Ассамблея в лицах
— Вежливый, обходительный, всегда корректный и отзывчивый, с душой расположенный абсолютно ко всем людям, — такими теплыми словами отзываются степнякцы об этом удивительно скромном и немногословном человеке, члене Акмолинской ассамблеи народа Казахстана Камо Геворкяне.
В его доме — уютном и комфортном — во всем чувствуется рука мастера, продумана каждая мелочь, все практично и удобно, сделано с любовью. И такое отношение у Камо Владимировича ко всему, чем он занимается и за что берется, про таких говорят: золото, а не человек. Четверть века назад приехал он сюда из Азербайджана, где в то время проживала его семья, прослышал от знакомых, что здешний райбыткомбинат нуждается в специалистах по пошиву обуви. Увидев воочию, что он умеет делать, взяли сразу, не раздумывая, открыли сапожный цех. Дела шли хорошо, пока после перестройки его изделия не потеснила дешевая китайская продукция. Производство закрыли, для всех начались трудные времена, безработица. Будучи мастером на все руки, он мог не только обувь, любую шапку сам сшить, а нужно — и у плиты такие блюда приготовить, что пальчики оближешь. За многое брался, даже взялся разводить скот, и как-то так получилось, что это новое депо увлекло его, на нем и остановился, потом потихоньку стал засевать поля, расширять животноводство, открыл свое крестьянское хозяйство, которое сейчас и развивает, стараясь, как он выразился, «внести и свою лепту в общий щедрый и гостеприимный казахстанский дастархан». И на это у него есть уже и свои личные обоснования: здесь, на этой ставшей родной земле, теперь живет и его семья, любимые — жена и дочь.
— Мы жили рядом с моей будущей женой, по-соседству, — рассказывает Камо Владимирович, — зовут ее Сара Шакимовна Мусина. Мы сразу понравились друг другу, стали встречаться, а потом и поженились, родилась дочь, ей уже 23 года, студентка, недавно вышла замуж, зять тоже у нас казах, здешний хороший парень, живем очень дружно. То, что разные национальности у нас в семье, так мы на это не обращаем внимание — как будто так и должно быть. Я приехал в эту страну жить, и ее теперь тоже называю своей родиной, здесь мне все нравится — и люди, и традиции — добрососедские, человечные, радушные. Хорошо помню тот момент, когда я своим сказал, что женюсь на казашке, родители благословили, не задумываясь: «Лишь бы человек был хороший». И родители Сары считают меня любимым зятем, всегда нам рады. В свою очередь я тоже стараюсь почитать их, помогать, придерживаться обычаев казахского народа. Вот и дочь выдавал замуж, во всем соблюдая народный ритуал.
Так получилось, что мне довелось познать традиции и культуру разных народов. Родом я из Азербайджана, за годы жизни там выучил этот язык, а как приехал сюда, то стал учить казахский, ведь все друзья были казахи, а потом и девушка. И до сих пор считаю так: если ты не знаешь традиции, языка той нации, где живешь, она не станет тебе родной, а для меня и земля эта, где я выращиваю хлеб, и сами казахи, чья кровь течет в жилах моей дочери, — родные».
На долю родителей Камо Владимировича выпали нелегкие времена, они пережили страшные годы армяно-азербайджанского конфликта, стали вынужденными беженцами, покинувшими родной дом. И хоть в их селении военных действий не было, они происходили очень близко, а значит, и надежды на то, что такого не случится и с ними, не было, а потому пришлось бросить все и уезжать. Их рассказы оставили тяжелый след в сердце сына.
— Что хорошего, — говорит он, — если люди веками жили на одной земле, общались друг с другом, работали вместе, даже роднились многие, а тут за какой-то миг стали врагами. Хотя, конечно, было очень много случаев, когда простые люди, соседи протягивали руку помощи армянам, реально спасая их, ведь люди везде одинаковы и хотят мира.
Я очень горд, что живу в Казахстане — стабильной стране, где нет подобных конфликтов между проживающими в ней этносами, за что огромное спасибо надо всем нам сказать Президенту страны Нурсултану Абишевичу Назарбаеву за его миролюбивую политику, создание таких условий, когда любой чувствует себя в стране своим, а все вместе мы — казахстанцы…
Эмилия РЕРИХ.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.