Приумножать наследие предков

Благодаря Независимости казахское самосознание обрело возможность понимания своего национального «я» в прошлом, настоящем и будущем. С принятием 16 декабря 1991 года Конституционного Закона «О государственной независимости Республики Казахстан» осуществилась многовековая мечта наших отцов, дедов, наших далеких предков о выборе самостоятельного пути развития, праве достойно вершить свою судьбу и восстанавливать свою истинную историю.

Ни одно государство не может существовать без определения даты своего рождения. Среди ученых огромный интерес вызывает сложный и противоречивый вопрос об основании казахской государственности. До сих пор не утихают споры, каких кровей и какой культуры современные казахи, об истинных истоках и корнях, что считать нашей предтечей: сакско-усуньскую культурную общность, эпоху гуннов, западно-тюркский каганат или же начало от Шынгысхана и его потомков? А как быть с образованием собственно первого казахского ханства, датируемого 1456 годом (кстати, Мухаммед Хайдар Дулати соотносит истоки образования его с 1465-1466 годами).

Между тем, первый профессиональный казахский историк, автор изданной в 1943 году «Истории КазССР» Ермухан Бекмаханов утверждает, что государства, возглавляемые Касымханом, Хакназаром, Таукель ханом были достаточно централизованными, и по уровню своего развития стояли выше империи Шынгысхана. Разумеется, весь спектр мнений имеет право на существование, в любом случае, все эти данные ученые склонны рассматривать в совокупности, как важнейшие этапы единого процесса формирования государственности.

В книге Нурсултана Назарбаева «В потоке истории» отчетливо понимание исторической загрузки современных событий и личной ответственности Главы государства за исход сегодняшних событий: «Будучи казахом, я должен помнить о пяти веках собственно казахской истории, если начинать с момента возникновения казахской государственности. Кроме того, нельзя забывать и об исторической колыбели всех тюркских народов — Тюркском каганате, а это означает временной промежуток в 1500 лет… Президент лично отвечает за то, чтобы его нация не исчезла в ближайшие 100-200 лет, как это было со многими тюрками Алтая».

Общее, что объединяет и средневековых правителей и современную власть, — это то, что народ хочет видеть в них олицетворение незыблемости государственного строя, гарант национальной независимости и территориальной целостности, способных обеспечить ему мир и спокойствие. А сама история учит, что судьба молодого государства в решающие моменты во многом зависит от личности его главы. В транзитный период истории на изломе веков руководство Казахстаном, к счастью, дано народом страны мудрому и прозорливому Лидеру Нации, признанному миром политику Нурсултану Назарбаеву, и в этом наша сила, будущие яркие свершения, значительные победы и достижения в настоящем.

Казахи — наследники великих цивилизаций — сумели пронести свое национальное «я» над всеми историческими катаклизмами и не только сохранить его, но и приумножить. Особенностью формирования этноса служит то, что казахи не пришли на свою этно-генетическую территорию в ходе каких-то колонизации или завоеваний. Так уж распределилась земная планида народа, именем которого сегодня зовется республика. Глубина исторического горизонта не ограничивается временными рамками образования первого казахского ханства, казахам присуща удивительная устойчивость в истории, привязанность к земле предков и в демографическом, и в культурном, и в миграционном смыслах. В широко известной поэме казахского поэта Жубана Молдагалиева «Я — казах» есть очень точные значимые строки:

«Другу я скажу, что я — казах, чтобы он уверен был в друзьях,

А врагу скажу, что я — казах, пусть остерегается мой враг!»

Эти слова поэта-фронтовика, словно перекликаются с утверждением Президента РК Нурсултана Назарбаева: «Главное, что отличает народ Казахстана, — это толерантность и миролюбивый настрой». В сегодняшнем взрывоопасном мире наша подлинная независимость означает, по мнению Олжаса Сулейменова, прежде всего взаимозависимость. Только глубоко осознавая этот важный фактор, мы можем крепить стабильность, гражданский мир и межнациональное согласие на такой многоликой планете, какой является Республика Казахстан. Земля казахстанская прекрасна дружным соцветьем народов и культур, это особенно ощущаем мы сегодня, когда современный мир трещит от этнических катаклизмов, когда напор глобализации целится перечеркнуть самобытное национальное начало, и великое благо народа нашей республики в формуле, выдвинутой Президентом Казахстана, -«единство в многообразии».

Рассуждая о вехах становления национального независимого сознания нельзя не вспомнить о борьбе казахов с джунгарскими завоевателями за освобождение своей исконной земли, целой серии освободительных антиколониальных движений в казахской степи XVIII-ХIХ веков, ярком проявлении мятежного духа свободолюбивого степного народа. О ренессансе казахской национально-демократической культуры — пассионарном взлете «Алаш орды», о движении «Желтоксан» — гордом всплеске народного духа в горькие дни декабря 1986 года… Нельзя не отдать должное участникам массового антиядерного общественного движения, объявившим протест ядерным взрывам в сердце Казахстана, на священной земле Абая и Шакарима, смелости организаторов комиссии по спасению Арала и Балхаша, превращенных в зоны экологического бедствия. Все это было инициировано личностями, которые умели силой своего духовного «я» отстаивать независимый выбор и право казахского народа вершить собственную историю.

Наследница великих цивилизаций и великих культур, слияния Востока и Запада казахская Степь была территорией колоссальных инноваций евразийского масштаба — от военных технологий до способов конструирования жилья и разведения скота, от уникальных открытий в металлургии до памятников литературного творчества. Богатейшая история народа, именем которого названа страна, сегодня служит самым эмоционально сильным способом воспитания казахстанского патриотизма, если помнить о том, что свободолюбивый казахский дух произошел из степного безбрежья, на огромных пространствах которого ковался и закалялся характер и образ жизни кочевника, наделенного от природы терпением, выдержкой, волей и сильнейшей генетической энергией. А нам остается приумножать наследие великих предков.

Алия АХЕТОВА,
член научно-аналитического центра Акмолинской ассамблеи народа Казахстана.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также