История в лицах
История казахского народа показывает, что борьба за свободу и независимость страны велась с упорством и постоянством. Не последнюю роль в ней сыграли и представители национальной интеллигенции рубежа XIX и XX столетий. Создание движения и первой политической партии «Алаш», правительства Алаш Орды свидетельствовали о возросшей гражданской зрелости и высоком потенциале казахской политической элиты. Последние годы XIX века были временем рождения величайших деятелей, оставивших неизгладимый след в истории казахского народа, таких, как Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакип Дулатов, Мустафа Шокай, Магжан Жумабаев, Мухаметжан Тынышбаев, Султанбек Кожанов. К этой замечательной плеяде деятелей по праву можно отнести и Хайретдина Болганбаева.
Хайретдин Абдрахманович Болганбаев — мой дед по материнской линии. По преданности делу Алашского движения, журналистскому мастерству он был на уровне известных общественных деятелей того времени. Одним словом, он был человеком без изъянов, как писал о нем Магжан Жумабаев.
Родился Хайретдин Болганбаев в 1893 году в Нуринском районе (ныне Коргалжынский) Акмолинского округа. Преподаватель, поэт, публицист, он писал о быте казахского народа, последствиях и жертвах того времени. Свои политические стихи и публицистические памфлеты публиковал под псевдонимом в газетах и журналах «Қазақ», «Сарыарқа», «Айқап». Был членом Акмолинского комитета «Алаш Орды». В 1913 году в газете «Қазақ», издаваемой в Оренбурге А. Байтурсыновым и М. Дулатовым, начали появляться статьи X. Болганбаева. «Прямой, толковый, организованный, один из помилованных ВЦИКом», — писал о нем в своем сборнике «Бес Арыс» писатель Турсын Журтбаев.
В 1916 году в разгар первой мировой войны, когда казахское население было мобилизовано на тыловые работы, X. Болганбаев одним из первых дважды ездил через Москву и Минск с гуманитарной миссией (доставлял продовольствие, теплую одежду и обувь) на станцию Ганцевичи в 9-ую инженерно-строительную дружину. Делегировали его туда А. Байтурсынов и М. Дулатов, а в Минске при Западном комитете «Земгар» заведовал инородческим отделом и руководил этой миссией А. Букейханов.
Когда началась Февральская революция, X. Болганбаев с А. Букейхановым, М. Дулатовым, Ш. Альжановым, И. Токтабаевым, Р. Марсеко-вым, Н. Тюрякуловым, Т. Жаманмурыновым и другими отправили 17 марта 1917 года из Минска в Казахстан историческую телеграмму с напутствием: «Взошло солнце Свободы, Равенства и Братства для всех народов России. Необходимо киргизам организоваться для поддержки нового строя и нового правительства. Наш лозунг — «Демократическая республика» и земля тому, кто извлекает доход из нее скотоводством и земледелием».
X. Болганбаев работал в редакции новой общественно-политической газеты «Бирлик Туы» («Знамя единения»), редактором которой сначала был М. Шокай, затем С. Кожанов, а с 7 по 14 номера «Бирлик Туы» выходили под руководством X. Болганбаева.
X. Болганбаев принимал самое активное участие в первом и втором всеказахских съездах, проходивших в 1917-1918 годах в Оренбурге, где решались вопросы о создании Казахской Автономной Республики и было сформировано правительство Алаш Орды. В период с 17 декабря 1917 года по 11 февраля 1918 года X. Болганбаев вместе с М. Шокаем и М. Тынышбаевым активно участвовал в создании Туркестанской Автономии в Коканде. После разгрома Туркестанской Автономии большевиками, когда погибли мирные жители Коканда, X. Болганбаев, как очевидец произошедших событий, подверг неправомерные действия большевиков острой критике в своих выступлениях и публицистических статьях в прессе.
В национальной энциклопедии «Казахстан» есть сведения о том, что в 1921 году X. Болганбаев по заданию А. Букейханова и А. Байтурсынова встретился с Заки Валиди Тоганом, руководившим вместе с Энвер-пашой движением в Бухаре. «В момент поисков X. Болганбаев вместе с такими известными людьми, как Д. Адилов, М. Ауэзов и другими, вел переговоры, касающиеся будущего казахского народа, с басмачами Бухары и Самарканда. Заки Валиди Тоган в своих воспоминаниях (Москва, 1997 г.) особо отметил политическую грамотность, настойчивость X. Болганбаева в этом направлении», — пишет Дихан Камзебекулы, член-корреспондент Академии наук Республики Казахстан.
«17 декабря 1928 г. он был арестован, как участник «контрреволюционной организации». 4 апреля 1930 года коллегия ОПТУ приговорила его к расстрелу. Но позднее это решение заменено на лишение свободы. До 1934 года он отбывал наказание в Архангельске и Сыктывкаре. После возвращения на родину был сослан, как политически неблагонадежный элемент, за пределы столицы (Алматы) в Келесский район, село Сары-Агаш Южно-Казахстанской области. Здесь он работал преподавателем Капланбекского зооветтехникума. 21 апреля 1937 года он был снова задержан и расстрелян 21 ноября того же года в городе Ташкенте. 27 февраля 1958 года X. Болганбай был полностью реабилитирован,» — пишет Дихан Камзебекулы в своей книге «Иман куши».
Разделить трагическую судьбу своего мужа X. Болганбаева решила его супруга, Рахима Акпаровна Хальфина, дочь купца первой гильдии Хальфина, рожденная от дочери сестры Шокана Валиханова — Бадыгул, которая была замужем за потомком великого Тауке-хана. Шесть лет моя бабушка со своими детьми Ериком, Сериком и моей мамой Гульнар провела в ссылке в г. Сыктывкаре и г. Архангельске. Поехала намеренно, «как жена декабриста», чтобы всей семьей делить тяготы ссыльной жизни. В 1934 году вернулась на родину, но потеряла в г. Сыктывкаре сына Серика, который умер от болезни, потому что жили в нечеловеческих условиях, холоде и голоде.
Старший сын Хайретдина Болганбаева — Ерик Хайретдинович Болганбаев, участник Великой Отечественной войны, долгие годы проработал заместителем заведующего сельскохозяйственным отделом ЦК Компартии Казахстана. Его дочь Гульнар (моя мама) более сорока лет проработала учительницей, из них десять лет — директором Сабындинской средней школы, мать-героиня. За свой труд награждена орденом Ленина и медалями, была делегатом XV съезда профсоюзов СССР, избиралась депутатом Целиноградского областного Совета народных депутатов.
Третий сын, Мурат, родился в 1932 году в г. Сыктывкаре Республики Коми, когда мой дед находился в ссылке. Работал зоотехником, главным зоотехником, директором совхоза, в Министерстве сельского хозяйства Республики Казахстан.
Постановлением акимата и решением маслихата города Астаны в 2009 году одной из улиц столицы присвоено имя моего деда Хайретдина Болганбаева в знак признания его участия в становлении независимости нашего государства.
Алашская идея, рожденная в начале XX века, продолжает служить интересам независимого Казахстана. Пройдет время, придут новые поколения, но и в последующие десятилетия и столетия достойное наследие общественной мысли и духовного опыта алашской интеллигенции будет поддерживать казахский народ в потоке истории.
Достык КАМЕЛОВ, внук Хайретдина БОЛГАНБАЕВА.