В сетях обмана и жестокости

131-8-1Рампа
В минувшую среду в Казахском музыкально-драматическом театре состоялась премьера драмы «Жан шырылы» — «Крик души», представленная режиссером Муратбеком Оспановым. Автор пьесы — писатель, драматург, сенатор Жабал Ергалиев, который был среди зрителей. Вместе с ним спектакль смотрели депутат Сената Парламента Рашит Акимов, заместитель акима области Даурен Адильбеков.
Основной акцент в постановке с глубоким смыслом, сочетающим высокую художественность с актуальным содержанием, сделан на личную драму одной простой семьи. Дочь, выйдя замуж, начинает придерживаться нетрадиционной религии. Несчастные пожилые родители узнают об этом, конечно же, не сразу. В один прекрасный день молодые объявляются перед радующимися в предвкушении долгожданной встречи стариками. Оба в мусульманской одежде, дочь укутана с головы до ног в черный хиджаб. Приобщение к вере, произошедшее сравнительно быстро, резко меняет их мировоззрение, образ жизни, отношение к обществу, семье. Это уже не любящая, кроткая дочь, а чужой, живущий в другом мире человек. Молодые супруги уезжают, забрав с собой дочь-подростка, и попадают в сети обмана и жестокости — экстремистскую организацию, оказываются среди людей разных национальностей, среди которых есть и казахи. Кто-то из них, такие как Ораз (артист Зулкапил Батихан), готовы на массовые убийства во имя навязанных им идей вооруженного джихада, совершению террористических актов против «неверных». Когда героиня Маржан Бекешевой (Гульнур) понимает, куда она попала, сделать что-либо поздно. Мужа и дочь-подростка увели, а она, обезумев от свалившегося на нее горя, рыдает: «Где же обещанный нам рай?»

А престарелые родители, потерявшие дочь, зятя и, самое страшное, внучку, разрываются от неведения, потери и боли за своих заблудших детей.

Главное действие спектакля построено на противодействии сил добра и зла, последнее, к сожалению, побеждает. Финал истории печален: умирает не выдержавший горя отец Гульнур — Карим (Кайрат Мурзабулатов), мать Разия (Жанар Кусаинова) попадает в психоневрологическое учреждение, там же, в конце концов, оказывается и их непутевая дочь, потерявшая ребенка и мужа.

Драма сложна психологически, но актеры театра, как всегда, блестяще справились с поставленной режиссером задачей. Страсти накалялись на сцене по нарастающей, и мастера сцены сумели достоверно, убедительно передать все эмоциональные оттенки состояния своих героев. Каждый из них работал с полной самоотдачей, осознавая значимость поучающей постановки.

Нельзя не отметить великолепную, проникновенную игру Жанар Кусаиновой (мать) и Маржан Бекешевой (дочь), которым достались одни из самых сложных, на мой взгляд, ролей. Две родные души в одночасье стали чужими. Вернее, дочь, грубо оттолкнув плачущую, умоляющую ее одуматься старушку-мать, уходит, забрав с собой противившуюся дочь-подростка. Позже молодая женщина остается в одиночестве в стане враждебных людей, в чужой стране. Эмоциональное исполнение актрисой чувств сломленного горем, потерявшего рассудок беззащитного человека, потрясает. Перед зрителем поверженная, затравленная, зажатая в когтях жизни, задыхающаяся женщина. Личная ее драма — дело рук ее самой, доверившейся, поверившей сладкоречивому миссионеру Жуману, роль которого убедительно сыграл Ерканат Сабитов.

Равнодушных лиц в зале, кажется, не было. Драма, несмотря на всю свою сложность, порой излишне затянутые мизансцены, в частности, таковой показалась сцена в психиатрической больнице, понравилась зрителям своей направленностью, тем, что поднимает актуальные сегодня темы, заставляет задуматься. Об этом говорили дружные аплодисменты зрителей, сопровождавшие практически весь спектакль. И взрослые, и особенно молодые граждане должны знать о существующей опасности под названием экстремизм и терроризм, рядящиеся под разные личины, работающие на то, чтобы пополнять ряды тех, кого активно вербуют и используют в своих политических интересах.

Как поделилась приехавшая на премьеру директор РГУ «Научно-исследовательский и аналитический центр по вопросам религии» Министерства культуры и спорта РК Айнур Абдирасылкызы, сегодня все стали свидетелями прекрасной работы, которую невозможно смотреть без слез, душевного содрогания. Эта пьеса, написанная своевременно, правдоподобно, близка казахскому менталитету, и она, я считаю, достигла своей цели, тронув души зрителей. Особенно великолепна символика спектакля, верно найденные режиссерские решения. Эта работа, прекрасно представленная труппой Акмолинского областного казахского театра, продемонстрировала и сильную театральную школу, и собственные его традиции. Каждый из актеров — настоящий мастер. Словом, — это спектакль, который должен быть показан на сценах многих театров страны.

Раушан УТЕУЛИНА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также