Нововведения в работе полиции
В соответствии с международными стандартами
В работе правоохранительных органов грядут нововведения, со следующего года вступают в силу новые уголовно-процессуальный, уголовный, уголовно-исполнительный и административный кодексы. Это — часть реформирования правоохранительной системы республики, начатого в нашей стране по поручению Главы государства Нурсултана Назарбаева. Кроме того, с 2015 года ожидается переход на новую регистрацию совершенных правонарушений в системе единого реестра досудебных расследований (ЕРДР). Как идет подготовка к внедрению этой базы и какие изменения ожидают акмолинскую полицию, мы попросили рассказать главу ведомства генерал-майора полиции Жайлаубека Халыкулы.
— Президент страны ставит задачу непрерывного развития демократического общества, а для этого крайне важно правильное и точное применение новых правовых норм. Наша служба стоит на переднем крае борьбы с преступностью и от ее правильных действий зависит безопасность граждан. К работе с базой ЕРДР полицейские приступят уже с января, а пока мы проводим большую подготовительную работу. Из областного бюджета выделено более миллиона тенге на приобретение электронных цифровых подписей KazToken, а также 221 единица компьютерной техники. Кроме того, выделены денежные средства для организации каналов связи 190 участковых пунктов полиции территориальных подразделений. Идет оснащение техническими средствами сотрудников, осуществляющих регистрацию ЕРДР, обеспечение опорных пунктов сельских округов выходом на ведомственную локальную сеть. Параллельно проводятся обучение сотрудников по работе с новой базой, подготовка методических рекомендаций. Все это мы завершаем к концу года, чтобы приступить к работе в новых условиях.
По структуре и содержанию новый Уголовно-процессуальный кодекс довольно сложен. Он содержит на 97 статей больше действующего. Однако принятая модель нового уголовного процесса должна максимально и оперативно обеспечить защиту прав не только обвиняемых, но и потерпевших, в то же время, не нарушая фундаментальных основ правосудия. Обновленный Уголовно-процессуальный кодекс направлен, в первую очередь, на упрощение и ускорение процесса расследования преступлений, повышение экономичности уголовного процесса, приведение его в соответствие с международными стандартами.
Согласно новому Кодексу исключена такая стадия расследования, как доследственная проверка. Напомню, что согласно действующему УПК она проводится с момента регистрации сообщения о преступлении до возбуждения уголовного дела, а сроки ее проведения зачастую превышают ход основного следствия. Поэтому в новом УПК введено понятие досудебного расследования, начало которого будет связано с моментом регистрации заявления и сообщения о преступлении и возможности проведения с указанного момента любых следственных действий.
Еще одним новшеством стало исключение такого процессуального акта, как постановление следователя о привлечении в качестве обвиняемого и обвинительное заключение. Одно из направлений реформирования уголовного процесса предусматривает отказ от института возвращения судом дел на дополнительное расследование. В случае необходимости прокурор будет иметь право изменить объем обвинения, в том числе и на более тяжкое.
Детализирован порядок задержания граждан, а также предусмотрены нормы, регламентирующие порядок и основания кратковременного задержания. По аналогии с американским «Правилом Миранды» введена норма, обязывающая при задержании устно объявлять задержанному лицу его права и обязанности. Хотел бы остановиться на самой строгой из всех предусмотренных мер пресечения — содержание под стражей. Это временное лишение свободы обвиняемого или подозреваемого путем помещения его на период производства по делу в следственный изолятор. Так как она ограничивает конституционные права и свободы человека, который до обвинительного приговора в силу презумпции невиновности считается невиновным, для ее применения требуются особо надежные гарантии против возможных ошибок и злоупотреблений.
Основу для формирования категории уголовных проступков по новому уголовному кодексу составляют правонарушения, которые представляют большую общественную опасность, чем административные правонарушения, и меньшую общественную опасность, чем уголовные преступления. Спектр наказания за уголовные проступки довольно широк: это штраф, исправительные работы, привлечение к общественным работам и арест. Я уверен, эти меры отразятся на эффективности проводимой нами работы по профилактике преступлений.
Пересмотрены и положения ст. 67 действующего Уголовного кодекса. Теперь по правонарушениям, следствием которых явилась смерть потерпевшего, примирение сторон недопустимо. В особенности это касается дорожно-транспортных происшествий. Лица, нарушившие Правила дорожного движения с наездом на потерпевших, в результате чего наступила их смерть, с введением нового уголовного кодекса не могут быть освобождены от уголовной ответственности даже в случае возмещения ими ущерба и примирения сторон.
