19 инвалидов второй и третьей групп, 12 воинов-интернационалистов и 77 человек, относящихся к социально защищенным группам.
Предприятие наладило тесные связи с индустриально-техническим колледжем № 1 г. Атбасара. Заключен меморандум на предмет подготовки специалистов технических профессий. За два года коллектив завода пополнился 53 молодыми токарями, слесарями, сварщиками. В минувшем году созданы 72 рабочих места.
— Социальная сфера, здоровье тружеников, — говорил Нурмахан Пулатов, — предмет особой заботы руководства предприятия. Мы не забываем об улучшении благосостояния своих работников. Постоянно растет средняя зарплата, в прошлом году она составила 111,8 тыс. тенге.
Добавим. К услугам заводчан — бытовой комбинат, где размещены прачечная, мастерская по ремонту спецодежды, душевые, оснащенный оборудованием медпункт. Многие заводчане свободное время проводят на стадионе, в тренажерном зале, теннисном корте, для их физического оздоровления арендуется спортивный зал. В 2014 году на одного человека на социальные льготы израсходовано 34 тыс. тенге (рост 5 тыс. тенге).
На вопрос о прогнозах на текущий год руководитель предприятия ответил:
— Нынче планируем получить 5885019 тыс. тенге доходов с увеличением на 121925 тыс. тенге. Будет произведен капремонт девяти электровозов и техническое обслуживание 34 единиц локомотивов «ВЛ-80». Намечено отремонтировать 312 единиц колесных пар, восстановить 459 единиц локомотивного оборудования и т. д. Под постоянным контролем будет качество выпускаемой продукции. Кстати, в этом направлении у нас имеется хороший опыт. Ежегодно на реализацию мероприятий по улучшению свойств продукции вкладывается от 60 до 100 млн тенге. Коллектив завода гордится тем, что сегодня по стальным магистралям Казахстана ежедневно курсируют электровозы серий «ВЛ-80 ТК» и «ВЛ-40М» с маркой «Сделано в Атбасаре». Отзывы от потребителей об этой технике получаем самые положительные.
Иван ПЕРЕРВА.
г. Атбасар.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.