Рядом с нами
Молоденькой девушкой приехала в Казахстан в самом начале целинной эпопеи Мария Котик и осталась здесь навсегда. На ее глазах и с ее участием шло становление и развитие целинного совхоза «Шортандинский». Она помнит многих — кто навсегда связал свою жизнь с целиной, и тех, кто по разным причинам вернулся назад. Для нее же эти бескрайние степи стали родными, здесь родились и живут ее дети и внуки.
Мария Никитична выросла в Кыргызстане, в небольшом поселке в 60 километрах от Пишпека, как тогда называли кыргызскую столицу. В семье из троих детей она была младшей. Один из ее братьев студентом каждое лето проводил в геологических экспедициях, и маленькая Маша всегда с нетерпением ждала его возвращения. Он привозил с собой романтику дальних странствий с запахом хвои и дымом костра, а его песни под гитару и рассказы о бесконечности Вселенной и мудрости Природы, хранящей в земных недрах несметные богатства, завораживали так, что девочка твердо решила стать геологом. Но родители, считавшие эту профессию исключительно мужской, были категорически против. И после окончания школы Маша с подругами поехала в Ош и поступила в педагогический институт. Окончив филологический факультет, девушка осталась работать в городе учителем русского языка и литературы.
Шел третий год освоения целинных и залежных земель в северных областях Казахстана. Слава об успехах целинников гремела на весь Советский Союз, и молодежь рвалась осваивать необжитые края. Маша, конечно же, не могла оставаться в стороне от происходящих грандиозных событий и в конце лета 1957 года поехала к старшему брату, который в числе первых строительных бригад по комсомольской путевке приехал в Акмолинскую область. Совхоз «Шортандинский», который с колышка строил ее старший брат, и где впоследствии обосновалась семья Котик, был образован на месте бывшего совхоза «Заря» в 50 километрах от железнодорожной станции Шортанды.
Вспоминая события тех лет, Мария Никитична говорит, что труднее всего привыкали к суровому местному климату. Многие, не выдержав, уезжали.
Свою первую зиму на целине Мария Никитична запомнила на всю жизнь. Поначалу молодого педагога направили работать в село Пригородное. Стояла поздняя осень.
Старики, у которых она снимала комнатку, поинтересовались, в какой обуви она собирается ходить зимой. Девушка гордо показала свои модельные сапожки. С острым носочком, на невысоком каблучке сапожки действительно были хороши. Хозяева, ничего на это не сказав, купили своей «жиличке» валенки и припрятали. Зимы тогда были снежные, бураны задували такие, что дома заносило по самые печные трубы, и соседям приходилось буквально откапывать друг друга. А валенки те еще не одну зиму прослужили своей хозяйке.
В 1958 году Мария перебралась к брату в совхоз «Шортандинский». Когда на центральной усадьбе построили восьмилетнюю школу, стала ее первым директором.
Несмотря на то, что добровольцы продолжали прибывать, рабочих рук не хватало. Учителя вместе со старшеклассниками после уроков помогали совхозу: работали на току, ворошили зерно, чтобы не «горело», грузили его в машины для отправки на элеватор. Жизнь вокруг кипела, и надо было всюду успеть: политинформации и собрания, тематические кружки, спортивные соревнования, не говоря уже о танцах.
Своего будущего мужа Ивана Ивановича она встретила здесь, на целине. Высокий и молчаливый парень, родом из Украины, был полной противоположностью маленькой, жизнерадостной и смешливой Маши. Работал плотником на стройке, затем его перевели в ремонтную мастерскую токарем. Веками нетронутая целинная земля поддавалась неохотно, техника часто не выдерживала, ломалась, запчастей не хватало, и приходилось самим что-то придумывать. Иван Иванович был дока в токарном деле, мог выточить любую деталь и исправить любую поломку.
Вскоре в совхозе построили школу. Мария Никитична была назначена завучем. Впрочем, учить приходилось не только детей, но часто и взрослых. Сегодня она уже и не помнит, скольким ученикам дала путевку в жизнь. Жизнь разбросала их по городам и странам — ближним и дальним, но дважды в год — 8 мая и в День учителя — многие обязательно напоминают о себе. Среди них есть и те, кто пошел по ее стопам, выбрав нелегкую профессию учителя. В Новоселовской средней школе Шортандинского района уже много лет преподают ее ученицы Лидия Кравченко и Вера Скирда, которых любят ученики и уважают коллеги.
Мария Никитична и Иван Иванович Котики прожили вместе более 50 лет. Их небольшой дом находится на окраине Новоселовки, у самой речки. Дети, дочь Людмила и сын Юрий, живут и работают в Астане. Их тревожило здоровье стариков. Но уговорам переехать жить в город они не поддавались.
P.S. Когда верстался номер, в редакцию пришла горькая весть: в середине декабря Марии Никитичны Котик не стало…
Раушан САДЫКОВА.
Фото из семейного архива: первый выпуск Новоселовской СШ.
Шортандинский район.