В целом новым Уголовным кодексом усилена ответственность за некоторые виды преступлений: это террористические, транспортные, коррупционные, распространение информации оскорбительного или клеветнического характера посредством компьютерных систем. Усилены санкции за преступления против несовершеннолетних. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, выделено в качестве самостоятельной статьи, по которой примирение сторон невозможно.
Вводится специальная глава о медицинских преступлениях, в том числе об уголовной ответственности за незаконный оборот фальсифицированных лекарственных средств. Изменена конструкция нормы об уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков и их аналогов. Административные правонарушения в этой сфере переведены, как уголовные проступки, а норма действующего УК о незаконном обороте наркотических средств разделена на отдельные составы, предусматривающие ответственность за эти преступные действия без цели сбыта и со сбытом.
Вместе с тем хочу отметить, что усилена ответственность в части укрытия уголовных правонарушений от регистрации. Если в действующем УК уголовная ответственность могла наступить за укрытие тяжкого преступления, то в новом УК уголовная ответственность наступает как за укрытие преступлений, так и проступков.
Я кратко назвал основные новшества, но и это огромный пласт работы, которую проведут сотрудники следственных подразделений. На сегодняшний день весь личный состав готовится к сдаче зачетов на знание нововведений и готов применить их в служебной деятельности. Каждый должен понимать, что разработка новых кодексов — это веяние времени. Наша страна очень молодая, и для создания стабильного государства назрела необходимость провести кардинальную реформу, обеспечив реальное соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Записала Асем АБДРАХМАНОВА.
***
Новеллы уголовно-исполнительного кодекса
Гуманизация дает шанс
В Концепции правовой политики на период с 2010 по 2020 г., утвержденной Указом Президента РК, уголовно-исполнительная система определена одним из направлений политики, претерпевающей сегодня существенные изменения в соответствии с международными стандартами.
Сегодня мы беседуем с начальником департамента уголовно-исполнительной системы по Акмолинской области Кенжебеком Унербековым.
— Кенжебек Саякович, на презентации Концепции проекта «10 мер по снижению тюремного населения» заместитель Генпрокурора республики Жакип Асанов привел данные о значительном сокращении количества заключенных в стране. В 1996 году по международному показателю тюремного индекса (количество заключенных на 100 тысяч населения) мы занимали третье место в мире после США и России. А по итогам 2013 года — уже 35-е, тюремный индекс составил 296 человек на 100 000 тыс. Снижается ли количество людей, отбывающих наказание в колониях нашей области?
— За последние три-четыре года количество отбывающих наказание и следственно-арестованных в семи исправительных учреждениях, расположенных на территории нашей области, остается стабильным -порядка трех с половиной тысяч человек. За 10 месяцев текущего года — 3360 человек. Практически, половина из них-акмолинцы, около 1000 — жители Астаны и СКО, остальные — из других регионов страны, преимущественно северных и центральных. Основная часть осужденных отбывает наказание за убийства, изнасилование, нанесение тяжкого вреда здоровью, кражи, мошенничество…
Дать какой-то даже условный социальный портрет человека, отбывающего наказание, довольно сложно. Среди осужденных есть самые разные люди: по социальному, национальному, конфессиональному, расовому, имущественному и иным признакам. Есть среди них и лица, до осуждения занимавшие высокопоставленные должности, руководители предприятий и работники сферы бизнеса. Мы их по социальным категориям не разделяем, требования, установленные уголовно-исполнительным законодательством РК, для всех едины.
Какой-то переполненности, «перенаселенности» нет, условия содержания заключенных полностью соответствуют законным требованиям.
— Периодически СМИ сообщают о протестах заключенных, иногда они приобретают массовый характер. В чем причина этого, и как обстоят дела в колониях нашей области?
-Да, не скрою, были моменты и у нас, когда проводили плановые обысковые мероприятия, и при изъятии недозволенных к хранению и использованию запрещенных предметов осужденные отказывались добровольно сдавать их, выдвигали неправомерные требования. Тогда приходилось применять силу и наводить порядок в рамках закона и предусмотренных им правил.
