Мне в составе группы журналистов из Казахстана посчастливилось увидеть и прекрасную в золоте осени столицу Варшаву, и чудесный город Вроцлав, любовно называемый цветком Европы и избранный культурной столицей континента 2016 года, и фантастически старинный Дзержониув, окруженный многовековой крепостной стеной, удивительно сохранившейся до наших дней.
Самое неизъяснимое очарование вызвала старая Варшава, а точнее, восстановленные после трагедии второй мировой войны по картинам старых мастеров Королевский замок, Рыночная площадь, и, конечно, главное украшение польской столицы — величественные, устремленные в небо католические храмы, уцелевшие после бомбежек фашистской авиации. Столицу Польши на 80 процентов разгромили гитлеровцы в самом начале второй мировой войны, но поляки заново отстроили ее в период социализма.
О том, как этот мужественный народ умеет хранить память о пережитой страшной трагедии, лучше всего свидетельствует Музей Варшавского восстания. Это грандиозный мемориал, посвященный борцам с фашизмом.
Есть Варшава — праздник, который всегда с тобой, говоря словами Хэмингуэя, город, в котором хочется творить и жить; есть Варшава незнакомая, с ее укромными уголками и великими памятниками, непревзойденными музеями, великолепными парками и крошечными скульптурами. Варшава — тысячеликая, разнообразная, многогранная, прославленная в литературе и кино, воспетая в песнях, печальная в воспоминаниях…
Конечно, достоинство старинной столицы подчеркивают люди, ее жители, так трепетно любящие свой родной град, и заботливо и ревниво хранящие и оберегающие ее честь. Пани Ирэн Сухмель, восторженно рассказавшая нам историю города, вдохновенно и артистично поведавшая о тайнах надежного убежища варшавян в тяжелые годы оккупации, явила настолько потрясающе поэтичный образ любимой Варшавы, что не влюбиться в этот город было нельзя. Или свободная и демократическая польская молодежь, объединившаяся в движение «Город — наш!», стремящаяся очистить родную столицу от засилия засидевшихся городских властей, по их мнению, не способных противостоять постепенному разрушению ее богатейшего культурно-исторического наследия. Невозможно было при множестве встреч не почувствовать той сквозящей в словах, жестах, восклицаниях поляков особенной, с гордостью и горечью, любви к своей земле. Ведь недаром многие разрушенные памятники старины из руин превращаются в прежнее великолепие именно благодаря бескорыстным покровителям, за свой счет восстанавливающим разоренные епископские замки, и неоготические сооружения, и шляхетские поместья, и барочные, и в стиле классицизма роскошные усадьбы, и поражающие воображение архитектурными изысками дворцы.
И невольно подумалось вот о чем. Счастлива страна, в которой так много простых граждан, для которых история, прошлое — не только отголоски и эхо минувших событий, а то, что можно и нужно знать, оберегать и сохранять. После всего хаоса сокрушительных бомбардировок столицы Варшавы особенно ярко поражают гармония и красота отреставрированного руками человека великолепия.
С еще более пронзительной силой после посещения музея Варшавского восстания ощущаешь, как прекрасен и величественен подвиг жителей столицы, в трудные дни 1944 года отдавших все свои силы спасению близких, родных и любимых. Наверняка, этот страшный опыт преодоления нечеловеческих трудностей бесценен в понимании природы человека вообще.
Алия АХЕТОВА.
г. Варшава.