Премьера
Так называется новая постановка, премьерный показ которой состоялся в минувшее воскресенье в областном казахском музыкально-драматическом театре. Спектакль «Бес бойдаққа бір той» — режиссерская работа обладателя звания «Мәдениет қайраткері», одного из ярких актеров театра Толеубека Конбая по мотивам пьесы известного писателя-драматурга Тынымбая Нурмагамбетова «Қырманбайдың тойы».
В творческой копилке актеров казахского театра появилась еще одна хорошая работа: легкая по восприятию комедия с глубоким смыслом, указывающая на проблемы воспитания детей, внутрисемейных разногласий, отношений отцов и детей, — словом, заставляющая и посмеяться, поскольку щедро сдобрена искрометным казахским юмором, и задуматься над поднимаемыми ею реалиями жизни. Качественная игра актерской труппы захватила сразу, поскольку поражала множеством великолепных приемов и режиссерских, и собственно актерских. В основе комедии история о том, как перешагнувший шестидесятилетний рубеж и овдовевший аксакал Кырманбай переживает за своих великовозрастных сыновей, дочерей, которые, по его мнению, не спешат проститься с холостяцкой жизнью. И пока старик печалится о будущем своих детей, они, в свою очередь, переживая за него, решают прежде вновь женить отца, чтобы он не остался один, когда каждый из них устроит свою судьбу. Решено-сделано. События разворачиваются стремительно: вот уже и невеста нашлась для старика — продвинутая бабушка Гульбарам, которая знает, что такое «Фейсбук», «Инстаграм». А однажды стараниями женихов дочерей Кырманбаю даже было видение: нечто потустороннее, на что старик от страха даже взглянуть не смог, велело ему выдать замуж дочерей.
В конце концов найдут свое счастье и два взрослых сына Кырманбая, и две его дочери. А кто же пятый холостяк? Сам Кырманбай, который в финале всей истории соединит свою судьбу с Гульбарам әже.
Свой вклад в постановку внесла и художник театра Ляйля Набиева. Продуманная декорация спектакля — лаконичные детали, с помощью которых зритель окунулся в атмосферу простой, милой сердцу деревенской жизни. Но особая удача спектакля, оказавшимся серьезным экзаменом на мастерство для молодых актеров, конечно, это их игра, колоритная, искренняя, впечатляющая.
Ерканат Сабитов, попробоваший себя в новом возрастном аплуа и сыгравший главную роль — старика Кырманбая, достоверно представил образ беспокойного пожилого человека, оставшегося на старости лет без своей половинки. Он, как и все старики, сварлив, не всегда доволен поведением детей, при этом, забывая о себе, все свое время посвящает заботам о них.
Еркебулану Толеуову (Барбол), Асланбеку Шайсултанову (Нарбол), Макпал Сулейменовой (Шукетай), Баршагуль Малгаждаровой (Кукетай) хорошо удались образы его детей, что разнятся по возрасту, характерам, темпераменту, но едины в одном — кажется, чуть побаиваются своего отца, жалеют его, хотя тоже бывают недовольны его замечаниями. Но ясно одно: любят его дети, заботятся, берегут, прислушиваются к его мнению. Четверо старших — два сына и две дочери — не женятся, не выходят замуж, потому что каждый боится в душе оставить отца одного. А вот самый младший его сын Жарбол, которого сыграл Лукпан Кайратбек — еркебала, баловень, он ближе всех к отцу, и, кстати, совсем не прочь жениться раньше всех. Казахи говорят: «В большой семье воровства не скрыть», по секрету отцовский любимец рассказывает ему о том, что замыслили старшие братья и сестры, и сыграет свою роль в том, чтобы все они соединили судьбы со своими возлюбленными.
Все эти взаимоотношения, складывающиеся в жизни отдельно взятой семьи, преподносились зрителям в ярких, красочных тонах с особой энергетикой, которую актеры генерировали в зал на протяжении всего спектакля, сдобренного шутками, постоянным зрительским смехом.
Ярко воссоздан образ и Тулбарам әже (Маржан Бекешева) — избранницы главного героя. Эстетической его завершенности помогал каждый жест, движение, реплика актрисы. Прибавьте сюда еще великолепную артистичность.
Словом, посмотрев новую постановку, представленную в популярном жанре, зритель и посмеется от души, и, сопереживая героям, увидит, прочувствует, что пьеса удачно раскрывает, превозносит незыблемые ментальные особенности казахов, традиционные родственные взаимоотношения внутри семьи. В первую очередь, мы видим провозглашение глубокого, искреннего уважения к родителям, сохранения крепких семейных уз. Кроме того, старик Кырманбай — человек глубоко религиозный, старается воспитывать своих детей благочестивыми, совестливыми, с твердыми моральными принципами.
Ну, а возвращаясь к спектаклю, нужно сказать, что актеры театра снова блестяще справились с поставленной режиссером задачей. Постановка изобилует интересными мизансценами, приправленными острыми шутками, вызывающими искренний смех.
Да, преходящие жизненные трудности можно воспринимать по-разному: плакать, впадать в уныние, или смеясь и надеясь на их оптимистичное разрешение. Что вернее, зритель узнает, посмотрев спектакль.
Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.