Согласитесь, ведь даже пребывая в санаторных учреждениях, оплачивая свое проживание там и лечение, ты должен соблюдать распорядок дня и иные требования администрации, а здесь люди, преступившие закон, совершившие преступления против личности, государства…
В 2013 году количество нарушений в исправительных учреждениях, расположенных на территории области, составило 159 случаев на 1000 человек, в период с января по октябрь этого года — 96. Большая часть из них заключается в том, что некоторые осужденные отказываются передвигаться строем, в то время как свободное и хаотичное движение недопустимо в режимном учреждении, отказываются от обязательной двухчасовой работы по благоустройству, курят в не предназначенном для этого месте. В работе со спецконтингентом мелочей не бывает. Все начинается с малого, поэтому за каждое нарушение следует предусмотренное законом наказание.
Работаем в тесном контакте с общественной наблюдательной комиссией, на протяжении многих лет возглавляемой Любовью Рубежанской. В состав ОНК входят представители общественных объединений -врачи, психологи, учителя и юристы. Они осуществляют контроль за соблюдением прав лиц, отбывающих наказание в колониях. При посещениях особое внимание уделяется вопросам порядка и условий содержания следственно-арестованных и осужденных, обеспечения продуктами питания, оказания медицинской помощи, рассматриваются личные заявления и жалобы. Только за октябрь этого года члены ОНК побывали в колониях 8 раз.
— Кенжебек Саякович, какие изменения в работе возглавляемого Вами ведомства предусматривает новый Уголовно—исполнительный кодекс РК?
— Главная цель новелл, внесенных в уголовно-исполнительное законодательство, заключается в гуманизации. На должном уровне решен вопрос о правовом положении осужденных, обеспечении их личной безопасности в процессе отбывания наказания. Законодательно закреплено право осужденных на обращение.
Конечно, прежде всего многие новеллы повлекут снижение численности тюремного населения. Но при этом меры по сокращению не должны ослабить общественный порядок, снизить уровень защищенности прав граждан и безопасности общества. Речь не идет о том, что на свободе окажутся лица, представляющие угрозу этому. Каждый нарушитель закона должен и будет отвечать. Но шире и чаще будут применяться меры наказания, не связанные с лишением свободы. Эта мера, как безальтернативное наказание, сохранена только за наиболее опасные преступления: в составе преступной группы, связанные с причинением смерти, против половой неприкосновенности несовершеннолетних, особо тяжкие, террористические, коррупционные… Так что, видимо, состав людей, отбывающих наказание, несколько изменится.
По новому УИК уголовно-исполнительные инспекции преобразуются в службы пробации. Это не просто смена вывески, а смещение акцента работы целой структуры в сторону социально-правовой помощи. Пробация будет назначаться не только условно осужденным, но и вышедшим на условно-досрочное освобождение, находящимся под административным надзором и ограниченным в свободе.
Осужденных, которые смогут выйти на УДО, станет больше. Теперь для этого определены два конкретных условия: полное возмещение ущерба и отсутствие злостных нарушений порядка отбывания.
— Но разве человек, отбывающий наказание в местах лишения свободы, имеет возможность возместить материальный ущерб потерпевшим?
-Да, проблемы струдозанятостью, конечно, есть. Сегодня имеют работу порядка 50% спецконтингента: занимаются металлообработкой, в одной из колоний области работает цех — филиал шарикоподшипникового завода, шьют спецодежду для осужденных области, обеспечивают пошив форменного обмундирования для сотрудников исправительных учреждений…
Мы постоянно работаем над созданием новых рабочих мест, привлекаем предпринимателей. В этом году в колониях области открыли цеха по пошиву и ремонту обуви, изготовлению фурнитуры для сотрудников, розливу подсолнечного масла и консервированию овощей, выпуску и расфасовке некоторых видов круп.
Но учтите, что ущерб могут возместить родные, близкие, друзья. А чтобы вышедшему из мест лишения свободы проще было устроиться на работу и вернуть долг, желающие получают у нас востребованные рабочие специальности. Получаемые ими дипломы об окончании колледжа ничем не отличаются от выданных в гражданских учебных заведениях.
Так что государство, инициировавшее принятие новых Уголовного и Уголовно-исполнительного кодексов, дает людям оступившимся, нарушившим закон, хорошие шансы встать на путь исправления, загладить свою вину. И мы непременно выйдем из числа 50 стран-концентраторов тюремного индекса. Конечно, дело это не сиюминутное, а требует поэтапной и последовательной работы. К ней мы готовы.
Беседовала Нина МИТЧИНОВА.
***
Жить честно
Виновники явные и косвенные
За совершение правонарушений, создающих условия для коррупции, заслушали чиновников на очередном заседании Дисциплинарного совета Агентства РК по делам государственной службы и противодействию коррупции в Акмолинской области.
Рассмотрено дисциплинарное дело в отношении руководителя отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Кокшетау Абая Кадралиева. При проведении конкурса по госзакупкам он истребовал информацию от юридических лиц, предоставление которой не предусмотрено, тем самым совершив правонарушение, создающее условия для коррупции. В представленных прокуратурой города материалах указано, что между ГУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Кокшетау» и ТОО «Кокшетау Жолдары» был заключен договор о государственных закупках работ на средний ремонт дороги по ул. им. Куйбышева после электронного конкурса. Но при этом конкурсная заявка потенциального поставщика — ТОО «Базовые инвестиции» — была отклонена из-за несоответствия лицензии по категории — в отличие от победителя конкурса, имевшего первую категорию, он имел третью. Установлено также, что заказчик допустил смешение подвидов работ, и его действия по истребованию лицензии и отклонению конкурсной заявки потенциального поставщика были неправомерными, ущемляющими права и охраняемые законом интересы последнего. А значит, в соответствии с нормами гражданского законодательства оспариваемый договор о государственных закупках нужно было признать недействительным. Однако из-за освоения на тот момент по договору большей части работ — 77%, все оставили, как есть. При рассмотрении гражданского дела в суде первой инстанции обстоятельство на незаконное отклонение заявки было указано. Кадралиев пояснил, что такое решение было принято в связи с тем, что средний ремонт по ул. им. Куйбышева по объемам работ был ближе к капитальному, а потому требование лицензии с более высокой категорией уровня ответственности посчитал обоснованным. Но так он решил сам, а вот ТОО «Базовые инвестиции» представило письмо ДГАСКиЛ по Акмолинской области, где доводилось до сведения конкурсной комиссии, что средний ремонт дороги не относится к лицензируемым видам работ. Однако указанный документ не был принят во внимание, тем самым был нарушен принцип предоставления равных возможностей участия в процедуре проведения госзакупок.
Рекомендовано привлечь Кадралиева к дисциплинарной ответственности в виде «понижения в должности», а в случае отсутствия нижестоящей вакантной должности, «предупреждения о неполном служебном соответствии».
Такое же решение было принято и после рассмотрения другого дисциплинарного дела в отношении руководителя отдела культуры и развития языков Жаксынского района Розы Акановой, нарушившей требования закона при проведении госзакупок, не позволив реализовать свои права двум ТОО: «Пайда Шем» и «Сары-Арка». Как было отмечено, при проведении отделом культуры электронных госзакупок по капитальному ремонту здания районного Дома культуры заявки на участие представлялись несколькими потенциальными поставщиками. Но конкурс признан не состоявшимся в связи с тем, что к участию не был допущен ни один из потенциальных поставщиков из-за несоответствия квалификационным требованиям. В связи с чем принимается решение провести госзакупки способом из одного источника. Конкурсной комиссией наибольшая условная скидка в размере 10% была применена к трем потенциальным поставщикам: ТОО «Бизнес-Консалтинг ЕС», «Пайда Шем» и «Сары-Арка», но организатором госзакупок в нарушение закона направлен запрос только одному поставщику —ТОО «Бизнес-Консалтинг ЕС», с которым отдел культуры и заключил договор на капитальный ремонт здания районного ДК на общую сумму 81518264 тенге. После чего инспекцией финансового контроля и был подан иск в специализированный межрайонный экономический суд о признании недействительным договора о государственных закупках. Но в нем было отказано, как и в первом случае, из-за того, что по оспариваемому договору работы ТОО «Бизнес-Консалтинг ЕС» уже были выполнены на 95%. Вместе с тем, суд указал, что решение о проведении госзакупок было принято в нарушение закона, что привело к игнорированию принципов правового их регулирования.
Почему происходит так, что суды только констатируют свершившийся факт, повлиять на который уже нельзя, задавали вопросы члены Дисциплинарного совета. Как сделать так, чтобы не идти по следам событий и при нарушении закона сразу, на начальном этапе, исправлять ситуацию, а то и упреждать ее?
— Программа по противодействию коррупции предполагает больше работать на опережение, а не только по свершившемуся уже факту, — говорил первый заместитель председателя областного филиала партии «Hyp Отан» Галым Бекмагамбетов.
На что работники облпрокуратуры констатировали, что соблюсти баланс сегодня сложно: с одной стороны, существуют сроки планового расходования и освоения бюджетных средств, с другой — нарушения. Если приостановить освоение средств и ждать решение суда, это негативно скажется на освоении бюджетных средств. А значит, нужно сокращать сроки по таким процессам. Как пояснил председатель Дисциплинарного совета Куаныш Жапаков, сейчас в Агентстве РК по делам госслужбы и противодействию коррупции готовится внесение блока изменений в действующее законодательство с учетом таких вот предложений. Чтобы надзорные органы тоже отвечали за своевременное пресечение коррупционных действий, а практика подобных нарушений, наконец, прекратилась.
Александра МЯКОТА.
***
Брифинг
Устранять административные барьеры
— Проблемы носят системный характер, — эта фраза не раз звучала на совместном брифинге областной прокуратуры и Палаты предпринимателей Акмолинской области.
Примечательно, что об этом говорили не только прокуроры, представители Палаты, но и сами предприниматели.
Директор ТОО «Нордфарм» Жылкайдар Саутбеков: «Бизнесмены — достаточно грамотные люди, знают законы и свои права, но препоны возникают на уровне отдельных чиновников. Либо в силу их некомпетентности, либо по иным причинам».
Заместитель директора Палаты предпринимателей по правовым вопросам Валентина Геращенко информировала о том, что значительная часть обращений бизнесменов касается выделения земельных участков для коммерческой деятельности. Очень сложно начать бизнес, развивать его из-за проблем, возникающих при оформлении проектно-сметной документации и архитектурно-планировочных заданий.
— С каждым фактом волокиты будем разбираться, выяснять причины, нет ли здесь коррупционной составляющей, — говорил прокурор области Муратбек Исадилов. — В любом случае, ответственность должен нести руководитель соответствующего ведомства.
Проблемы для ведения бизнеса создают и субъекты естественных монополий, которые проводят линии электропередач, трубы водо-, теплоснабжения без согласования с собственниками земельных участков.
Предприниматели говорили о целесообразности включения представителей Палаты в состав тендерных комиссий и экспертных советов различных ведомств.
«Работа по защите прав предпринимателей — одно из приоритетных направлений в деятельности прокуратуры, оно находится на особом контроле. Действия должностных лиц, препятствующие предпринимательской деятельности, будут пресекаться, а сами они — привлекаться к ответственности», — отмечал Муратбек Исадилов, подводя итоги брифинга. — Будем работать в рамках меморандума, в рамках совместного плана мероприятий и самое главное — в рамках требований закона.
На брифинге были озвучены первые итоги совместной работы надзорного органа и областной Палаты предпринимателей. В 2014 году работники прокуратуры провели более 20 проверок по вопросам защиты прав предпринимателей, по результатам которых принято решение о внесении 10 протестов на незаконные акты и решения, 7 представлений об устранении нарушений законности в адрес государственных органов.
Ирина БАУДИНОВА.
***
Охрана природы
На защите живой елки
Перед Новым годом активизировались рейдовые мероприятия по пресечению фактов незаконной вырубки хвойных деревьев.
Сотрудники природоохранной полиции совместно со специалистами лесной охраны проводят усиленные рейды в местах возможных незаконных порубок, заготовок, провоза и реализации молодняка хвойных пород деревьев. Усилен контроль на автодорогах и рынках, ориентированы все наряды дорожно-патрульной полиции и блок-посты «Рубеж», созданы 57 мобильных групп.
В областной центр для реализации завезено свыше 1000 елок из России, которые реализуются на рынках Кокшетау. У нас же незаконная рубка молодняка хвойных пород предполагает наложение на правонарушителей административного штрафа и предъявление иска по возмещению ущерба, причиненного лесному хозяйству. При этом, в случае вырубки семи штук елок и превышения суммы штрафа 100 МРП, в отношении правонарушителя предусмотрена уголовная ответственность. В Казахстане возможна торговля составными елками из ветвей хвойных пород, а также елками, растущими в контейнерах.
В предновогодний период государственные лесные хозяйства страны будут производить заготовку и отпуск новогодних елок только для проведения культурно-массовых мероприятий в учреждениях с разрешения Комитета лесного и охотничьего хозяйства.
По информации пресс—службы ДВД.